Сокращение и переориентация: как меняется программа российского авиапрома

29

Разрыв отношений с Западом из-за начала 24 февраля 2022 года СВО на Украине оставил Россию без воздушных лайнеров американского и европейского производства и полностью изменил структуру отечественных авиаперевозок. А дальше началось самое интересное.

Пассажиропоток: было – стало


До событий 2014-2022 годов российские авиаперевозчики зарабатывали на обслуживании туристического потока, преимущественно в Турцию, Египет, Юго-Восточную Азию и Китай, а также на рейсах в страны Евросоюза, США, Японию и Южную Корею. Еще одной из немаловажных статей доходов были транзитные рейсы европейских авиаперевозчиков в страны Юго-Восточной Азии.



После начала СВО на Украине ситуация кардинально изменилась. Европейский союз, Великобритания и Канада закрыли свое небо для российских авиакомпаний, и Москва ответила симметрично воздушным перевозчикам из 36 недружественных стран, которые теперь вынуждены летать в обход, увеличивая свои издержки.

Одновременно с этим произошло перенаправление пассажиропотоков из России в ЕС и США, куда теперь летают намного меньше, чем раньше, используя в качестве пересадочного пункта Турцию и страны Закавказья. Переориентация экономических связей с Запада на коллективный Восток привела к росту нагрузки на направлениях в Китай, Казахстан и Киргизию, которые также используются в качестве стран-транзитеров.

Увеличилась нагрузка на внутренние авиарейсы, что требует ускоренного развития сети аэропортов и аэродромов, больших и малых. Ранее в качестве главного транспортно-логистического хаба страны выступала Москва, через которую приходилось порой лететь, чтобы добраться в соседний регион. Теперь в приоритете развитие собственной внутренней опорной сети аэродромов, что следует из программы Минфина РФ на следующую трехлетку:

166 миллиардов рублей на три года заложено на развитие опорной сети аэродромов по посланию президента в рамках нового нацпроекта «Транспорт».

В настоящий момент в России насчитывается 228 гражданских аэродромов, но к 2030 году их число должно увеличиться до 242. Из них 129 аэродромов подлежат модернизации: на 76 будут произведены работы по реконструкции и новому строительству, на 53 – капитальный ремонт.

Большое внимание в правительстве теперь уделяется опережающему развитию транспортной инфраструктуры на вдруг ставших не депрессивными, а перспективными направлениями Дальнего Востока и Южной Сибири, где реализуются проекты по созданию новых территориально-производственных комплексов и растет пассажиропоток в Юго-Восточную Азию.

Корректировка планов


Параллельно с изменением структуры воздушных перевозок произошла и корректировка планов по развитию отечественного гражданского авиапрома. Столкнувшись в 2022 году с отказом стран Запада поставлять новые пассажирские самолеты и обслуживать уже приобретенные, российское руководство поставило задачу произвести своими силами более 1000 отечественных самолетов до 2030 года.

Как поведало своим читателям издание «Коммерсант», консультанты Сбербанка и «Газпром нефти» недавно провели независимый внешний аудит заводов Объединенной авиастроительной корпорации и пришли к неутешительному выводу об отсутствии «экономически оправданного спроса» на такое количество новых отечественных самолетов к указанному сроку.

Решение о проведении такой проверки было принято после того, как Ростех и Минпромторг заявили о необходимости очередного переноса вправо сроков начала серийного производства импортозамещенных самолетов. Подробно о начале корректировки амбициозных планов в области гражданского авиастроения мы уже рассказывали ранее.

Подсчитано, что имеющегося в стране авиапарка примерно из 880 самолетов вполне достаточно для перевозки как минимум 113 миллионов пассажиров в год до 2029-го. А потом ожидаются крупные неприятности, поскольку, по прогнозам Минтранса РФ, парк иностранных лайнеров всех типов должен сократиться до 319 самолетов к 2030 году с ускорением их выбытия с 202-го.

В той картине, что нарисовали аудиторы, реальная потребность в новых самолетах в России оценивается в 50-60 в год вместо «запланированных в спешке» 140-270 единиц ежегодно. Самым востребованным из них должен стать среднемагистральный МС-21, который желают приобрести «Аэрофлот», RedWings и S7.

