Почему присвоение Киеву звания «город-герой» было неправомерным и ошибочным

36

Не хотел писать на эту тему, тем более что не открою Америки. Зато с годами убеждаюсь: в угоду политической конъюнктуре в 1965 году произошло нелепейшее историческое недоразумение – первый секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев одобрил столицу УССР в списке городов-героев, куда также вошли Волгоград, Ленинград, Москва, Одесса, Севастополь и Брестская крепость. Поэтому решился.

Случайный город…


К такому шагу неравнодушные к Украине советские вожди двигались последовательно. Упомянутому недоразумению предшествовало другое недоразумение – инициатива Никиты Сергеевича Хрущёва. Тогдашний руководитель СССР в 1961 году придумал медаль «За оборону Киева». На всякий случай напомню: медали за оборону Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда учреждены в 1942 году; за оборону Москвы, Кавказа и Советского Заполярья – в 1944-м.



Почему медаль «За оборону Киева» появилась аж через 16 лет после Великой Победы? Да потому что она получилась искусственной – обороны-то по большому счёту никакой не было! Точнее, была, но бездарно организованная и неудачно закончившаяся, за которую лучше не наградить, чем наградить. Так называемый киевский котёл, «варившийся» с 7 июля по 26 сентября 1941 года, является крупнейшим в истории войн по количеству окружённых сил. И это катастрофа, а не доблесть матери городов русских. Как являются трагедией массовые казни мирного населения в Бабьем Яре, а также диверсионный подрыв Крещатика с недельным пожаром вскоре после оставления города. Но эти вещи ничего общего с подвигом не имеют!

…И недостойный герой…


Высшая степень отличия – звание «Город-Герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Это цитата из положения о награждении. К нашему случаю оно ну никак не подходит. Единственное, о чём в данной связи можно упомянуть, – столица Советской Украины была героически освобождена, что, впрочем, не является критерием для присвоения ей почётного статуса.

То есть не имели место ни участие жителей в обороне, ни их вклад в борьбу с врагом в период оккупации (как, например, в Минске). А ведь тут должны присутствовать не просто «участие» и «вклад», а проявление «массового героизма и мужества». Объективности ради стоит согласиться, что по признакам, например, у Харькова или Ростова-на-Дону шансов стать героем было явно больше, нежели у Киева. А у легендарного степного рубежа, получившего название Миус-фронт, тем паче. Но через города он не проходил, находясь аккурат посредине между Ворошиловградом и Сталино, так что привязаться было не к чему. То же самое можно сказать и об «огненной дуге» – ни Курск, ни Орёл не годились: там не было таких неистовых уличных боёв, где за спиной море или Волга, а перед лицом – фашисты; сражение состоялось в полях. К тому же история не знает сослагательного наклонения.

…На совести партии


Формулировка насчёт массового героизма действительно подходит к москвичам, в едином порыве отстоявшим столицу. Защитники Бреста без помощи местных жителей вряд ли продержались бы больше недели. Не захотевшие эвакуироваться сталинградцы и севастопольцы наравне с солдатами и матросами противостояли врагу в подвалах Бекетовки и пещерах Инкермана. Кроме отважной обороны, Одесса отличилась в годы войны мощным подпольем. Достаточно взглянуть на героическую Тулу на карте боевых действий 1941 года, чтобы понять, каких усилий стоило войскам и народному ополчению ликвидировать оперативное окружение, в котором оказался город, и отбросить гитлеровцев. Находящийся несколько лет практически у линии фронта ещё один город-герой Мурманск выстоял, хотя, например, по количеству сброшенных на него бомб он уступает лишь Сталинграду. Про ленинградцев вообще молчу – месяц, проведённый в блокадном городе, можно смело считать подвигом.

В 1973 году, в эпоху брежневского культа личности, в основном благодаря тому, что Генсек воевал на Малой Земле, Звездой Героя наградили Новороссийск. Бытует версия, что, когда главком ВМФ Сергей Горшков узнал, что Новороссийск удостаивается такой чести, пришёл в негодование:

А Керчь чем хуже?! Без Керчи не было бы славы Новороссийска, это несправедливо!

