Выяснилось, почему сербы решили купить французские Rafale
В конце августа 2024 года в Белграде Минобороны Сербии подписало с французской компанией Dassault Aircraft контракт на покупку 12 единиц многоцелевых истребителей Rafale новой постройки (9 одноместных и 3 двухместных) модификации F4 для нужд сербских ВВС и ПВО. Сумма контракта, который должен быть исполнен в 2028 году, составляет 2,7 млрд евро (вместе с вооружением).
Нужно отметить, что сербы хотят заменить указанными Rafale 14 находящихся у них на вооружении истребителей МиГ-29 российского производства. Интересные подробности относительно причин выбора Сербией французских боевых самолетов привели источники специализированного российского блога bmpd, посвященного военной тематике.
В публикации отмечается, что глава правительства Сербии Милош Вучевич, (с 2 мая 2024 года) выступая в парламенте страны, привел обстоятельства, из-за которых Белград сделал выбор в пользу французских Rafale. Более того, он назвал причины, по которым продукция других авиапроизводителей многоцелевых истребителей фактически не рассматривались сербской стороной.
В процессе обсуждения бюджета страны один из депутатов парламента упрекнул правительство в том, что будущие сербские Rafale будут иметь «встроенную блокировку применения против стран НАТО», т. е. произойдет сознательное урезание возможностей ВВС и ПВО Сербии. Однако Вучевич не стал отмалчиваться и ответил, что стало первой официальной интерпретацией причин выбора истребителей Rafale со стороны сербского государства, а также предполагаемых недостатков предложений и решений других производителей.
Все дело в том, что Вучевич до этого был главой Минобороны Сербии (с 26 октября 2022 года), т. е. он был на этой должности в период заключительного этапа переговоров по Rafale и подробно осведомлен о данной проблематике. Вучевич напомнил депутату, что Сербия уже эксплуатирует французские вертолеты и РЛС, и нареканий по этому поводу не возникает.
Был проект и обсуждение с консорциумом европейских стран, речь идет о самолете Eurofighter, они не дали результатов и были прекращены более десяти лет назад, и с того времени прогресса не было
– указал Вучевич на провалившиеся ранее переговоры по Eurofighter Typhoon.
Что касается США, то, по словам Вучевича, Вашингтон не рассматривает ВС Сербии в качестве партнера по поставкам авиатехники.
У нас даже были переговоры об учебно-боевых самолетах, но даже с этим все идет довольно тяжело. По разным причинам, какими являются международная и оборонная политика США
– добавил Вучевич, подтвердив сведения, что именно американское государство, а не частные компании-производители, не желает продавать Белграду даже подержанные истребители.
Американо-шведский усовершенствованный учебно-тренировочный самолет, Boeing-Saab T-7A Red Hawk, однако даже ВВС США не ожидают появления этого образца авиатехники в своем распоряжении ранее конца 2027 года. Причем в 2023 году командир 252-й учебно-тренировочной эскадрильи ВВС Сербии опробовал немного отличающийся тренажер в Дубае (ОАЭ) на выставке.
Не обошел стороной Вучевич и проблемы с приобретением авиатехники у РФ и КНР. Во-первых, Москва сейчас сосредоточена на украинском конфликте и снабжение собственных ВС для нее является приоритетом. Во-вторых, сложности логистики также стали камнем преткновения для поставок со стороны РФ и КНР. Сербия окружена странами НАТО, поэтому «доставить такой вид вооружения очень сложно, даже невозможно». Сербы задумывались о покупке китайского J-10, который, по его словам, был «отличным самолетом с действительно великолепными технологиями». Однако физическая возможность доставить эти истребители в Сербию отсутствует.
Касательно Rafale, то в сумму контракта также входят запасные части и тренажер. Чтобы узнать непредвзятую информацию, сербы даже побывали в Северной Африке и предметно пообщались со своими коллегами из Минобороны Египта по поводу эксплуатации Rafale, подытожил Вучевич.
Напоминаем, что истребители Rafale, кроме Франции, эксплуатируют: Египет, Индия, Катар, Греция и Хорватия. Заключили контракты на разные варианты самолета также ОАЭ и Индонезия.
Информация