Москва устанавливает стратегический контроль над СМП под раздраженными взглядами Вашингтона

6

Открывшийся благодаря таянию льдов Северный морской путь стал долгожданной альтернативой Суэцкому каналу, ведь СМП – это более безопасный и короткий морской торговый маршрут из Азии в Европу и обратно. Теперь его важность еще больше возросла, особенно на фоне форменного бедлама, который хуситы устроили судоходству у берегов Йемена.

При этом Москва решила установить стратегический контроль над СМП, что вызывает бессмысленные негодования в Вашингтоне. Об этом сообщат издание Forbes, приводя детали происходящего.



В публикации отмечается, что Россия использует нормы права и считает воды трех крупных архипелагов на 20 миль от побережья своими внутренними. Это позволяет РФ получить контроль над всем СМП, ограничивая доступ других государств, взимая пошлины и вводя свои правила для проходящих судов. На руку россиянам также играют строгие нормы против загрязнения окружающей среды, которые дают возможность ужесточать требования в своей особой экономической зоне вследствие суровых климатических условий (обязательное страхование, ледовая проводка и применение силы к нарушителям). У РФ много разных ледоколов и большой подготовленный военно-морской флот, поэтому она способна отстаивать свои интересы в Арктике.

Пусть и не явно, но инициативы РФ поддерживает Канада. Со своей стороны, она стремится установить контроль над Северо-Западным проходом, соединяющим Атлантический и Тихий океаны.

Обстановку еще больше запутал Китай, который объявил себя «околоарктическим государством» и начал активно строить ледоколы (на стапелях уже 4 штуки). Благодаря СМП Пекин снизил время перевозки грузов из России до 33-35 суток, в то время как путь через Суэцкий канал занимает 45 суток, а вокруг Африки – 55 суток.

На этом фоне США выглядят немощными. Береговая охрана и ВМС США не способны вести продолжительные действия в арктических водах. Вашингтон располагает всего парой ледоколов – один тяжелый и один средний, что выглядит жалко. Несмотря на соглашение США с Канадой и Финляндией по строительству ледоколов, ни Вашингтон, ни его союзники в обозримом будущем не смогут обогнать в этом плане РФ и КНР.

Поэтому США и их союзникам остается лишь апеллировать к международному праву, пытаясь сдерживать стратегические успехи РФ и КНР, добиваясь нужного толкования Конвенции ООН по морскому праву

– подытожило СМИ.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    15 сентября 2024 11:50
    При этом Москва решила установить стратегический контроль над СМП, что вызывает бессмысленные негодования в Вашингтоне.

    А с каких это пор, мнение иностранной державы стали учитывать в делах, исключительной территории России?
    1. +1
      17 сентября 2024 13:57
      Не совсем так. По Морскому праву, гражданские суда, имеющие страховку и технический сертификат, имеют право на проход. Так суда гоняют тысячами через Босфор, оба берега которого - Турецкие.
      Да, лоцманы в деле, отдельная служба, но не более того. Так что теоретически, при таянии льдов вдоль Арктического побережья России, когда можно летом и в сентябре пройти, появляются заявочки типа «Русские обязаны не мешать». На практике все сложнее. Нужны корабли ледового класса, наличие договора с ледоколом, Арктический сертификат, договор с лоцманами, страховка включая северные риски и тд. Собрать все воедино пока под силу только российским судам или судам из правильных юрисдикций. Не будет договора с ледоколом - просто не пустят в СМП. Да и со страховкой все не так радужно. Мы имеем право не признать ллойдовские бумаги, ибо наши страховщики и банки под санкциями. Придется искать, а кого? Ну дружественные юрисдикции застрахуются у нас, а враги?
  2. +2
    15 сентября 2024 12:23
    Открывшийся, благодаря таянию льдов, Северный морской путь стал долгожданной альтернативой Суэцкому каналу, ведь СМП – это более безопасный и короткий морской торговый маршрут из Азии в Европу и обратно

    Пишут, лишь бы написать. СМП - проходит в территориальных водах России, кто не знает пусть почитают, что означает проход иностранных судов в территориальных водах. Китай строит ледоколы, да для проводки своих судов. Без разрешения РФ на проход в территориальных водах смысл использования СМП для Китая отпадает, см. карту. У КНР остаётся ещё использование ледоколов в военных целях. По СМП безопасный проход судов только в виде караванов во главе с ледоколом. Для России это единственный безопасный водный путь с Запада на Восток, независимый от иностранных государств. Рассматривая СМП нужно сразу определять цели, в первую очередь СМП нужен для развития России, и только потом использование его иностранными судами. Для обеспечения круглогодичного судоходства коммерческих судов по СМП нужны атомные супер ледоколы, обеспечивающие канал шириной 80+ метров и среднюю скорость каравана более 20 узлов. Для таких ледоколов льды толщиной 3-4 метра не являются тормозом. Теоретическая разработка таких супер ледоколов велась в СССР в 1960 годах. Только в таком виде СМП может составить конкуренцию Суэцкому каналу.

    На этом фоне США выглядят немощными. Береговая охрана и ВМС США не способны вести продолжительные действия в арктических водах. Вашингтон располагает всего парой ледоколов – один тяжелый и один средний, что выглядит жалко.

    Пишут чушь. Северо-Западный проход — морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг является тяжелым и не может составить конкуренцию Панамскому каналу. Этот путь практически не используется. Зачем нужны ледоколы?
  3. +2
    15 сентября 2024 12:33
    Для контроля над СМП России совсем не обязательно объявлять СМП проходящим целиком по её территориальным водам. Достаточно контроля над проливами на Новой земле и Северной земле. Кому не нравится пусть идёт через полюс
    1. +1
      15 сентября 2024 15:11
      Не нужно преувеличивать значение СМП. Пока грузов для транспортировки недостаточно. Нужны спецсуда повышенной прочности для следования за караваном, что удорожает транспортировку. Да, и если исключить газовозы, то остальных грузов для круглогодичного использования мало.
  4. 0
    15 сентября 2024 23:27
    хочется обратить внимние что помимо ледоколов, и боевых ледоколов на смп нужны фрегаты и корветы в баренцевом море и на камчатке, их там не по задачам маловато, а вот на балтийском черном каспийком и японском морях они очевидно безсмысленые смертники мишени, все корабли первого и второго ранга нужно вывести срочно на камчатку и север