Есть ли коммерческое будущее у «идеального варианта» лайнера Ту-214

33

Как сообщает пресс-служба АО «Туполев», в Казани будет создан Инновационный конструкторский центр, который должен заниматься решением уникальных задач по модернизации среднемагистрального пассажирского авиалайнера Ту-214 и созданию его «идеального варианта». Но есть ли будущее у этого самолета?

«Костыль» – навсегда?


Объединенная авиастроительная корпорация, куда входит «Туполев», начала набор команды, которая должна будет повысить рыночную конкурентоспособность среднемагистрального лайнера Ту-214, разработанного еще в СССР:



АО «Туполев» открывает набор талантливых и креативных специалистов, готовых предложить свежие идеи и разработки в области авиастроения. Это могут быть как опытные конструкторы, так и молодые специалисты, а также инженерные команды. Работу инновационного центра возглавит первый заместитель генерального директора ОАК, управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев.

«Инновационный центр станет уникальной фабрикой мысли. Надеемся, что свежие прорывные идеи позволят усовершенствовать наш продукт, повысить эффективность производства, приблизиться к созданию идеального варианта нашего самолета», – заявил Константин Тимофеев.

Перед казанскими инженерами-конструкторами будут поставлены следующие задачи: обеспечение весового совершенства пассажирского самолета, увеличение дальности полета, снижение трудоемкости при сборке воздушного судна и другие. Очевидно, что «туполевцы» очень серьезно настроены откусить значительную долю рынка у своего более современного одноклассника МС-21, но получится ли?

Вопрос этот далеко не праздный, поскольку устаревший Ту-214 изначально рассматривался только как временное решение, своего рода костыль, на котором отечественные авиаперевозчики смогут продержаться, пока «Яковлев» не начнет им серийно поставлять новенькие МС-21. Вот только у последнего, судя по утекшей в прессу информации, выявились серьезные проблемы по причине увеличения массы на целые 6 тонн из-за вынужденного перехода на отечественные композиты в «черном крыле» и импортозамещенную авионику.

Создание укороченной версии среднемагистрального лайнера МС-21, видимо, нацелено на оперативное решение проблемы с переутяжелением, но объективно сдвигает сроки начала серийного производства вправо. И это открывает широчайшее окно возможностей для его одноклассника Ту-214, потребности в котором непрерывно растут.

99 замечаний


Так, в 2022 году до 2030-го планировалось произвести 70 лайнеров этого типа. В январе 2024-го речь шла уже про 115 среднемагистральных Ту-214. А вот директор ПАО «Туполев» Вадим Королев говорит уже про полторы сотни, включив в их число не только пассажирские, но и спецборта:

Подтвержденная потребность в самолетах Ту-214 уже сегодня составляет до 150 единиц на период до 2032 года, из которых на 20 самолетов есть твердые контракты, на 67 самолетов подписаны соглашения о намерениях и на 61 самолет имеются заявки от официальных заказчиков.

Однако противники реванша советского лайнера указывают на ряд недостатков его устаревшей конструкции и процесса производства, делающие его неконкурентоспособным с российским МС-21 и западными одноклассниками. Среди них – трехчленный экипаж, высокий расход топлива и невозможность собирать самолеты конвейерным способом, а также всякие мелочи по салону в количестве 99 замечаний, найденных придирчивыми заказчиками из «Аэрофлота».

После ознакомления с открытыми источниками автору данных строк удалось найти удобоваримые ответы на претензии критиков перспективы возвращения Ту-214 в небо.

Что касается топливной экономичности, то на данном этапе «Туполев» не намерен отказываться от проверенных ПС-90А, чтобы избежать сдвигания сроков вправо и превращения проекта в авиационный долгострой. Ремоторизация лайнера Ту-214 возможна в дальнейшем, но только на современный, хорошо отработанный двигатель. И это очень здравый подход в наших суровых реалиях.

Казанский авиастроительный завод в настоящее время проходит процесс масштабной модернизации по военно-промышленной программе, а также по гражданской. Строятся обрабатывающие центры и агрегатно-сборочные цеха, которые позволят собирать самолеты из отечественных комплектующих поточной линией по типу автомобильного конвейера. То есть модернизированный советский Ту-214 уже не будет уступать в эффективности процесса производства современному среднемагистральному МС-21, но изначально превосходит его в вопросе независимости от импортных комплектующих, который подрезал крылья конкуренту.

С переходом Ту-214 на двухчленный экипаж все не столь однозначно. Дело в том, что заказчики спецбортов, например Минобороны РФ, заинтересованы в его сохранении, потому полного отказа от данной схемы не произойдет. Однако для придирчивых клиентов из «Аэрофлота» производится доработка кабины под двух пилотов.