Планы по организации экспортных поставок самолета этого типа за рубеж представляются чересчур оптимистичными, поскольку востребованным МС-21 окажется только у весьма узкого круга небогатых дружественно настроенных России государств. Также эксперты невысоко оценивают экспортные перспективы ближнемагистрального SJ 100, поскольку потребность в самолетах данного класса на 100 пассажирских кресел невелика.

Против МС-21 и SJ 100 играет их серьезно возросшая себестоимость из-за необходимости поспешного импортозамещения ключевых узлов и агрегатов. Для сравнения: до введения западных санкций американский двигатель P&W для МС-21 стоил 800-900 миллионов рублей, а полностью отечественный ПД-14 обходится почти в 1,8 миллиарда. Российско-французские двигатели SAM146 для SJ 100 оценивались в 600-700 миллионов рублей, наш ПД-8 – около 1 миллиарда рублей.

Понятно, что по мере увеличения серии стоимость двигателей и прочего бортового оборудования, которое необходимо в условиях западных санкций импортозамещать, должна снизиться. Такова цена технологического, экономического и политического суверенитета в многополярном мире.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    10 октября 2024 12:03
    Понятно, что по мере увеличения серии стоимость двигателей и прочего бортового оборудования,.... должна снизиться.

    У автора в последнее время появляется всё больше и больше юмористических статей.
    "В России снизилась цена" - это выражение оксюморон из области очевидного невероятного.
    Поаккуратнее с выражениями, пожалуйста.
    А то один тут как -то сказал про пенсионный возраст. Что мол повышаться не будет. Так ему это теперь никогда не простят.
  2. +13
    10 октября 2024 12:08
    Возрождать наш авиапром поручено тем же лицам, которые его разрушали. Поверить в успех такого предприятия может либо оптимист-, либо тот, кому ничего не нужно. И это всё, что мы хотели знать о кадровой политике в современной России.
    1. +8
      10 октября 2024 14:45
      Ну вот они и "возродили"...

      Поняли, что прошло уже 2 года, а самолетов как не было так и нет, и заявили, что оказывается проблема не в отсутствии двигателей, деталей, инженеров, рабочих и т.д...

      А просто самолеты в России не нужны... Интересно, эти персонажи на карту страны давно смотрели??? Может им и страна не нужна???

      Какое-то время назад один персонаж на сайте, заявлял, что летать должны состоятельные, а плебс пусть дома сидит... Видимо, его "писание" было услышано...самолетов будет мало, цены вырастут и летать смогут " не только лишь все"...
      1. Voo
        0
        13 октября 2024 19:08
        Видимо они имели ввиду самолеты таких размеров, для них достаточно самолетов размером с бизнес-джет, а такие большие им не нать, зачем им членовозы таких размеров.
  3. +10
    10 октября 2024 12:39
    Основная проблема системы, построенной в РФ гарантом за четверть века - абсолютная безответственность и вопиющая некомпетентность власть предержащих. Никто из них не отвечает ничем серьёзным за провал порученного дела, а провал неизбежен посему как никто из них ни черта не понимает в порученном.. Ибо не имеет не то, что профильного образования - но в массе своей даже просто технического. То есть он не в состоянии понять даже то, что им говорят специалисты..

    Ну - и вишенкой то, что основным результатом своей деятельности они искренне считают количество добытого бабла.. А ведь это - отнюдь не равнозначно тому, что от них требуется..

    Скажем - железная дорога должна в первую очередь вовремя и дёшево перевозить грузы, а не зарабатывать деньги. Врачи должны лечить, а не стяжать бабло. Учителя - учить, аэрофлот - перевозить пассажиров, и тд и тд. Основным их критерием успешности - просто обязаны быть результаты и польза для страны, а отнюдь не финансовые отчёты!!

    И вот этой казалось бы очевидной истины - вся путинская братия похоже в упор не хочет понимать. Со всеми вытекающими...
    1. +9
      10 октября 2024 13:19
      Любой чиновник, идущий во власть ставит целью сделать деньги, не заработать, а сделать на взятках, откатах, воровстве казенных денег. Это идеология современной системы, которую насильственно навязали в 1991 году. Все олигархи, капиталисты, буржуазия в РФ стали богатыми за счёт воровства народных богатств. Новые поколения прекрасно знают это. Почему новым поколениям запрещают воровать те, кто сами обворовали Россию и стали богатыми. Кто дал старым ворам такое право. Выход один, ликвидация всех воров, как это сделать, другой вопрос. Зачем развивать свою авиационную промышленность, если как только министр уйдут, он сразу убежит в страны НАТО, а НАТО не разрешает развивать РФ. Дураков среди министров нет.
    2. -1
      11 октября 2024 17:52
      Основная проблема системы, построенной в РФ гарантом за четверть века - абсолютная безответственность и вопиющая некомпетентность власть предержащих.

