Транспортный мегапроект Ирака представляет угрозу для Ирана на Ближнем Востоке

6

Проект «Дорога развития», инициированный Ираком, представляет собой амбициозную инфраструктурную программу, которая направлена на превращение страны в ключевой транспортный узел между Востоком и Западом. Этот проект стоимостью 17 миллиардов долларов подразумевает прокладку 1200-километровой автомагистрали и железной дороги, соединяющих Персидский залив, где уже началось строительство крупнейшего в регионе порта «Гранд Фау», с Турцией. Инициатива уже привлекла внимание таких крупных партнеров, как Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Турция.

Стоит отметить, что иракский проект – один из нескольких, борющихся за господство в торговле между Востоком и Западом. Существует также поддерживаемый Китаем транскаспийский транспортный маршрут, который проходит по Центральной Азии через Каспийское море и далее в Турцию. Кроме того, есть поддерживаемый Россией транспортный коридор «Север – Юг», проходящий из Москвы в Баку, Тегеран и Мумбаи, а еще третий экономический коридор Индия – Ближний Восток – Европа, который проходит через Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, Израиль и Грецию далее в Европу.



В то же время проект Багдада отличается от конкурирующих с ним тем, что он стремится вовлечь региональных партнеров, а не исключать их. Собственно, именно поэтому он так быстро нашел отклик среди крупных ближневосточных игроков.

Впрочем, наибольшую угрозу «Дорога развития» представляет не для вышеупомянутых транспортных коридоров, а для политических и экономических амбиций Ирана, что уже вызывает немалую обеспокоенность в Тегеране.

Все дело в том, что успех иракского коридора будет означать для Исламской Республики не только потерю финансового влияния на Багдад, но и сокращение его роли в региональной торговле, которая сместится западнее. Кроме того, иранские прокси-группы, такие как «Хезболла», выразили обеспокоенность возможным прерыванием поставок оружия через Ирак в Сирию, что также ударит в том числе и по интересам Тегерана.

Наконец, Иран на протяжении долгого времени поддерживает курдские боевые группировки, такие как Рабочая партия Курдистана (РПК). Однако новый проект требует от Багдада жестких мер против этих боевиков, что идет вразрез с политикой Ирана в регионе.

В итоге проект «Дорога развития», с одной стороны, способствует достижению Ираком экономической независимости и развитию всего Ближнего Востока, но с другой – противоречит геополитическим интересам Ирана, ослабляя его влияние и усложняя дальнейшее продвижение региональной политики.

При этом стоит добавить, что, помимо возможного противодействия со стороны Исламской Республики, мегапроект Багдада столкнется и с другими трудностями вроде коррупции, религиозных противоречий, а также прочих внутренних проблем, что потребует от властей Ирака немалых дипломатических и политических усилий.

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    9 октября 2024 11:53
    У Ирака более выгодное географическое положение для создания транспортного хаба, чем у Ирана.
    Ирак может связать транспортной инфраструктурой три моря, Средиземное через Сирию, Черное через Турцию, Каспийское через Иран, с Индийским океаном через Персидский залив.
    А Иран может связать только Каспий с Индийским океаном.
    С одной стороны здесь есть тема для военного конфликта между Ираном и Ираком.
    С другой, странам есть смысл войти в объединение БРИКС и вместе с Индией и Китаем строить вместе взаимовыгодную международную транспортную инфраструктуру. И перспективы здесь для всех необозримые.
  2. +2
    9 октября 2024 12:34
    Понятно, что страны Юго-Восточной Азии, Япония, Индия, КНР, Турция, Ирак, Израиль, США, ЕС, арабы будут поддерживать этот проект. Проект через Баку, это чисто РФ - Иран. Логистика через Ирак будет дешевле.
  3. 0
    9 октября 2024 13:38
    (Google Переводчик)

    Как венгр, я хотел бы добавить к статье два комментария.
    1. География. Важно не количество морей. Иран также напрямую связан с Каспийским морем и Индийским океаном. В случае с Ираком в статье говорится о трех или четырех морях, из которых он соединен только с одним.
    Я думаю, что гораздо более важным наблюдением является то, что эта дорога проходит по ровной местности. Его дешевле строить, да и заправляться нужно меньше. Грузовикам понравится, что вы можете видеть далеко и нажимать на педаль газа. Поезда благодарны, что путь прямой и сворачивать не надо. Иран — горный регион, который веками защищал его в военном отношении, но закрывал его в торговле.
    2. В статье говорится о курдах как о проблеме безопасности. Но он не упоминает суннитский треугольник. Страной руководят шииты, живущие на юге, которые вытесняют суннитское меньшинство от власти. Было бы целесообразно обеспечить, чтобы исламистские террористические организации не получали денег, чтобы сохранить коммерческие грузы, проходящие через их территорию. Я говорю о таких организациях, как «Исламское государство», которое не так давно устроило резню в Москве и предприняло атаку с целью оккупации Ирака. России не очень выгодно, если эти организации получат деньги в Ираке, чтобы успокоиться и распределить деньги на теракты в других странах, например, среди народов Средней Азии. России было бы полезно помочь иракскому правительству в обучении борьбе с терроризмом. Даже прежде, чем коррумпированные лидеры арабской страны решат этот вопрос деньгами, пойдите немного дальше и не создавайте проблему в моей стране!
  4. -1
    9 октября 2024 17:40
    Возможно, в далёком будущем, когда на берегах Каспийского моря будет одно государство Россия, как был Советский Союз, можно будет построить через Иран судоходный канал из Персидского или Оманского заливов в Каспийское море. Тогда у России появится прямой морской путь в Индийский океан.
  5. -1
    9 октября 2024 20:38
    Основная проблема - убрать из региона англосаксов. А так-то дорог много не бывает...
    1. +1
      10 октября 2024 23:01
      А ради чего тогда строить? Все эти коридоры ради торговли с Европой..