«Дорога жизни»: что даст России расширение пропускных возможностей БАМа

11

Выступая на пленарном заседании девятого Восточного экономического форума, президент Путин назвал Дальний Восток флагманом развития российской экономики в новой глобальной реальности и уделил большое внимание развитию транспортной инфраструктуры в данном регионе. За счет чего же будут прирастать далее богатства нашей страны?

БАМ-2


Как отметил российский лидер, в 2024 году стартовал третий этап развития Восточного полигона железных дорог, в котором особую роль должна сыграть Байкало-Амурская магистраль, или БАМ, пропускные возможности которой предстоит расширить:



В этом году мы запустили очередной, третий, этап развития этой важнейшей транспортной артерии. Работы ведутся, они развернуты. Подчеркну: предстоит не только «расшить» узкие участки магистралей, ввести в строй более трехсот объектов, включая дублеры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также мост через Амур – задача гораздо более масштабная. Так, например, на всем протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути. При этом уже сейчас нужно думать о перспективе. Считаю, что нам нужно сделать БАМ не только полностью двухпутным, но и электрифицировать эту магистраль.

Байкало-Амурская магистраль является одной из самых протяженных в мире, достигая в длину 4324 км. Проходит она далеко к северу от Транссибирской железнодорожной магистрали в крайне суровых климатических условиях. Строился БАМ через одиннадцать полноводных рек и семь горных хребтов усилиями всего СССР. Но зачем же советскому руководству понадобилось на севере прокладывать дублера Транссиба?

На то имелся целый комплекс причин. Первая и самая главная была военной. Транспортная связность Центральной России с Сибирью и Дальним Востоком держалась на Транссибирской магистрали. В случае ее перекрытия у нас полстраны фактически отпадает, а такая угроза была далеко не иллюзорна.

Так, японцы, создав в Маньчжурии марионеточное государство Маньчжоу-го, планировали впоследствии двинуться на советский Дальний Восток, о чем маршал Георгий Жуков, воевавший против них под Халхин-Голом, вспоминал следующим образом:

Думаю, что, если бы на Халхин-Голе их дела пошли удачно, они бы развернули дальнейшее наступление. В их далекоидущие планы входил захват восточной части Монголии и выход к Байкалу и к Чите, к тоннелям, на перехват Сибирской магистрали.

Помимо Страны Восходящего солнца, абсолютно реалистичную угрозу СССР представлял соседний Китай. В 1929 году китайские войска захватили КВЖД, вернуть контроль над которой удалось только военной силой. Уже в 1932 году вышло первое постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали как дублера Транссиба, но его пришлось отложить из-за подготовки к войне на европейском направлении.

Вновь к идее БАМа пришлось вернуться после серьезнейшего ухудшения отношений с Китаем, когда в 1969 году произошел прямой вооруженный конфликт на острове Даманский. Риск перекрытия китайскими войсками Транссиба стал реальным. Первые работы по Байкало-Амурской магистрали стартовали уже в 1971 году.

Помимо военного, дублер Транссибирской магистрали имел и большое экономическое значение. Предполагалось, что вдоль БАМа на богатейших, но труднодоступных месторождениях полезных ископаемых Восточной Сибири и Дальнего Востока будут построены от 8 до 11 промышленных комплексов с соответствующей инфраструктурой.

К сожалению, реализовать удалось только проекты Южно-Якутского угольного комплекса и Эльгинского угольного месторождения. Оттуда сырье идет на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Дорога жизни»


Отметим, что системные либералы, дорвавшиеся до власти в нашей стране после 1991 года, были склонны принижать значение построенной при СССР железнодорожной инфраструктуры. Вот что по поводу БАМа говорил один из идеологов так называемых «рыночных реформ» Егор Гайдар:

Беда в том, что никто так и не задумался элементарным вопросом: «А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону?» Проект обошелся примерно вчетверо дороже, чем предполагалось, и в полном объеме так и не был никогда завершен.

Однако после событий 2014 года на Украине Москва вынужденно начала разворачиваться от Запада на Восток, и логистическим проектам, связывающим Азию и Европу транзитом через нашу страну, стало уделяться самое пристальное внимание. Особая роль в них отводится Транссибу и БАМу.

Проект расширения пропускных возможностей Восточного полигона РЖД, объединяющего Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги, реализуется в три этапа. Строятся мосты, пробиваются туннели, укладываются новые линии пути. В текущем 2024 году стартовал третий, самый масштабный этап, который делится на три подэтапа.