В конце концов к мнению адмирала – черноморца-фронтовика члены Политбюро прислушались и Керчь стала городом-героем, что называется, прицепом. Ни в коей мере не умаляю заслуг новороссийцев, хотя Серей Георгиевич был, по-моему, прав: аджимушкайский подземный гарнизон, активное партизанское движение, многочисленные морские десанты дают все основания считать этого город героем. Керчь не переставала воевать весь период оккупации.

Мокрые шаровары и забрызганные еврейской кровью вышиванки


Ну а что же Киев? Коллаборационисты, подонки украинского народа, такие как Олена Телига, Олег Ольжич, и возглавляемые ими националистические организации с приходом немцев прислуживали захватчикам, а теперь их именами названы проспекты, в их честь установлены мемориальные доски. Так, специально в отместку при «незалежности» потомки Бандеры переименовали киевскую улицу Демьяна Коротченко в улицу Олены Телиги.

Трусливые западноукраинские ОУНовцы и полицаи из местных охотно участвовали в карательных акциях, уничтожая мирное население (преимущественно евреев, цыган и членов семей коммунистов), дабы гестаповцы не уничтожили их самих.

В общем, хлебосольный Киев в оккупации покрыл себя не неувядаемой славой, а несмываемым позором. Да, на Центральной Украине в годы Великой Отечественной воевали партизаны под командованием Сабурова, Ковпака, Фёдорова, Коротченко, но... на периферии царила совершенно иная обстановка, чем в столице. Правда, действовала в самом Киеве диверсионная группа чекиста Ивана Кудри и актрисы Раисы Окипной, отличившаяся тем, что якобы взорвала Успенский собор Киево-Печерской лавры. Это было скорее исключением из правил, нежели правилом. В оправдание можно ещё вспомнить разве что во многом окутанный мифами футбольный «матч смерти», но опять же он к теме не относится.

***

Мне издавна симпатичен этот утопающий в зелени благодатный город с простыми и приветливыми киевлянами, которые, правда, незаметно скурвились. Но Киев по факту никогда не был героем. И никто не убедит меня в обратном. Давным-давно, в 1240 году, произошла беспримерная осада Киева Батыем, длившаяся два месяца и окончившаяся взятием города. Однако это, как сейчас любят повторять, совсем другая история…
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    30 августа 2024 09:21
    и чем же прославилось "мощное" подполье одессы кроме как доносами друг на друга? это что за подполье такое раз гитлеровцы отменили в одессе комендантский час и одесситы кушали немецкую колбаску и ходили в кино и театры? если за мощью стоит число доносов одесситов друг на друга то тут действительно мощь, не имеющая аналогов. они просто завалили румын своими кляузами. и освобождение одессы продлилось три дня без активных боев и разрушений. после освобождения, сопротивление одесситов по их же словам перед НКВД заключалось в пересоленном супе и плохо почищенных ботинках. неудобные вопросы от НКВД с последующим наказанием одесситы до сих пор простить не могут и ноют что при румынах было лучше. одесса и при Скоропадском "прославилась"...
  2. +7
    30 августа 2024 10:01
    Про Киев еще писал Казакевич в книге "Путь звезды". Про оборону Севастополя мне рассказывал друг по работе.Где он пацаном рыл траншеи,помогал вылавливать немецких шпионов.Под Сталинградом воевал мой отец. Не любитель особо рассказывать,и не любитель смотреть кино про войну. Культличности У Брежнева не было.Культ личности складывается из того,как государство оберегает имя.Здесь же все было по другому.Про Брежнева рассказывали анекдоты,и на моей памяти никто за это не пострадал.Хотя это было и "застойное время",но советский народ никогда за время советской власти так благодатно не жил.Каждый,кто выдвинулся на самый верхпочитал тот город,где он принимал участие.
    1. +3
      1 сентября 2024 14:04
      Самые преступные советские политдеятели были Хрущёв со своим "разоблачением Сталина" и амнистией бандеровцев и потом Горбачёв, который СССР и весь соцлагерь предал и продал!
  3. +2
    30 августа 2024 10:15
    С содержанием статьи полностью согласен.
    Киев такой же город-герой, как Шойгу герой России.
    А это значит, что Киев никогда не должен в будущем быть столицей, даже областным центром.
    Это город предатель. И уничтожение его даже не является преступлением. По заслугам.
    Если Шойгу герой, то почему бы его опять не назначить министром обороны?
    Абсурд настолько очевиден, что такое предложение можно принять за идиотизм.
    А между тем он председатель Совета безопасности?!
    Профукать министерство обороны, чтобы возглавить совет безопасности.
    Ну чем не басенный Крыловский "Квартет"?
    Вороватые заместители Шойгу и он сам, настолько обесценили значение наград, что военные с "иконостасами" юбилейных железок вызывают презрение.
    Ряженое ворьё.
    1. +1
      1 сентября 2024 14:06
      да... нынче "Звёзды героя" просто побрелушки хероев, если получили их те, которые никогда не воевали, а просто воровали!
    2. 0
      9 сентября 2024 19:01
      Вы посмотрите что творится с наградами в КНДР где они висят на рукавах и штанах. Килограммы наград.
      1. +1
        10 сентября 2024 08:35
        Награды за холуйство.
    3. +1
      24 сентября 2024 16:19
      А между тем он председатель Совета безопасности?!

