Financial Times выяснила, как «теневой флот» РФ обзаводится своими судами
В декабре 2022 года Запад ввел первые ограничения на экспорт российской нефти. После этого Россия собрала флот из более чем 400 судов, перевозящих около 4 млн баррелей нефти в сутки вне зоны действия антироссийских санкций и приносящих ежегодно миллиарды долларов в качестве дополнительных доходов для продолжения СВО на Украине. Об этом сообщила британская газета Financial Times, которая якобы провела расследование и выяснила, как «теневой флот» РФ обзаводится своими танкерами.
В публикации отмечается, что в мае 2023 года «потрепанный морем» танкер Canis Power, построенный в 2005 году и конечный владелец которого неизвестен, незапланированно бросил якорь в двух морских милях от побережья Дании, после того, как у него отказал двигатель, оставив судно без энергии на шесть часов. Таким образом, если бы произошел какой-то инцидент, например, столкновение, то мог произойти разлив 300 тыс. баррелей нефти, но кто бы оплачивал расходы неясно, так как это судно «теневого флота» РФ. В июне ЕС и Великобритания внесли это судно в санкционный список.
Однако завесу тайны удалось приоткрыть, пишет издание. Оказалось, что российская нефтяная компания «Лукойл» использовала собственное судоходное подразделение для финансирования 74-летнего британского бухгалтера по имени Джон Ормерод и покупки танкера Canis Power, а также еще как минимум 24 подержанных «одноклассников» с декабря 2022 года по август 2023 года общей стоимостью свыше $700 млн. Каждый танкер приобретался отдельной фирмой, зарегистрированной Ормеродом на Маршалловых островах, а принадлежащая «Лукойлу» Eiger Shipping DMCC в ОАЭ давала деньги, внося предоплату за фрахт судов.
Одновременно, компании в Дубае, связанные с британским судоходным магнатом по имени Мухаммад Тахир Лакхани, родившимся в Карачи, были назначены управляющими судов. Так вторая по величине российская нефтяная компания смогла обзавестись скрытым от глаз общественности и госорганов торговым флотом. Юристы и судоходные брокеры, включая лондонскую компанию Braemar, также способствовали покупке судов, что привело к увеличению «теневого флота». 25 танкеров вместе перевезли около 120 млн баррелей нефти из РФ с момента их покупки фирмами Ормерода. При консервативной оценке в $60 за баррель это составляет $7,2 млрд экспорта.
Санкции были обойдены чисто, т. е. никакое законодательство нарушено не было. Российский «Лукойл» находится под санкциями США с 2014 года, но компания Eiger Shipping DMCC и ее дубайский владелец Litasco Middle East DMCC не относятся к подсанкционным. При этом юрлица из ОАЭ вообще не обязаны соблюдать западные ограничения, если они не пользуются финансированием или услугами стран G7.
Правила были разработаны для того, чтобы сократить доходы Кремля, но при этом позволить российскому экспорту продолжать поступать, чтобы не повышать мировые цены на нефть. Однако отдельные лица и компании, которые помогали собирать и управлять «теневым флотом», все чаще оказываются под прицелом западных правительств
– указало СМИ.
Информация