У железнодорожной магистрали Китай – Кыргызстан – Узбекистан имеются подводные камни

6

В конце сентября в Бишкеке прошло торжественное открытие офиса зарегистрированного ОсОО «Железнодорожная компания «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» (China-Kyrgyzstan-Uzbekistan Railway Company) по прокладке магистрали между тремя указанными странами, которая была метко названа премьер-министром РК Акылбеком Жапаровым «строительством века». Все дело в том, что обсуждение (споры) вокруг этого проекта между Пекином, Ташкентом и Бишкеком ведутся уже свыше 25 лет и когда физически появится этот железнодорожный путь, сказать затруднительно.

Сначала дискутировали о ширине колеи, китайцы наставали на ширине 1435 мм, вместо российского стандарта в 1520 мм, который существует в странах Центральной Азии. Затем выясняли, как и где прокладывать непосредственно пути, были и другие вопросы. И вот, дело дошло до создания фирмы, которая будет вести работы. Доля Китая в совместной компании составит 51%, а Узбекистана и Кыргызстана – по 24,5%. Учредителями являются: China Railway International, «Кыргыз темир жолу» и «Узбекистон темир йуллари». Китайские «товарищи» хотят, при помощи 454-километровой железной дороге, соединить КНР и Узбекистан через территорию Кыргызстана, а далее через Туркменистан, Иран и Турцию связаться с европейской сетью железных дорог в рамках транспортной системы Нового шелкового пути в обход России.

Теперь выяснились детали проекта концессионного соглашения между ОсОО «Железнодорожная компания «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» и министерством транспорта Кыргызстана. Именно этот 111-страничный документ откроет возможность к реализации масштабного проекта. Впрочем, у проекта имеется множество подводных камней, которые могут ему навредить. Согласно документу, указанная компания получила право на разработку рудников в течение 49-летнего периода концессии. При этом железная дорога должна пройти через Джалал-Абадскую область на юге РК, которая богата месторождениями золота и других полезных ископаемых. Китайцы собираются хорошо подчистить недра киргизам. Министерство транспорта РК должно предоставить компании приоритетные права на осуществление или участие в любом имущественном, общественном или логистическом развитии или любой другой коммерческой или деловой деятельности на любой части, над железной дорогой или под ней,.

Заметим, что сейчас стоимость проекта оценивается в $8 млрд, причем ранее заявлялось о $6 млрд, перед этим о $5 млрд, а в самом начале о $3 млрд. Аппетиты растут. Поэтому не удивительно, что часть киргизской элиты, которая добилась того, чтобы пути прокладывали через их «удельные княжества», крайне заинтересована в начале денежного дождя. Среди наиболее отличившихся можно перечислить следующих лиц: замдиректора Национального инвестиционного агентства Жалын Жэналиев, подконтрольный президенту РК Садыру Жапарову; вице-премьер, министр водных ресурсов Бакыт Торобаев, выходец из Джалал-Абадской области; глава Государственного комитета национальной безопасности РК Камчыбек Ташиев, также родом из Джалал-Абада, проведший часть своего детства в Китае.

Упомянутая китайская China Railway International – это «дочка» гигантской государственной China Railway Engineering Corporation, а она везде, где появляется, стремится завести свою корпоративную армию (связанную с ней охранную фирму). CREC добилась даже успеха в Европе. Например, Венгрия согласилась стать первой европейской страной, которая примет на своей суверенной территории «ополченцев шелкового пути». Они будут охранять железную дорогу Будапешт – Белград (группа RM International венгерского олигарха Лоринца Месароша, China Tiejiuju Engineering & Construction и венгерский филиалу China Railway Electrification Engineering Group уже заключили контракт на строительство). Подобные «ополченцы шелкового пути» – это военный резерв КНР, известный как Департаменты народных вооруженных сил (PAFD), перед которыми стоит задача проведения экстренных вмешательств при стихийных бедствиях и массовых беспорядках, а также оказания военной поддержки НОАК в случае войны.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    11 октября 2024 06:15
    ..."мудрая обезьяна" 25 лет решается слезть с дерева... камни мешают... подводные.)
  2. 0
    11 октября 2024 06:43
    Не уверен что Китая что-то получится. Слишком много не очень надёжных партнёров. Хотя конечно соединить Узбекистан с Киргизией и Китаем реально. Но вот выйти на Европу. Китаю лучше делать через Россию а не сорить деньгами
    1. +1
      11 октября 2024 09:59
      Почему нет? Среднеазиатские элиты хорошо покупаются. Вопрос в цене. А Китай не хочет зависеть ни от кого или в крайнем случае не ложит яйца в одну корзину. Китайцы очень трудные торгаши.
  3. +1
    11 октября 2024 06:48
    Не вижу подвод. камней: типовой договор Китая с его колонијах на китайских условиях.
    Посмотрите Африку.
  4. +2
    11 октября 2024 07:53
    Чтобы колонизировать республики Средней Азии, Китаю эта железная дорога нужна.
    И значит она будет, какие бы подводные камни не встретились. Это игра в долгую.
    А кто Китаю может помешать? Ну, неужели его сырьевой придаток Россия?!
  5. 0
    11 октября 2024 09:36
    Например, Венгрия согласилась стать первой европейской страной, которая примет на своей суверенной территории «ополченцев шелкового пути».

    (Google Переводчик)

    Я, как венгр, считаю, что это ошибка. Автор принимает западную пропаганду не задумываясь.
    Факты таковы: железная дорога Белград-Будапешт окажется в руках государства. Возникает вопрос, зачем мне нанимать милицию для охраны имущества моего соседа. (Здесь речь идет о тысячах километров.)
    Есть соглашение. Что в статье путают с железной дорогой. Правительство Венгрии подписало документ с китайским государством. Не с железнодорожной частной охранной компанией. В этом существующем контракте целевыми лицами являются граждане Китая, находящиеся в Венгрии в качестве туристов. Это их защита, если они станут жертвой преступления. А борьба с преступным миром, действующим в Китае, должна распространиться на Венгрию. (Другими словами, две страны объединяют усилия против международных преступных синдикатов.) Китайская полиция организационно подчиняется венгерской полиции. Они не имеют полномочий принимать независимые меры. Их главная задача — помочь местным силам преодолеть языковые и культурные различия.
    Автор, обладая неполными знаниями и доверчивостью перед лицом американской пропаганды, путает Венгрию со строящейся железной дорогой в тысячах километров от ее границ.