      Кто Вам сказал? Председателем СБ является президент (по должности). Шойгу - секретарь СБ.
  4. -1
    30 августа 2024 10:26
    Киев был слишком знаковый и значимый город в СССР чтобы его «обойти» в плане титулов. Известно что Хрущев и Брежнев были большие укрофилы и присвоение Киеву города-героя было предопределено самим фактом его оккупации и последующего освобождения
    1. +3
      1 сентября 2024 14:07
      Хрущёв явно и крышовал бандеровцев!!!!!!!
    2. 0
      9 сентября 2024 19:03
      Совершенно верно. Это было политическое решение.
      Наверное совершенно верное . Воспринималось как совершенно верное.
      Это теперь ...
  5. +4
    30 августа 2024 11:22
    Самое плохое, когда по конъюнктурным соображениям начинают переписывать историю. Главным, подменяют историю и события, созданную современниками, заляпывают грязью память погибших войнов ВОВ. По Киеву, И.Сталин приказал ни в коем случае не сдавать Киев, и обороняла Киев многонациональная РККА, и оборона длилась месяцами. Только обойдя Киев с севера и юга и отрезав пути на восток, и тогда оборона ещё длилась. Это были месяцы самоотверженной обороны, и не вина обороняющихся, что попали в окружение. Оборона Одессы была ещё дольше, только после прибытия немецких дивизий, фронт стал отходить к Одессе. Вывод войск из Одессы в Крым стало одной из немногих успешных операций. Вывод: переписывание истории всегда было показателем приспособленцев. В частности, автор статьи часто публикует, мягко говоря, "не однозначные" статьи.
    1. +2
      31 августа 2024 18:33
      Владимир, обойдусь без комментариев, т.к. не владею полной информацией тех лет.
      Но есть одно фото, на котором старый, смертельно уставший человек...
    2. 0
      31 августа 2024 18:52
      По Киеву, И.Сталин приказал ни в коем случае не сдавать Киев, и обороняла Киев многонациональная РККА, и оборона длилась месяцами.

      ...в дополнению к моему предыдущему комментарию -
      С потерей Киева мы теряли рано или поздно, Донецкий угольный бассейн. А что такое уголь (антрацит) для эвакуируемой на восток промышленности - обьяснять не надо.
      1. 0
        31 августа 2024 23:58
        Реплика. Германия имела достаточно своего угля, вот нефти нет. По И..В. Сталину, конечно смертельно усталый, ибо рабочий день, с начала ВОВ, состоял из 16 и более часов , и с людьми. Главное , создавал стратегию обороны СССР, тут усталость не у него одного. на начальный период ВОВ, ибо И.Сталин ложился спать в 4-5 часов ночи, и звонки с ответсвенными лицами часто проходили ночью. Потому привычка работать и дежурить у телефона ночью ответсвенных лиц, стала привычной.
        1. -1
          1 сентября 2024 08:23
          Германия имела достаточно своего угля, вот нефти нет.

