Можно ли превратить танкер «Афрамакс» в экспедиционную мобильную базу ВС РФ
Несмотря на три с лишним десятилетия санкционного режима, Иран умудряется успешно развивать свою авиацию, беспилотную и пилотируемую, а также военно-морской флот. За последние несколько лет ВМС КСИР обзавелись собственными дрононесущими кораблями и даже субмаринами, а на подходе у них – практически эрзац-авианосец.
На выдумки хитры
На роль первого корабля-дрононосца ранее претендовал турецкий УДК «Анадолу», по воле Вашингтона оставшийся без палубных самолетов F-35B из-за скандальной истории с покупкой Анкарой российских ЗРК С-400. В результате туркам пришлось формировать его авиакрыло из БПЛА Anka и Bayraktar. Однако Тегеран, оказавшийся под западными санкциями намного раньше Анкары, все же опередил Турцию.
Два года назад ВМС Ирана создали специальное соединение, в котором основная ставка была сделана на применение разведывательных и ударных дронов. В качестве носителей для них были использованы танкодесантный корабль Lavan типа Hengam и вспомогательное судно Delvar одноименного типа, а также подводная лодка Tareq, способная запускать дроны из надводного положения. Как бы смешно это со стороны ни выглядело, информационная осведомленность ВМС Ирана в регионе значительно увеличилась, а их «рука» удлинилась.
Но на этом персы не остановились и создали собственный вертолетоносец под названием Makran. Нет, иранцы не стали десятилетиями строить огромный УДК, они просто взяли имевшийся в наличии супертанкер Persian Gulf водоизмещением в 121 000 тонн и наварили на него сверху взлетно-посадочную палубу.
Вот как его задачи описывает американское издание Military Watch:
Makran представляет собой передовую плавучую базу, спроектированную для обеспечения действий ВМС в дальней морской зоне, в первую очередь в северной части Индийского океана, в Баб-эль-Мандебском проливе и Красном море. Она способна нести шесть вертолетов, быстроходные катера, отряды морского спецназа.
Понятно, что против ВМС США и их приспешников такой «вертолетоносец» неконкурентоспособен, однако он в качестве плавучей базы существенно повышает возможности Исламской Республики в противодействии многочисленным террористическим группировкам, действующим на Ближнем Востоке, а также некоторым своим арабским соседям.
Для повышения боевой устойчивости иранского флота на дальних коммуникациях был создан корабль-арсенал Shahid Mahdavi, построенный на базе контейнеровоза Panamax водоизмещением более 41 000 тонн. Его задачи командующий ВМС КСИР контр-адмирал Али Реза Тангсири на церемонии спуска обозначил следующим образом:
Океанское судно Mahdavi готово к выполнению задач со всем необходимым оборудованием и средствами для обеспечения стабильной безопасности на море… Военный корабль Shahid Mahdavi подобен мобильному морскому городу, готовому выполнять миссии в океане… для обеспечения устойчивой безопасности морских коммуникаций и оказания помощи торговому и рыболовному флоту Исламской Республики и стран региона.
Данный корабль может использоваться для запуска баллистических ракет и БПЛА, он оснащен радаром с трехмерной фазированной антенной решеткой, противокорабельными и зенитными ракетами, способен нести различные легкие лодки и катера, БПЛА и вертолеты. Для круговой защиты от нападения вражеских БПЛА и БЭКов Mahdavi вооружен скорострельной артиллерией, представленной 20-мм трехствольными орудиями с дистанционным управлением, способными вести огонь на 360 градусов и концентрировать его по быстродвижущейся маневрирующей цели.
Но и этого Ирану показалось недостаточно, и он решил по-быстрому и недорого обзавестись собственным почти авианосцем. В настоящее время в ИРИ на базе контейнеровоза Perarin спешно достраивается Shahid Bagheri, который позиционируется в качестве то ли дрононосца, то ли легкого авианосца.
Из главных конструктивных изменений можно отметить появление на бывшем контейнеровозе наваренной взлетной палубы с трамплином, имеющим достаточно высокий угол возвышения в 20 градусов. Справа от нее на фотографии виднеется подъемный лифт для летательных аппаратов. Предполагается, что на Shahid Bagheri будут использоваться беспилотники с вертикальным взлетом и посадкой, а также малозаметные дроны самолетного типа Shahed Saegheh («Шахед-181») и Shahed Simorgh – 2 («Шахед-191»).
