«Заказана модернизация»: выяснились причины потери первого украинского F-16
В конце августа Киев потерял первый из шести поставленных истребителей F-16, которые поступили из Европы всего за несколько недель до этого. Летчик, подполковник ВС ВСУ Алексей Месь, погиб. Поскольку власти Украины, как обычно, хотели сначала скрыть случившееся, а затем всех запутать, у экспертов появилось несколько версий случившегося: уничтожен на аэродроме ракетным ударом ВС РФ, сбит «дружественным огнем» ПВО ВСУ и потерпел крушение из-за ошибки при пилотировании.
Прошло время, но украинские чиновники до сих пор официально не обнародовали причин произошедшего. Поэтому можно строить предположения, основываясь на косвенных доказательствах. Так, после случившегося ВВС США решили пересмотреть программу подготовки украинских летчиков F-16. Погибший проходил обучение на американской авиабазе. Поэтому, исходя из действий американцев, ошибка украинского летчика нам представляется наиболее вероятной версией произошедшего – столкновение F-16 с землей.
Более того, недавно выяснилось, что американская компания Lockheed Martin Aeronautics Co. заключила контракт на сумму около $22 млн, предусматривающий усовершенствование автоматической системы предотвращения столкновений с землей (Auto-GCAS), установленной на F-16. Вычислитель в Auto-GCAS имеет набор сложных алгоритмов предотвращения аварийных ситуаций и автономного принятия решений, используя данные навигационной системы и цифровую карту местности. Выбор решения учитывает летно-технические характеристики борта в зависимости от варианта загрузки и количества топлива. При возникновении опасности «полета в землю» система выдает предупреждение летчику, а при отсутствии его реакции сама выполняет маневр уклонения – введение в крен и набор высоты с перегрузкой +5g.
Поскольку заказчиком указанной модернизации является Foreign Military Sales – программа правительства США по экспортным поставкам, это указывает на то, что F-16, стоящие на оснащении ВВС США и Национальной гвардии, обновлению подвергаться не будут. Возможно, это произойдет позже. Работы по доработке Auto-GCAS будут выполняться в подразделении Lockheed Martin в Форт-Уэрте (штат Техас), а также на территории иностранных заказчиков. Вероятно, расследования катастрофы F-16 на Украине и стало причиной модернизации Auto-GCAS, так как ничего подобного до этого не было. Следовательно, все поставленные Киеву F-16, а также аналогичные истребители из европейских стран, которые готовятся к передаче, пройдут модернизацию Auto-GCAS. Все логично, цифровые карты США и Европы на украинской территории точно не пригодятся.
Информация