          Вы немного не поняли... Я говорил про НАШУ промышленность. Про Германию и ее Рурский бассейн я не упоминал.
          А то, что немцы рвались на Кавказ, к нефти - я это знаю (танки на бензиновых моторах, авиация, вся авто-мото техника, смазочные материалы)...
          Кстати, последний эшелон с углем в Германию ушел буквально накануне, 21 числа.
  6. -2
    30 августа 2024 13:05
    После драки кулаками не машут.
    Да, несправедливо. Но прям в статье описаны и другие несправедливости.
    Так что дело житейское. 50 летней давности.
    Ничто по сравнению с нынешними: "300 человек одной бомбой" (русских, по ВВП)
    1. -1
      30 августа 2024 21:40
      Цитата: Сергей Латышев
      Ничто по сравнению с нынешними: "300 человек одной бомбой"

      Ну и что тут такого? Если накрыть казарму, построение или что-то подобное, то вполне реально.
  7. +3
    30 августа 2024 14:22
    Комментатор Владимир Тузаков охарактеризовал данную публикацию исчерпывающе точно. Разве что стоит добавить тот скользкий факт, что украинскую националистку Елену Телигу гитлеровцы расстреляли: то ли в гестапо, то ли в Бабьем Яру.
  8. +2
    30 августа 2024 14:26
    Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей (Дэн Сяопин )

    Тогда этот ничему не повредила, только стабильность укрепило. Уж лучше бы хохлы гордились героической защитой Киева, а не героическими бандеровцами. Дурдом начался позже, вовсе не при дорогом Леониде Ильиче, а при нас, еще более дорогих, но отвечать за него никто что-то не собирается.
  9. +1
    30 августа 2024 15:41
    Такую тему нужно закрыть. А то договоримся про панику в Москве, сдачу Минска без боя и тому подобное. Нечего ворошить прошлое. Пусть те города останутся героями, а новых пусть никогда не будет.
    1. -1
      30 августа 2024 20:11
      Города-герои Донецк, Луганск и Горловка.
    2. +1
      1 сентября 2024 14:14
      Да Киев уже давно не Город-ГЕРОЙ, а столица НЕ незалежного Бандеростана!!!
  10. -3
    30 августа 2024 18:19
    Цитата: Владимир Тузаков
    Самое плохое, когда по конъюнктурным соображениям начинают переписывать историю. Главным, подменяют историю и события, созданную современниками, заляпывают грязью память погибших войнов ВОВ. По Киеву, И.Сталин приказал ни в коем случае не сдавать Киев, и обороняла Киев многонациональная РККА, и оборона длилась месяцами. Только обойдя Киев с севера и юга и отрезав пути на восток, и тогда оборона ещё длилась. Это были месяцы самоотверженной обороны, и не вина обороняющихся, что попали в окружение. Оборона Одессы была ещё дольше, только после прибытия немецких дивизий, фронт стал отходить к Одессе. Вывод войск из Одессы в Крым стало одной из немногих успешных операций. Вывод: переписывание истории всегда было показателем приспособленцев. В частности, автор статьи часто публикует, мягко говоря, "не однозначные" статьи.

    Да, статья откровенно спекулятивная...
    1. -1
      9 сентября 2024 19:13
      Цитата: Vox Populi
      Цитата: Владимир Тузаков
      Самое плохое, когда по конъюнктурным соображениям начинают переписывать историю. Главным, подменяют историю и события, созданную современниками, заляпывают грязью память погибших войнов ВОВ. По Киеву, И.Сталин приказал ни в коем случае не сдавать Киев, и обороняла Киев многонациональная РККА, и оборона длилась месяцами. Только обойдя Киев с севера и юга и отрезав пути на восток, и тогда оборона ещё длилась. Это были месяцы самоотверженной обороны, и не вина обороняющихся, что попали в окружение. Оборона Одессы была ещё дольше, только после прибытия немецких дивизий, фронт стал отходить к Одессе. Вывод войск из Одессы в Крым стало одной из немногих успешных операций. Вывод: переписывание истории всегда было показателем приспособленцев. В частности, автор статьи часто публикует, мягко говоря, "не однозначные" статьи.

      Да, статья откровенно спекулятивная...