      Если главный человек в стране технически некомпетентен, и слушает тольколько то что хочет слушать, ему можно впаривать что угодно и безнаказанно. Он же сам хотел это слышать.
    3. 0
      17 октября 2024 10:30
      Паул, не забывайте, что уровень поддержки этой системы аж 87% ))) люди этого хотят.
    4. Комментарий был удален.
  4. +2
    10 октября 2024 13:07
    Есть правильная песня о том, что "Первым делом - самолёты..." Но сейчас в первую очередь нужно срочно строить за Уралом несколько заводов по изготовлению современной микроэлектроники. Которая потом и в самолетах пригодится. Без собственной современной микроэлектроники не будет никогда и собственных современных самолетов.
    1. +5
      10 октября 2024 14:48
      Завод вы построите(в смысле корпуса?... А станки где возьмете для производства микрочипов???

      Их делает крайне ограниченное число производителей из недружественной страны(по-моему в Голландии)...

      Это делать надо было раньше, но кто- то предпочел играться в лимпияды и футболы...
      1. +3
        10 октября 2024 15:38
        Станки тоже свои. Китай уже сделал свои станки и свои заводы. Чем Россия хуже Китая?
        1. +2
          10 октября 2024 21:37
          Цитата: Риторическая Рита
          Чем Россия хуже Китая?

          Правящей партией. А ещё в Китае к стенке ставят, а в России переводят на другое место работы с повышением.
        2. 0
          11 октября 2024 17:43
          Станки тоже свои. Китай уже сделал свои станки и свои заводы.

          Насколько я знаю Китай покупает чипы на Тайване, как и мы до 24.02.22. Фотолитографические оборудование на глубоком ультрафиолете делают только в Голландии.
    2. 0
      17 октября 2024 10:32
      Патриот, что бы построить заводы по микроэлектронике, которых в стране достаточно, нужно разработать фотолитографы, степперы и кучу другого оборудования. И научиться его серийно проищводить. Ученые и разработчики с 2010го года предлагают начать разработки, но власти ьыло пофиг. А на это нужно 10-15 лет. Уже было бы готово. Но увы. Вертикаль.
  5. +5
    10 октября 2024 14:43
    Вобщем ,если коротко статью: затык с производством, спросом, деньгами ,стоимостью, мощностями и кадрами. Даже в суверенитете.(в производстве).
    Главное, имхо - самые главные люди страны остались. Те кто когда-то разваливал, сейчас правильно и выгодно все возродит.
    Кто закупал Боинги вместо развития своего авиапрпома, теперь научит учит правильно всех жить духовно и патриотически...
  6. +2
    10 октября 2024 17:35
    Анатолий Эдуардович Сердюков (род. 8 января 1962, Холмский, Краснодарский край) — российский государственный деятель, экономист, руководитель Федеральной налоговой службы (2004—2007), министр обороны Российской Федерации (2007—2012), директор авиационного комплекса «Ростех», председатель Совета директоров ПАО «Роствертол» (с 2017), председатель Совета директоров ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (2019—2021), вице-президент Союза машиностроителей России (с 2019).

    Кто-то надеется что у России будет своя авиация? Кто Сердюкова назначил и чьи приказы он выполнял и выполняет, ЦРУ, Госдепартамента, Президента Путина?
  7. -5
    10 октября 2024 20:38
    Да что вы стонете. Всё наладится. Многое уже есть или на испытаниях. Ну есть затяжка времени из-за каких то разработок , которые раньше покупали на западе.
    Да , первые экземпляры дороги , пока не пошло серийное производство . Но это всегда так. Да и сложность авиатехники резко выросла ,что ставит вопрос о времени производства.
    Всё будет , что мы не русские люди? Обделены талантами ? Да вроде нет. Так что нечего ныть про прошлое . Сейчас вон сколько всего делают. Запросите у поисковика ,,Сделано у нас,, и почитайте.
    Ну а нытики по жизни ими и останутся. Эти к плодотворному труду не
    приспособлены с рождения. Пусть ноют дальше!
    Их вой с болот на просторах России и за рубежом даже успокаивает. Идём значит верной дорогой.
    1. -1
      17 октября 2024 10:35
      Своропонов, не нытик.