Следует напомнить, что двухчленная схема была реализована для ориентированного на экспорт Ту-204СМ, но вместо него ставка в нашей стране была сделана на МС-21. Под этот проект из «Туполева» в «Иркут» (ныне «Яковлев») перешло много специалистов, которые и реализовали на современном самолете двухчленный принцип управления его бортовыми системами. Теперь наработки по МС-21 используются для адаптации на модернизированном Ту-214, который должен полететь в 2026 году.

Таким образом, среднемагистральный лайнер советской разработки имеет хороший шанс на вторую жизнь. Помимо стандартной пассажирской версии с двухчленным и трехчленным экипажем, в «Туполеве» планируют создать укороченную по типу Ту-204-300 и даже инициативно грузовую.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    19 сентября 2024 12:24
    Легковой автомобиль из отечественых запчастей никак сделать не получается, чего уж о самолетах говорить? Или будет отечественный самолет полностью из импортозамещенных китайских деталей?
    1. +4
      19 сентября 2024 14:02
      Лучше выпускать больше своих самолётов, чем айфоны на колёсах. В недалёком будущем четырехколёсного дерьма будет как грязи.
    2. +1
      22 сентября 2024 16:36
      Есть ли коммерческое будущее у «идеального варианта» лайнера Ту-214

      При таком подходе даже не знаю что сказать.
      1. -1
        22 сентября 2024 17:16
        Такой подход диктует нам беречь коммерсантов. Этих, а не тех, кто придёт на их место.
    3. 0
      13 октября 2024 00:35
      До 1980 года около 25 % парка гражданских самолетов летавших во всем мире были произведены в СССР.
  2. +5
    19 сентября 2024 12:35
    Пока будут думать про коммерческое будущее и количество членов,придётся людишкам вспомнить про гужевой транспорт.
    1. +4
      19 сентября 2024 13:14
      Если власть РФ гонится за экономией в угоду развала развития российской авиации, то господа возьмите лошадь, она ест сено, летом траву и ей керосин не нужен. Одна экономия и польза. Навоз идёт в удобрения, СО2 естественное.
      1. -1
        19 сентября 2024 15:09
        Цитата: vlad127490
        возьмите лошадь, она ест сено, летом траву и ей керосин не нужен

        Вот только такой "грузовик" имеет большие ограничения как по скорости, так и по весу груза. К тому же, чтобы содержать лошадей - тоже задачка еще та, в отличие от машин: которые в простое НИЧЕГО не потребляют, и сено при этом - им не нужно.

        А если вы хотели использовать лошадь вместо самолета, то тут скорее дракон подойдет (которых, как мы знаем, не существует).
        1. +2
          19 сентября 2024 19:28
          Откуда вы знаете, что драконы не существуют?
          Мой внук уверен в существовании драконов.
          Раз внук уверен, значит дед тоже.
          1. -5
            20 сентября 2024 11:14
            нет, это значит что у деда деменция....
            1. +2
              20 сентября 2024 12:23
              Оскорбить много ума не надо. Значит у вас нет внуков.
          2. +1
            20 сентября 2024 12:30
            Цитата: vlad127490
            Мой внук уверен в существовании драконов.

            Ну так на всего на одном драконе (штучном) - все не смогут летать, даже если (на краю земли): найдут сохранившийся с древности экземпляр, к тому же прокормить ТАКОГО дракона - задачка еще та. )))
            1. +6
              20 сентября 2024 12:59
              Спасибо за красивый ответ. Почему-то у меня всё больше появляется уважения к казанцам, что только благодаря их стойкости существует Ту-204/214. В другом месте эти эффективные менеджеры давно бы прикончили Ту-204/214. Пример, Ил-96 в Воронеже, не хотят наладить серийный выпуск, а их нужно 100 шт.. Скоро, к 2030 году летать в РФ будет не на чем. Забудьте про МС-21, там слабых мест куча, которые без свой промышленности не решить, это значит надо закупать комплектующие в КНР, а санкции будут лет 20, тоже и про суперджет. Ан-2 повторить не могут, не хотят. Все эти кровопийцы мечтают вернуться в "святые времена", всё купим за границей.
  3. +8
    19 сентября 2024 13:25
    Почему не выпускают специально для рыночников РФ Ту-204СМ, или здесь стоит вопрос не возможности получить откат, взятки, как при покупке Боинга в США. Подход со стороны власти к авиа компаниям должен быть жестким. Боинги, Аирбасы и др. НАТОвские самолёты запретить покупать или установить на них 100% налог на покупку. Летайте на русских самолёта. В РФ рынка нет, все вопли про рынок в РФ, это обман населения.
    1. +3
      19 сентября 2024 15:13
      Почему не выпускают специально для рыночников РФ Ту-204СМ