      На злобу дня ! Как говаривали при дорогом и любимом Л.И.Брежневе
  11. -1
    30 августа 2024 18:25
    устали ковырять в носу смотря по телевизору происходящее в СВО, стали ковыряться в истории... что было, то прошло... мне кажется надо отдать должное всем советским людям, которые были причастны к нашей победе...
  12. +2
    30 августа 2024 20:50
    Статья о том, что, в отличие от других городов, Киеву присваивать звание героя в сущности было НЕ ЗА ЧТО. И это решение было ошибкой. А ошибки надо признавать и делать выводы, а не становиться в позу моралиста и праведно гневаться: "Прекратите ворошить прошлое, а то мы так далеко зайдём!". Уже зашли, дальше некуда...
    1. 0
      9 сентября 2024 19:16
      Цитата: Ярослав Дымчук
      И это решение было ошибкой. А ошибки надо признавать и делать выводы,

      Это другая страна если вы заметили . У всех свои выводы.
      А решения принимать уже поезд давно ушел.
  13. 0
    31 августа 2024 00:25
    А почему Воронеж не город-герой?
    1. +1
      31 августа 2024 20:57
      Цитата: Паровозик
      А почему Воронеж не город-герой?

      Потому что братский венгерский народ (с руками по плечи в нашей крови) тогда и смелый и независимый (да, Владимир Владимирович?) премьер Венгрии сейчас. Политика-с.
      1. -3
        1 сентября 2024 00:20
        Всё отражается в масштабах,- Воронеж, Харьков не сравнимы со сражениями за Киев, Одессу, Ленинград, Сталинград. Да, история ВОВ уходит в туман , заменяется конюктурщиной и дилетанством.
        1. +2
          1 сентября 2024 00:29
          Видимо, коньюктурщик и дилетант - это я... А противостояние с фашистами в Воронеже, длившееся дольше, чем блокада Ленинграда и похоронившее двадцать восемь дивизий Вермахта и две армии союзников Германии - это так, мелочи, на Сталинград не тянет...

          Не позорьтесь...
          1. -4
            1 сентября 2024 00:40
            Под Воронежом более венгры действовали, - и сравите с армией Паулюса и прочими. Сравните с потерями на других значимых точках обороны.. Всё познаётся в сравнении. Позор похоже у не осведомлённых.
  14. 0
    31 августа 2024 15:44
    Над всей Украиной неправильные пчелы.
    Правильные пчелы жужужужжжат и приносят людям мед.
    «Неправильные» пчелы тарахтят как мопеды и бросают на плешь бандеровцам бомбы.
  15. 0
    9 сентября 2024 18:55
    Практически согласен со всем изложенным !
    Но как говорится из песни слов не выбросишь !
    Подрыв ночной каскада Днепрогеса принес массу бед Киевлянам и мало́ вреда фашистам.
    Ну подрыв Крещатика вы упомянули ( идея была на два с минусом). Как и идея ставки что 650 тыс войск используя базы и снабжения Киева будут храбро бится в окружении. Хрущев неоднократно называл эту идею безумием. Но ставка не давала добро на отвод войск. Даже когда оставалось бутылочное горлышко все еще не верили в захват Киева. Кррме того там были большие материальные ценности.
    Теперь Керченская катастрофа и весь ужас потери 160 тысячной группировки элитных войск в Керчи.
    Отбив город его тут же начали нашпиговывать воинскими частями, скопление войск было ужасное, Мехлис начальник ставки запретил делать Ак Монайские укрепления ( Теперь вперед и только вперед) . В результате танковые армия Манштейна в сочетании с воздушной армией Люфтваффе захлопнули эту мышеловку.
    Мусоллини и Гитлер с удовольствием рассматривали документальное кино на эту тему. Копии разослали правителям Венгрии и Румынии.
    Мне как жителю Керчи это известно из первых уст. Колонны пленных растянулись на километры.
    Это достоверно были две ужасные катастрофы Киевская и Керченская.
  16. 0
    2 октября 2024 22:26
    Цитата: Сергей Токарев
    одесситы... просто завалили румын своими кляузами... сопротивление одесситов по их же словам перед НКВД заключалось в пересоленном супе и плохо почищенных ботинках

    Почти половина населения этого города, официально, были евреи. Какое тут может быть "сопротивление"?