Российская «Ласточка» становится беспилотной

8

«Российские железные дороги» запустили первый частично беспилотный электропоезд «Ласточка» на Московском центральном кольце, что стало значимым шагом в развитии автономного железнодорожного транспорта РФ. Состав управляется автоматикой с использованием системы компьютерного зрения, которая анализирует ситуацию, принимает решения и выполняет действия без вмешательства человека. Тем не менее машинист пока остается в кабине для контроля.

Между тем, согласно планам, уже к 2026 году будет запущен полностью беспилотный электропоезд с четвертым уровнем автоматизации, который не нуждается в присутствии машиниста.



Стоит отметить, что внедрение автоматических систем управления на железной дороге в РФ началось еще в 80-е годы прошлого века. Эти системы позволяли снизить нагрузку на машинистов и экономить топливо, однако до полной автономности было очень далеко.

Если же говорить обо всем мире, наибольшее распространение автоматизация получила в метро, где в некоторых странах уже функционируют полностью беспилотные поезда. В то же время железная дорога, в отличие от метро, проходит по открытым пространствам с пассажирскими платформами, что требует учета множества сценариев и более жестких требований безопасности. Именно поэтому полностью беспилотные электрички до сих пор не получили широкого применения в мире.

Напомним, что первое тестирование отечественной беспилотной «Ласточки» прошло в 2019 году на экспериментальном полигоне в Щербинке. Система успешно продемонстрировала способность тормозить перед препятствиями, доказав, что автопилот реагирует быстрее человека. Время реакции системы составляет 0,3 секунды, в то время как у человека – больше одной секунды.

История появления «Ласточки» восходит к подготовке к Олимпийским играм 2014 года в Сочи, когда было необходимо быстро создать скоростные поезда для транспортировки пассажиров. Первоначально такие составы производились в Германии совместно с компанией Siemens, а затем их производство перенесли на завод «Уральские локомотивы».

В 2023 году, после отказа Siemens от сотрудничества, РФ представила полностью отечественную версию поезда под названием «Финист». Эти новые поезда способны разгоняться до 160 км/ч, обладают высокой степенью локализации и работают в трех регионах страны.

Так вот, в упомянутом выше 2026 году на маршруты выйдет не «Ласточка», а ее обновленная версия – поезд «Финист», который станет первым полностью беспилотным составом в России.

Автономизация транспортных средств в РФ не ограничивается железнодорожным транспортом. В Санкт-Петербурге и Москве уже работают беспилотные трамваи, оснащенные системами «Когнитивный пилот». Аналогичные технологии будут постепенно внедряться и на железных дорогах.

При этом, несмотря на рост беспилотного транспорта, сокращения рабочих мест для машинистов не предвидится. Они перейдут на новые роли операторов и диспетчеров, контролирующих работу автономных систем.

8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    12 сентября 2024 10:13
    Ну и смысл, если сокращения рабочих мест не планируется? Экономическая выгода в чём?
  2. +2
    12 сентября 2024 10:25
    Одна ласточка погоды не сделает.
    К тому же.
    Достаточно одного хакера ..... и хоронить придётся многих.
  3. -1
    15 сентября 2024 12:50
    Любопытно.
    А что эта беспилотная "Ласточка" будет делать с "зацеперами"?
    1. 0
      27 октября 2024 09:07
      зацеперы да фиг с ними!
  4. +4
    17 сентября 2024 13:02
    Нет уж, ребятки. Ни сам, не полезу, ни свою семью, я в эти беспилотные душегубки не пущу.
    1. +3
      19 сентября 2024 13:25
      Да. Даже когда поезд с машинистом, и то случаются карастрофы. А тут ишь, чего удумали!
  5. +3
    23 сентября 2024 11:33
    О беспилотном пассажирском самолете не задумывались? Вот.
  6. 0
    27 октября 2024 09:07
    Я бы не уповал бы сильно на беспилотные системы!