      - а его импортозаместили? был один единственный самолет, переделанный, прошел сертификацию, снялся в кино и..... и все....
    2. 0
      12 ноября 2024 20:51
      Vlad1627277, потому что СМ - это американская авионика и двигатель.
  4. +5
    19 сентября 2024 14:45
    Болтавни и обещалок много , все инет СМИ забиты.
    А когда прийдет подводить итоги, окажется что и наказывать некого.
    Крупняк неприкасаем, а мелочь уже в другом месте работает...
  5. +1
    19 сентября 2024 14:46
    Ещё бы Супер Джет убрали и вернули Ту-334М и народ бы сказал спасибо hi
    1. 0
      19 сентября 2024 15:19
      это бессмысленно..............
  6. +3
    19 сентября 2024 15:22
    Я бы коротко сформулировал идею так: летающего на 5.5 тыс км с 200 пассажирами МС21 в среднесрочной перспективе не получается. Поэтому возвращаются к самолету разработки 80х годов. Этот в начале 2000х летал Москва - Владик без посадки.
    А наверх это доложить боятся, т.к. слетят с насиженного кресла
    1. +1
      19 сентября 2024 16:15
      ну собственно как-то так и есть
  7. +6
    19 сентября 2024 15:22
    Есть ли коммерческое будущее у «идеального варианта» лайнера Ту-214

    - в нашей стране прогнозы удел Битвы экстрасенсов bully
  8. +4
    19 сентября 2024 22:30
    Деваться некуда. Придется делать то что получается. Другого выхода нет. Топливная экономичность будет хуже, т.к. всю свою историю отставали по двигателям. Однако наш керосин должен быть дешевле, т.к. он российский, а нашим нефтяным монополиям и посредникам нужно периодически давать подзатыльники, что бы цены не завышали. Это компенсирует плохую экономичность двигателей. А самолёты Россия будет делать и боевые и пассажирские. Не боги горшки обжигают.
    1. +1
      20 сентября 2024 15:00
      Цитата: Алексей Лан
      Деваться некуда. Придется делать то что получается.

      Главное, что делать что-то начали, неважно кто (из МС-21 или Ту-214) вперед выйдет, а со временем "допилят", когда деньги в отрасль пойдут. Вы правы, что меньшая экономичность - не помешает их использовать, наконец.
  9. -2
    19 сентября 2024 23:40
    планируют создать укороченную версию

    МС тоже планирует укоротиться. Вот кто больше укоротится- тому и контракт fellow
  10. +2
    20 сентября 2024 09:23
    Пока управляют страной те кто уничтожал тот же авиапром - ничего не будет...будут сумасшедшее предложения создать преемника АН-2 с американскими движками..холуяж - вечная болячка демшизы...Будет имитация усилий по созданию абсолютно патриотичного самолета среднего класса...В гудок уйдет всё...утрата компетенций...
  11. +4
    20 сентября 2024 10:49
    Но есть ли будущее у этого самолета?

    Будущее самолёта неразрывно связано с будущим страны.
    Если нет будущего у капиталистической России, то откуда оно возьмётся у самолёта?
    1. 0
      20 сентября 2024 15:07
      Цитата: prior
      Если нет будущего у капиталистической России

      Наступление будущего - не зависит от того, что было раньше (время не идет назад - лишь может замедлиться по Циолковскому). Вопрос в том, что для этого - нужно изменить в настоящем, и если такие изменения будут - будут и самолеты, в России.

      Хотя через замедление времени - тоже можно попасть в будущее, но опять же - без возврата времени назад.
  12. +2
    20 сентября 2024 17:08
    Самое главное сейчас для выпуска 214го - это модернизировать/перестроить производственную линию под полноценный конвейерный выпуск. Это уже сама по себе задачка. А потом уже на такой линии можно будет клепать и 3-местные, и 2-местные варианты кабины. Сначала можно для гос.заказчиков в 3-местном варианте, заодно отрабатывая все косяки на новой сборочной линии, а потом уже и 2-местный подоспеет. Причем 2-местную кабину желательно взять по максимуму от МС-21, для ускорения процесса. Да и вообще при модернизации стараться унифицироваться с Яками по максимуму.

    А так 214 - это наш вариант КОМАК С919, в будущем, если запустят в норм. серию, можно будет и в небогатые страны поставлять
    1. -3
      24 сентября 2024 07:40
      Кому он будет нужен в небогатых странах с таким расходом керосина? Посмотрите на цены на авиабилеты в России. И сравните с европейскими лоукостерами.
      1. 0
        1 октября 2024 20:58
        Небогатые страны обычно чувствительны к цене покупки, а не эксплуатации. А у нас керосин дорогой вследствие картельных сговоров, многие небогатые, но ресурсные страны сами добывают нефть, по меньшей мере.
        1. -2
          1 октября 2024 21:40
          То то мексиканцы отказались от СуперДжетов. Именно из за расходов при эксплуатации.
  13. 0
    22 сентября 2024 05:30
    Скоро китайцы наладят производство своих самолётов. Купим у них. Они и по всем параметрам будут лучше российских.
  14. Комментарий был удален.
  15. Комментарий был удален.