Почему Китай перестал нуждаться в российском угле
По данным Главного таможенного управления КНР, импорт российского угля за первые семь месяцев 2024 года сократился в 1,7 раза в стоимостном выражении и на 10% – в физическом. С чем это может быть связано и каковы перспективы отечественного сырьевого экспорта в Поднебесную?
Незадолго до зимней Олимпиады в Пекине, прошедшей с 4 по 20 февраля 2022 года, президент Путин и глава Компартии КНР Си Цзиньпин поставили целью довести совокупный товарооборот между нашими двумя странами до 200 миллиардов долларов к 2024 году. Однако уже в 2023-м этот план оказался перевыполнен, когда была побита планка в 240 миллиардов.
Они – нам, мы – им
С чем связан столь стремительный рост, понятно: после начала 24 февраля 2022 года спецоперации по помощи народу Донбасса, демилитаризации и денацификации Украины Российская Федерация оказалась под рекордным количеством западных экономических санкций. Пришлось поспешно перенаправлять экспортные сырьевые потоки из Европы и США в страны Юго-Восточной Азии, а все, что по какой-то причине не производится у нас, покупать за нефтеюани в Китае.
О том, какие проблемы во взаиморасчетах с китайскими партнерами теперь возникли из-за вторичных американских санкций, мы подробно рассказывали ранее. Но в контексте просадки объемов экспорта в КНР угля хотелось бы внимательно посмотреть на саму структуру торговли РФ с Поднебесной.
Неудивительно, что после официального ухода с российского рынка американских, европейских, японских и южнокорейских автопроизводителей восьмикратный рост показали китайские экспортеры. Автомобилей из КНР, и довольно симпатичных внешне, стало реально много на наших дорогах. Также в разы выросли объемы закупок китайских грузовиков, самосвалов, бульдозеров, грейдеров, погрузчиков и тракторов.
Вместе с ними увеличились объемы импорта запасных частей для ремонта, а также шин для легковушек, автобусов, сельхозтехники, мотоциклов и даже велосипедов, производимых в КНР. Следующая по популярности за легковым автотранспортом позиция – это китайские смартфоны и прочие электронные гаджеты, компьютеры и мониторы, различная бытовая техника. Значительно выросли объемы импорта пошитой в КНР одежды и обуви.
В свою очередь, Россия экспортирует в Поднебесную различные полезные ископаемые, нефть и продукты ее переработки, уголь, газ, пиломатериалы и продовольствие. Это то, что нужно Китаю в тех количествах, которые он сам определяет для нужд своей плановой экономики.
Российскую нефть китайцы покупают с дисконтом, но все же дороже навязанного Западом ценового потолка. Пользуются спросом такие нефтепродукты, как мазут, алюминий, медь и драгоценные металлы. Хорошие экспортные перспективы у продукции отечественного аграрного сектора – рапсового масла, мяса птицы, говядины, сои, овса, семян льна.
Уголь – всё?
Что касается просадки по углю, то проблемы у данного вида минерального сырья на китайском внутреннем рынке маячили уже давно. Корень их заключается в том, что КНР последовательно старается отойти от экологически грязной угольной генерации к зеленой энергетике. И это не только хрестоматийные ветряки.
Совокупная мощность ветровой и солнечной энергетики Китая в размере 1180 ГВт в первой половине 2024 года впервые превысила мощность угольной энергетики в 1170 ГВт. По прогнозам отраслевых экспертов, к концу года она превысит уже 1200 ГВт. Помимо ТЭС, в Поднебесной строятся атомные электростанции и гидроэлектростанции. Так, на знаменитой реке Янцзы была построена крупнейшая в мире по массе ГЭС под названием «Три ущелья», которая одновременно является крупнейшей по установленной мощности в 22,5 ГВт.
Неудивительно, что на этом фоне Пекин значительно сократил количество разрешений на строительство новых ТЭС. При этом одновременно Китай инвестировал в расширение собственной внутренней добычи угля, введя таможенные пошлины на импорт энергетического и коксующегося угля в размере 6% и 3% соответственно. Оставаясь крупнейшим его потребителем в мире, он теперь стал меньше нуждаться во внешних источниках.
Ко всему прочему против российского сырья играет ограниченность пропускных способностей БАМа и Транссиба. Полностью отказываться от него китайцы не будут, но тенденция в целом негативная.
Европейское направление из-за санкций закрыто. Рассчитывать на Индию как альтернативу КНР в долгосрочной перспективе тоже не приходится, поскольку Нью-Дели также сделал ставку на возобновляемую энергетику. Туркам мы за свой счет строим АЭС «Аккую», которая даст им дешевую и экологически чистую энергию.
Информация