Немецкий автопром переживает тяжелейший кризис

0

В настоящее время экономика Германии, как и Евросоюза в целом, переживает не лучший период. Особый дискомфорт ощущают крупнейшие немецкие автоконцерны, которые буквально уговаривают канцлера ФРГ Олафа Шольца отказаться от торговой войны с КНР – введения заградительных пошлин на китайские электромобили.

По словам главы BMW Оливера Ципсе, таможенные сборы нанесут большой ущерб европейским производителям, работающим на рынке КНР. Перед этим с аналогичными заявлениями выступили руководитель Mercedes-Benz Ола Каллениус и гендиректор Volkswagen Оливер Блюме.



Все дело в том, что 4 октября в ЕС будут голосовать за введение пошлин до 45% на электрокары, изготовленные в КНР. Чтобы их не утвердили, 15 стран-участниц должны проголосовать против них.

Более того, весь европейский автопром сейчас готовится к глубокому и длительному кризису. По информации британского издания Financial Times, в начале 2024 года местные автопроизводители ожидали возврата к нормальному функционированию с ростом изготовления продукции более 2%. Но вместо этого компании сталкиваются с проблемами по нескольким направлениям, в том числе сильной конкуренцией в Китае, слабым спросом в Европе и высокими ценами на энергоносители. Поэтому автопроизводителям нужно быть готовыми к ухудшению ситуации, поскольку они также сталкиваются с необходимостью делать более высокие инвестиции в технологии при значительно снизившейся прибыли (маржой – разницей между ценой и себестоимостью) от электромобилей.

Практически во всех регионах существуют фундаментальные препятствия для отрасли в целом. Будет преждевременным говорить о том, что в течение 2025 года дела начнут выглядеть лучше

– считает отраслевой аналитик UBS Патрик Хаммел.

Рыночная доля иностранных брендов на автомобильном рынке КНР достигла рекордно низкого уровня в 37% по сравнению с 64% в 2020 году. Спад был особенно резким для немецких автопроизводителей, доля которых сейчас меньше 15% по сравнению почти с 25% тогда.

В Европе, где более высокие процентные ставки стали причиной падения спроса, автопроизводители также борются с падением продаж электромобилей и банкротствами поставщиков, вызванными нехваткой комплектующих.

Что касается «немецкого экономического чуда», то, по мнению европейских экспертов, оно оказалось под угрозой – кризис бьет по промышленным гигантам. Экономика ФРГ, которая когда-то была символом стабильности и промышленного могущества, сталкивается с серьезными проблемами. Причем кризис, спровоцированный США, бьет по немецким фирмам, вынуждая их сокращать производство, увольнять сотрудников и переносить мощности за рубеж.

Например, крупнейший поставщик автомобилей в Германии – ZF Friedrichshafen – сократит 14 тыс. рабочих мест к 2028 году, перенося производство за рубеж. Технологическая компания Bosch собирается оптимизировать расходы на зарплату и уволить 3 тыс. сотрудников. Химический гигант BASF закрывает производство в Людвигсхафене и переносит его в КНР. Химическая компания Bayer уже уволила 1,5 тыс. работников. Сталелитейная компания Thyssenkrupp не может ничего гарантировать своим 27 тыс. сотрудникам. Шведский производитель аккумуляторов Northvolt, который строит завод в ФРГ, также вынужден сокращать расходы и рабочие места, это затронет 6,5 тыс. человек.

Причины кризиса кроются не только в экономическом факторе, но и в политической повестке. Поэтому данная проблематика требует пристального внимания и срочных мер для решения, чтобы не произошло усугубления с еще более печальными последствиями.