На первом планируется увеличить провозную способность полигона до 197 миллионов тонн., что облегчит вывоз якутского угля с Эльгинского месторождения. На втором подэтапе пропускные мощности Восточного полигона будут увеличены до 210 миллионов тонн к 2030 году, и по ним будут провозить грузы из Центральной России, Урала и Западной Сибири. На третьем пропускные мощности вырастут до 255 миллионов тонн к 2032 году, а впоследствии – до 270 миллионов тонн грузов.

После закрытия северо-западного и южного направлений восточное становится для современной Российской Федерации основным. Из каналов по экспорту угля БАМ и Транссиб начинают превращаться для нашей страны в настоящую «дорогу жизни».
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    7 сентября 2024 11:29
    За счет чего же будут прирастать далее богатства нашей страны?

    Как за счёт чего? За счёт вывоза природных ресурсов. yes чтобы микрочипы вывозить - БАМ расширять не нужно winked
    1. +1
      8 сентября 2024 08:10
      Действительно.
      Насколько циничным нужно быть, чтобы железную дорогу для распродажи природных ресурсов страны назвать "дорогой жизни" и этим сравнивать её значение с "дорогой жизни" Ленинграда, которая действительно спасла жизнь многим сотням тысяч блокадников, а может быть и всем.
      У торгашей святого ничего не осталось.
      1. 0
        8 сентября 2024 10:02
        Вот что действительно можно было бы сделать - мост/тоннель на Сахалин. Полумиллионный регион с огромными туристическими/ экономическим возможностями..
  2. +1
    7 сентября 2024 12:14
    Это здоров, но ещё бы на севере Сибири ж/д дорогу построили до Камчатки!
    1. +1
      7 сентября 2024 12:32
      ещё бы на севере Сибири ж/д дорогу построили до Камчатки!

      Вперед на Аляску построят с тоннелем под Беринговым проливом. Тогда хоть будет экономическая целесообразность если восстановят торговлю с США. Другой вариант ещё более реальный - тоннель или мост на Сахалин и далее выход на Японию. Вот это будет реальный конкурент китайскому Шелковому пути через Ср.Азию, Каспий и Кавказ и в Европу.
      Численность населения всей Камчатки менее 300 тыс. чел., это меньше чем в г. Бийск или Бердск. Там нет промышленных предприятий и с/хозяйства для вывоза продукции по ЖД да ещё с таким крюком через Чукотку. А рыбу проще сдавать в Сов.Гавани или Комсомольске на Амуре, где есть ЖД.
      1. 0
        7 сентября 2024 12:52
        Оценивать такие дороги экономической целесообразностью это вредительство, это для врагов. Что прекрасно доказали либерасты и , упоминаемый здесь, предатель Егорка Гайдар, чуть не уничтоживший необходимый БАМ помимо прочего!
        на эту Аляску и США. Только глупец надеется на сотрудничество и торговлю с ними в обозримом будущем.
        Такие магистрали строятся для объединения и развития страны, для улучшения жизни наших жителей. Была бы дорога и в Сибири, Магадане, Камчатке жило бы значительно больше людей и были бы промышленные предприятия!
    2. 0
      7 сентября 2024 15:15
      Можно и до Архангельска через Уральскую ж/д.
  3. +5
    7 сентября 2024 14:36
    2 важных пункта в статье:
    1)раз те, кто не развивал БАМ 10 лет в 90е - злобные "системные либералы"
    То кто те , кто не развивал ее 20 лет сейчас?
    - не только злобные "системные либералы" ,но и жулики-перевертыши, притворяющиеся "патриотами"?
    теже самые же люди ,кладущие цветочки 2жды в год Ельцину....

    2)весь разговор в статье только о вывозе ресурсов. Из неоколонии- в новые метрополии на восток.
    Про переработку здесь молчек,
    только упомянули : это калошный СССР хотел "от 8 до 11 промышленных комплексов с соответствующей инфраструктурой."
    Приходится читать меж строк.
  4. 0
    7 сентября 2024 19:40
    Строительство намеченной магистрали будет незаконченным без строительства либо поселков по пути следования,либо моногородов.Нужно население хотя бы для обслуживания железной дороги.Сегодня технологии позволяют протянуть дорогу хоть по дну реки. Китайцы строят очередной тоннель под большой рекой.Где то 5,5 км.Все упирается в нехватку людей.Вот это самая большая проблема.
    1. 0
      10 сентября 2024 09:22
      Обслуживание нефтянки требует рабочих рук.
      Обслуживание газовой отрасли требует рабочих рук.
      Обслуживание железной дороги требует рабочих рук.
      И всё это для вывоза природных ресурсов на экспорт.
      А развитие собственно в чём?
  5. +1
    7 сентября 2024 22:41
    Сперва ругаем коммунистов а потом реализуем их проекты включая сталинские