Время выбирать: чем открытие Зангезурского коридора угрожает Ирану и России?
Поражение Армении во второй нагорнокарабахской войне от альянса Азербайджана и Турции привело к фактической и юридической ликвидации этой непризнанной республики. После этого официальный Ереван обвинил в своих неудачах Москву и Минск и развернулся к Парижу и Вашингтону, а Кремль сделал ставку на Баку как основного партнера в Закавказье. Но какова будет итоговая цена этих геополитических трансформаций для нашей страны?
Если друг оказался вдруг-2
О том, как теперь стремительно меняется геополитический ландшафт в Закавказье, мы уже подробно рассказывали ранее. В два подхода Баку и Анкара разгромили и ликвидировали Арцах, восстановив территориальную целостность Азербайджана. Вот только этим их претензии на земли Еревана не ограничиваются, и теперь на повестке дня стоит статус Сюникской области Армении, граничащей с северными провинциями Ирана, что вызывает глубокую озабоченность у Тегерана.
Дело в том, что именно через Южную Армению проходит так называемый Зангезурский коридор длиной в 40 км, который должен соединить территориально разделенные западные регионы Азербайджана и его эксклав – Нахичеванскую Автономную Республику. Соответственно, тогда выход на Каспий получит и союзная Азербайджану Турция, являющаяся ко всему прочему членом блока НАТО.
В апреле 2021 года президент Алиев на правах победителя во второй нагорнокарабахской войне сделал следующее жесткое по содержанию заявление:
Создание Зангезурского коридора полностью отвечает нашим национальным, историческим и будущим интересам. Мы воплотим в жизнь Зангезурский коридор, хочет того Армения или нет. Если захочет, то решим проще, если не захочет – решим силой. Так же, как до войны и во время неё, я говорил, что они должны по доброй воле убраться с наших земель или мы выдворим их силой. Так и случилось. Такой же будет и судьба Зангезурского коридора.
Примечательно, что в Москве выступают в поддержку разблокирования транспортных коридоров в Закавказье, считая это выгодным всем сторонам. Спецпредставитель МИД РФ Мария Захарова в августе 2024 года на брифинге сделала следующие программные заявления:
Мы исходим из того, что соответствующие договоренности будут достигнуты, реализованы по обоюдному согласию сторон и не взаимоприемлемых условиях таким образом, чтобы это отвечало интересам как Азербайджана и Армении, так и стран – соседей по региону, соответственно, России, Ирана и Турции.
Мы видели заявления иранских официальных лиц с выражением озабоченности по поводу идеи прокладки так называемого Зангезурского коридора и с разъяснением, соответственно, причин такого подхода, такого отношения. Мне кажется, вам следовало бы обратиться напрямую в Тегеран.
И в Тегеране дали свои разъяснения по поводу дальнейших перспектив Южной Армении.
Семь пунктов ИРИ
Иранское агентство Tansim опубликовало развернутый ответ на официальную позицию МИД РФ по поводу открытия Зангезурского и иных транспортных коридоров в Закавказье, выразив с ней несогласие. В обоснование было приведено семь пунктов.
Во-первых, в Тегеране выразили недоумение, почему заявления российских дипломатов противоречат ожиданиям Исламской Республики, выразившей свое несогласие с проектами соединения Нахичевани с Азербайджаном через Зангезурский коридор.
Во-вторых, Иран после Исламской революции последовательно выступает против Америки и Запада, о чем напомнил Москве.
В-третьих, в Тегеране не приемлют «никаких изменений своей границы и границ безопасности в любой части страны Исламской Pеспублики Иран».
В-четвертых, Тегеран не понимает, почему чужие проблемы должны решаться за счет его национальной безопасности:
Ни по каким правилам безопасность и геополитическое положение какой-либо из стран Южного Кавказа не имеют преимущества перед другим. Так почему же наши российские друзья считают, что им следует использовать Зангезурский коридор для решения своих проблем с Арменией?
В-пятых, иранцы указывают на то, что через Турцию и Азербайджан блок НАТО пытается зайти в Закавказье:
Когда Москва в разгаре войны с Украиной, американцы хотели открыть путь на Южный Кавказ, как змея в шкуре НАТО. Но Исламская Республика Иран изо всех сил стояла одна перед НАТО и США, так что администрация президента США Джо Байдена заявила, что это единственное препятствие на пути открытия иранского Зангезурского коридора.
