Есть ли коммерческое будущее у «идеального варианта» лайнера Ту-214
Как сообщает пресс-служба АО «Туполев», в Казани будет создан Инновационный конструкторский центр, который должен заниматься решением уникальных задач по модернизации среднемагистрального пассажирского авиалайнера Ту-214 и созданию его «идеального варианта». Но есть ли будущее у этого самолета?
«Костыль» – навсегда?
Объединенная авиастроительная корпорация, куда входит «Туполев», начала набор команды, которая должна будет повысить рыночную конкурентоспособность среднемагистрального лайнера Ту-214, разработанного еще в СССР:
АО «Туполев» открывает набор талантливых и креативных специалистов, готовых предложить свежие идеи и разработки в области авиастроения. Это могут быть как опытные конструкторы, так и молодые специалисты, а также инженерные команды. Работу инновационного центра возглавит первый заместитель генерального директора ОАК, управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев.
«Инновационный центр станет уникальной фабрикой мысли. Надеемся, что свежие прорывные идеи позволят усовершенствовать наш продукт, повысить эффективность производства, приблизиться к созданию идеального варианта нашего самолета», – заявил Константин Тимофеев.
Перед казанскими инженерами-конструкторами будут поставлены следующие задачи: обеспечение весового совершенства пассажирского самолета, увеличение дальности полета, снижение трудоемкости при сборке воздушного судна и другие. Очевидно, что «туполевцы» очень серьезно настроены откусить значительную долю рынка у своего более современного одноклассника МС-21, но получится ли?
Вопрос этот далеко не праздный, поскольку устаревший Ту-214 изначально рассматривался только как временное решение, своего рода костыль, на котором отечественные авиаперевозчики смогут продержаться, пока «Яковлев» не начнет им серийно поставлять новенькие МС-21. Вот только у последнего, судя по утекшей в прессу информации, выявились серьезные проблемы по причине увеличения массы на целые 6 тонн из-за вынужденного перехода на отечественные композиты в «черном крыле» и импортозамещенную авионику.
Создание укороченной версии среднемагистрального лайнера МС-21, видимо, нацелено на оперативное решение проблемы с переутяжелением, но объективно сдвигает сроки начала серийного производства вправо. И это открывает широчайшее окно возможностей для его одноклассника Ту-214, потребности в котором непрерывно растут.
99 замечаний
Так, в 2022 году до 2030-го планировалось произвести 70 лайнеров этого типа. В январе 2024-го речь шла уже про 115 среднемагистральных Ту-214. А вот директор ПАО «Туполев» Вадим Королев говорит уже про полторы сотни, включив в их число не только пассажирские, но и спецборта:
Подтвержденная потребность в самолетах Ту-214 уже сегодня составляет до 150 единиц на период до 2032 года, из которых на 20 самолетов есть твердые контракты, на 67 самолетов подписаны соглашения о намерениях и на 61 самолет имеются заявки от официальных заказчиков.
Однако противники реванша советского лайнера указывают на ряд недостатков его устаревшей конструкции и процесса производства, делающие его неконкурентоспособным с российским МС-21 и западными одноклассниками. Среди них – трехчленный экипаж, высокий расход топлива и невозможность собирать самолеты конвейерным способом, а также всякие мелочи по салону в количестве 99 замечаний, найденных придирчивыми заказчиками из «Аэрофлота».
После ознакомления с открытыми источниками автору данных строк удалось найти удобоваримые ответы на претензии критиков перспективы возвращения Ту-214 в небо.
Что касается топливной экономичности, то на данном этапе «Туполев» не намерен отказываться от проверенных ПС-90А, чтобы избежать сдвигания сроков вправо и превращения проекта в авиационный долгострой. Ремоторизация лайнера Ту-214 возможна в дальнейшем, но только на современный, хорошо отработанный двигатель. И это очень здравый подход в наших суровых реалиях.
Казанский авиастроительный завод в настоящее время проходит процесс масштабной модернизации по военно-промышленной программе, а также по гражданской. Строятся обрабатывающие центры и агрегатно-сборочные цеха, которые позволят собирать самолеты из отечественных комплектующих поточной линией по типу автомобильного конвейера. То есть модернизированный советский Ту-214 уже не будет уступать в эффективности процесса производства современному среднемагистральному МС-21, но изначально превосходит его в вопросе независимости от импортных комплектующих, который подрезал крылья конкуренту.
С переходом Ту-214 на двухчленный экипаж все не столь однозначно. Дело в том, что заказчики спецбортов, например Минобороны РФ, заинтересованы в его сохранении, потому полного отказа от данной схемы не произойдет. Однако для придирчивых клиентов из «Аэрофлота» производится доработка кабины под двух пилотов.
Следует напомнить, что двухчленная схема была реализована для ориентированного на экспорт Ту-204СМ, но вместо него ставка в нашей стране была сделана на МС-21. Под этот проект из «Туполева» в «Иркут» (ныне «Яковлев») перешло много специалистов, которые и реализовали на современном самолете двухчленный принцип управления его бортовыми системами. Теперь наработки по МС-21 используются для адаптации на модернизированном Ту-214, который должен полететь в 2026 году.
Таким образом, среднемагистральный лайнер советской разработки имеет хороший шанс на вторую жизнь. Помимо стандартной пассажирской версии с двухчленным и трехчленным экипажем, в «Туполеве» планируют создать укороченную по типу Ту-204-300 и даже инициативно грузовую.
Информация