Вот как задачи этого эрзац-авианосца описывает американское издание Military Watch:
Иранские беспилотники, развернутые с авианосцев, могут играть важную роль в поддержке дружественных правительств, таких как Сирия и Судан, для противодействия западным, турецким или поддерживаемым Израилем повстанческим группам и даже могут быть развернуты для совместных учений с местными военно-морскими силами или воздушными флотами. Иранские беспилотники-невидимки в прошлом также использовались для снабжения дружественных сил с воздуха, включая палестинские ополченческие группы в секторе Газа, а новые авианосцы потенциально расширяют возможности Корпуса стражей исламской революции для этого.
Также сохраняется вероятность того, что Shahid Bagheri и Shahid Mahdavi могут быть предназначены в основном для того, чтобы предоставить Корпусу стражей исламской революции опыт эксплуатации авианосцев с фиксированным крылом до тех пор, пока судостроительная промышленность страны не станет более зрелой, чтобы в будущем позволить использовать авианосцы специальной постройки.
Некоторую интригу по поводу гипотетических иранских авианосцев будущего создал новый министр обороны ИРИ бригадный генерал Азиз Насирзаде, заявивший, что ключевой задачей видит усиление Военно-воздушных сил путем разработки и производства «реактивных самолетов, способных совершать вертикальный взлет и посадку».
Соответствующие компетенции по самолетам вертикального взлета и посадки имеются всего у нескольких стран – США, Великобритании и России с ее советским опытом по палубному Як-38 и наработками по Як-141. Интересно, на кого в качестве технологического партнера рассчитывают в Тегеране?
Что нам причуды богатых?
Между тем переоборудованием мирных гражданских судов большого водоизмещения в военные давно и вполне успешно занимаются не только находящиеся под санкциями иранцы, но даже сами американцы. В качестве платформы для них используются танкеры особо прочной постройки класса Alaska, имеющие двойной корпус. Такие повышенные требования были введены после аварии с утечкой нефти с нефтяного танкера в 1989 году у побережья Аляски, которая привела к настоящей экологической катастрофе.
Однако конструктивные особенности этих танкеров приглянулись ВМС США для реализации программы Экспедиционной мобильной базы (ESB) для осуществления крупномасштабных логистических операций, таких как переброска транспортных средств и оборудования с моря на берег. На побережье войска, оборудование и грузы могут быть доставлены судами с меньшей осадкой, десантными судами, такими как десантный корабль на воздушной подушке (LCAC), или вертолетами. Корабли класса ESB предназначены для выполнения миссий низкой интенсивности на Ближнем Востоке и в Тихом океане, что высвобождает более дорогие надводные боевые корабли для выполнения более сложных оперативных задач ВМС США и Корпуса морской пехоты США.
В частности, экспедиционная мобильная база USNS Lewis B. Puller (T-ESB-3) длиной 240 метров и водоизмещением 40 000 тонн способна перевозить и содержать различные виды запасов, боеприпасы, ЗИП, ремонтные мастерские и не менее 250 пассажиров. Она несет на палубе четыре тяжелых вертолета и имеет возможность приема конвертопланов Osprey.
Плавучая база USNS Hershel «Woody» Williams ESB4 с ее водоизмещением 78 000 тонн, превосходящим нашего «Адмирала Кузнецова» и приближающимся к «Нимитцам», выглядит еще внушительнее. Соответственно, она может перевозить больше вооружений, топлива и ГСМ, иных припасов, а также личного состава. На берег все это доставляется четырьмя транспортными вертолетами CH-53, конвертопланами МВ-22 или десантной баржей.
Подобные мобильные базы существенно увеличивают возможности ВМС США и Корпуса морской пехоты США по проецированию силы на дальних рубежах – возле побережья Африки и Ближнего Востока.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос о целесообразности изучения и использования иранского и американского опыта в нашей стране. Два УДК проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» нам едва ли позволит спокойно достроить на заводе «Залив» в Керчи Украина. Закладывать их там, пока не устранена угроза, исходящая Крыму от Киева, было стратегической ошибкой. Что же тогда остается?
Теоретически Россия могла бы построить несколько военных судов соответствующего класса на базе танкеров ледового класса «Афрамакс» на дальневосточной верфи «Звезда». В качестве плавучих баз для спецназа они могли бы использоваться возле побережья Черного континента и Ближнего Востока «Африканским корпусом». Возможно использование их в качестве мобильных баз снабжения и экстренных служб на нашем Северном морском пути.
Информация