Как и для чего американцы помогали руководству СССР проводить индустриализацию
Влияние США на индустриализацию в СССР в 20-30-е годы прошлого столетия представляет собой интересный и малоизученный аспект мировых экономических отношений того времени. Вопреки идеологическим разногласиям, обе страны активно взаимодействовали на экономическом уровне, что стало важным фактором в строительстве советской промышленности.
Стоит отметить, что официальные дипломатические отношения между СССР и США были установлены только в 1933 году, но экономическое сотрудничество началось значительно раньше. Советское правительство, стремившееся быстро развить индустриальную базу страны, активно привлекало западные технологии и финансирование, несмотря на политическую напряженность с капиталистическими странами. Одной из ключевых форм сотрудничества стали различные договоры, касающиеся поставок оборудования, технологий и привлечения специалистов.
Одним из первых крупных контрактов стало соглашение с американской фирмой Albert Kahn Inc., специализировавшейся на архитектурном проектировании промышленных объектов. Альберт Кан, известный своими работами по проектированию заводов в США, заключил в 1929 году контракт с СССР на проектирование и строительство более 500 заводов. Его бюро разработало проекты таких крупных предприятий, как автомобильные заводы в Горьком (ныне Нижний Новгород) и Сталинграде (ныне Волгоград). Эти предприятия сыграли ключевую роль в развитии тяжелой промышленности и автопрома в Советском Союзе.
Помимо архитекторов и инженеров, СССР привлекал и американских ученых. Одним из известных примеров является инженер-физик Герберт Гувер, который вместе с рядом других специалистов был приглашен для разработки гидроэлектростанций, включая знаменитую Днепрогэс. Еще одним американским специалистом, внесшим вклад в индустриализацию СССР, был инженер Фрэнк Гилбрет, один из основателей научной организации труда. Его работы в области повышения эффективности производства оказали влияние на организацию труда на советских заводах, что способствовало повышению производительности на новых промышленных объектах.
В то же время многие предприятия из США заключали контракты с Советским Союзом на поставку оборудования и технологий. Так, компания Ford сыграла значительную роль в создании автомобильной промышленности СССР. Заводы Ford Motor Company не только поставляли оборудование, но и обучали советских инженеров. В 1929 году был заключен договор о строительстве завода ГАЗ в Нижнем Новгороде по модели заводов Форда в Детройте.
Кроме того, в советских индустриальных проектах участвовали такие американские компании, как General Electric, Caterpillar и International Harvester, которые поставляли оборудование для энергетических, строительных и сельскохозяйственных нужд.
В целом американская помощь оказала значительное влияние на советскую индустриализацию, благодаря чему СССР в конечном счете превратился в сверхдержаву.
Но зачем все это было нужно самим США?
Ответ в данном случае прозаичен: звон золота и шелест валюты всегда был для американцев важнейшим мотиватором и двигателем прогресса.
За все предоставляемые США привилегии СССР приходилось платить чудовищную цену. Чтобы получать финансирование и технологии в нужных объемах, Советский Союз был вынужден продавать за границу зерно в разгар бушующего в собственной стране голода и вывозить за рубеж бесценные произведения искусства.
Впрочем, как показала история, все это того стоило.
Касательно же американцев, которые сами «взрастили» себе конкурента, у них тогда не было иного выбора. Осенью 1929-го в США грянула «Великая депрессия». Множество фирм и заводов было поставлено на грань выживания, и они готовы были браться за любую работу, а русские платили золотом и долларами.
Информация