      "Запросите у поисковика ,,Сделано у нас,, и почитайте."

      Что вы на этом убогом прооунас читать собрались? Красивые картинки, которые не отражают системных процессов и имеют мизерный масштаб? Вранье это.

      Хватит эту чушь рекламировать.
  8. +4
    10 октября 2024 21:41
    Неплохо быть монополистом в производстве авиадвигателей в России, движки друг другу по 1-1,8 ярда за штуку продавать за деньги государства...
    1. +3
      10 октября 2024 23:08
      В корень зрите yes
    2. 0
      16 октября 2024 19:30
      У нас не государственные акиакомпании, все акционированы. При чем тут государство? У нас капитализм. Вы всё в СССР?
      1. 0
        16 октября 2024 19:34
        А деньги на реанимацию отечественного авиапрома разве не государством выделяются? Акционерными обществами? Вы в США живёте?
    3. 0
      17 октября 2024 10:36
      Сам, плохо быть дурачком, который не понимает что такое производство, развитие. И как это все работает.

      Пс. И откуда вы число 1.8 взяли?
  9. +1
    11 октября 2024 08:31
    Нам бы малую авиацию, особенно в Сибири. От Омска до Сургута чуть меньше 700км по воздуху, а по дороге 1230км, т.к. города разделяет васюганское болото, этот маршрут бы пользовался большим спросом, т.к. многие из Омска и области работают в этом регионе.
    От Омска до любого крупного города, Курган, Тюмень, Новосибирск 600+ км, было бы хорошо если у людей была возможность летать на маленьких самолётах. Сделать рейсы например в Горно-Алтайск, поток туристов бы значительно вырос. + Мобильность рабочего населения выросла, сгладив дефицит кадров.
    1. 0
      11 октября 2024 10:52
      Фантазер, ты меня называла...... bully
  10. 0
    16 октября 2024 14:41
    Маржецкий лично считал стоимость двигателя пд-14?

    1. 0
      22 октября 2024 23:42
      Против МС-21 и SJ 100 играет их серьезно возросшая себестоимость из-за необходимости поспешного импортозамещения ключевых узлов и агрегатов. Для сравнения: до введения западных санкций американский двигатель P&W для МС-21 стоил 800-900 миллионов рублей, а полностью отечественный ПД-14 обходится почти в 1,8 миллиарда. Российско-французские двигатели SAM146 для SJ 100 оценивались в 600-700 миллионов рублей, наш ПД-8 – около 1 миллиарда рублей.

      С себестоимостью производства двигателей понять что то трудно, так как не владеем информацией, однако курс доллара с лета 2022 по настоящее время вырос в полтора раза. Т.е. если двигатель покупали тогда за 900, то сейчас пришлось бы за 1350 миллионов рублей. И это ещё для меня непонятно когда ввели санкции. Если ещё раньше лета 2022, то и виртуальная сумма выросла бы.
  11. 0
    17 октября 2024 12:56
    Ничего у нас с тобой не получится, так и будем голубой мукой мучаться.
    В 1999 году я по заданию аппарата ППП писал концепцию развития авиапрома, некоторые ее очевидные положения пытаются выполнить сейчас - впрочем, больше для виду. Да и опоздали на 25 лет как минимум. Производственные и кадровые мощности утрачены безвозвратно.
    Повторюсь - нельзя же просто взять и украсть 2,5 трлн. долл.
  12. 0
    25 октября 2024 12:43
    Для сравнения: до введения западных санкций американский двигатель P&W для МС-21 стоил 800-900 миллионов рублей, а полностью отечественный ПД-14 обходится почти в 1,8 миллиарда. Российско-французские двигатели SAM146 для SJ 100 оценивались в 600-700 миллионов рублей, наш ПД-8 – около 1 миллиарда рублей

    такое впечатление, что их из "цельного" куска золота "выпиливают", такие деньжищи даже представить сложно обычному человеку

    пора аудит в этой сфере провести, глядишь и цена уменьшится в разы