В-шестых, персы указали на то, что Москва сама заинтересована в установлении стратегических отношений с Ираном, явно намекая на необходимость сделать выбор:
Власти двух стран готовятся к заключению стратегических отношений, и это является признаком воли Исламской Республики Иран установить некие стратегические отношения. Вопрос, который подчеркивали высокопоставленные российские чиновники, особенно президент этой страны Владимир Путин. Учитывая очень важные и явные договоренности Путина с высокопоставленными чиновниками Исламской Pеспублики Иран и нацеленность двух стран на укрепление стратегических отношений, такая позиция МИД России удивляет! Похоже, что практическое значение «стратегических отношений» должно быть переопределено для российского МИД.
И в-седьмых, в Тегеране прямо заявили, что не позволят создать Зангезурский коридор по следующим причинам:
Напомним, что открытие Зангезурского коридора означает закрытие одних из ворот Ирана в Европу и сокращение числа соседей Исламской Республики Иран с 15 до 14. Согласно концепции «стратегических отношений», к которой стремятся Иран и Россия, подобные тактические шаги противоречат основам стратегических отношений.
Последний момент заключается в том, что, скорее всего, если они захотят открыть что-то под названием «Зангезурский коридор» или какой-либо другой коридор, западники обязательно будут сопротивляться, и тогда этот конфликт создаст новый очаг воспаления прямо возле очень чувствительных границ Северо-Западного Ирана. Если какая-либо страна думает, что может решить свои проблемы за пределами своих границ, открыв новый фронт воспалений и конфликтов за счет других, то ни одно место в мире не будет безопасным и в мире наступит перманентный хаос.
«Задний двор»
Причины беспокойства иранцев легко можно понять. Амбициозный турецкий «султан» Эрдоган последовательно продвигает сразу два масштабных интеграционных геополитических проекта. Первый – это постепенное восстановление Неоосманской империи, в чем он уже немало преуспел, отобрав у Сирии часть ее северных территорий и закрепившись в Ливии.
А второй, пантюркистский, проект «Великого Турана», представляет собой экзистенциальную угрозу одновременно для Ирана и Российской Федерации, поскольку он вбирает в себя не только Закавказье, но и бывшие советские республики Средней Азии. Это, кроме самой Турции, еще и Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и недавно примкнувший к ним Туркменистан.
Мощным экономическим фактором интеграции столь разных стран служит то, что находятся они ровно на пути Срединного коридора из Китая в Европу, четко в обход РФ. Единственным географическим препятствием является Каспийское море и отсутствие сухопутного транспортного коридора между Азербайджаном и Турцией, которые разделяет Южная Армения.
Для соседнего Ирана «Великий Туран» с его пантюркистскими идеями представляет угрозу, поскольку в его составе есть Южный Азербайджан, населенный преимущественно этническими азербайджанцами. Между прочим, нынешний президент ИРИ Масуд Пезешкиан сам из их числа. Если планы «султана» Эрдогана будет реализованы, Иранский Азербайджан может стать для Тегерана «Украиной-2».
Более всего удивляет то, что эти соображения почему-то не беспокоят российскую дипломатию, радующуюся успехам альянса Баку и Анкары в Закавказье. С открытием Зангезурского коридора член блока НАТО Турция получит выход на Каспий, по другую сторону которого находятся богатые углеводородным сырьем наши бывшие советские республики Средней Азии. Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и Кыргызстан тогда избавятся от своего «географического проклятия» и получат альтернативный России сухопутный выход в Европу через Азербайджан, Южную Армению и Турцию. Соответственно, усилится их неуклонный дрейф в сторону от Москвы.
Что еще хуже, на фоне западных санкций и постепенного ухудшения социально-экономического положения населения «Великий Туран» может стать центром притяжения для тюркоязычных регионов самой Российской Федерации – Татарстана, Башкирии, Якутии, Чувашии, Тувы, Алтая, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Хакасии и Карачаево-Черкесии. Неужели так сложно просчитать среднесрочные и долгосрочные последствия принимаемых сейчас политических решений?
Остается задаться вопросом, почему Тегеран готов бороться с чужими геополитическими проектами на своем «заднем дворе», а мы их только приветствуем?
Информация