Труба экономики: удастся ли России восстановить объемы экспорта природного газа

27

Западные санкции, которыми «партнеры» начали последовательно обкладывать нашу страну с 2014 года, ударили по самому больному месту российской экономики, а именно по ее углеводородному экспорту, от валютной выручки с которого серьезно зависит федеральный бюджет. Есть ли будущее у этой бизнес-модели?

Труба экономики


Как известно, 31 декабря 2024 года истекает срок действия 5-летнего контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» о транзите российского газа через украинскую ГТС в Европу. Продлевать его в Киеве по политическим мотивам не собираются, высказывая предложения о замене голубого топлива из РФ на азербайджанское сырье. В свою очередь, буквально накануне член Еврокомиссии по энергетике Кадри Симсон заявила о том, что ЕС готов к полному отказу от российского газа:



Сегодня я подтвердила министрам, что мы к этому готовы. Мы знали, что этот контракт истечет к концу года. Комиссия тесно сотрудничает с наиболее пострадавшими государствами-членами, чтобы подготовиться к сценарию нулевого транзита с 1 января 2025 года.

С точки зрения Генштаба ВС РФ, наверное, это не так уже и плохо, что враждебная Украина и спонсирующий ВСУ Евросоюз останутся без российских энергоносителей. Однако экономическому блоку правительства для выполнения своих финансовых обязательств требуется валютная выручка для пополнения федерального бюджета. Не собираются и в Кремле оставлять без газа такие относительно лояльные по отношению к Москве восточноевропейские страны, как Венгрия или Словакия.

Полностью отказываться от резко сократившейся доли энергетического рынка в ЕС отечественные экспортеры трубопроводного газа и СПГ не хотят. Более того, из недавней программной статьи вице-премьера Александра Новака в журнале «Энергетическая политика» следует, что Москва намерена нарастить нынешние объемы поставок, в значительной степени компенсировав европейское направление, до 197 миллиардов кубометров к 2036 году.

Откуда же могут взяться такие внушительные цифры в условиях закрытия для «Газпрома» украинской ГТС и «отжатия» у него польского участка трубопровода «Ямал – Европа»?

Эксперты рассчитывают на то, что Пекин все-таки согласует контракт на строительство «Силы Сибири – 2», по которой в Китай смогут пойти до 50 миллиардов кубов газа в год. Выдвигаются предложения о расширении пропускных мощностей «Турецкого потока». Высказываются робкие надежды на запуск уцелевшей нитки «Северного потока – 2».

На данном историческом этапе фантастично звучат идеи ремонта подорванных американскими террористами остальных трех ниток обоих «Северных потоков». Однако этот вопрос недавно поднял один из сопредседателей партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) Тино Хрупалла.

СПГ как предчувствие


Тем не менее, несмотря на ряд экономических преимуществ, коммерческая модель экспорта газа по магистральному трубопроводу на примере «Северных потоков» показала свою уязвимость перед террористическими методами бесчестной конкурентной борьбы. В этой новой геополитической реальности, где больше нет никаких правил игры, более перспективной представляется ставка на сжиженный природный газ, который можно вывозить морем в любом направлении без привязки к инфраструктурной системе.

Это именно то, что нужно нашей стране для организации гибких поставок на рынки Юго-Восточной Азии или Европы. И именно поэтому «западные партнеры» наложили жесткие санкции на встающую с колен отечественную СПГ-отрасль. Под запрет попали поставки технологий и оборудования по сжижению газа в Россию и строительству СПГ-танкеров, а также перевалка отечественного сжиженного газа через европейские порты. И это создало действительно очень больше проблемы, решить которые эксперты и аналитики надеются к рубежу 2035-2036 годов.

В частности, необходимо освоить технологии строительства крупнотоннажных СПГ-заводов на полностью импортозамещенном оборудовании. Требуются отечественные мембранные технологии, которые нужны для оснащения ими СПГ-танкеров. С последними беда, поскольку для вывоза сжиженного газа из Арктического региона необходимы специальные суда ледового класса, но гнать их к конечному потребителю где-нибудь в Юго-Восточной Азии коммерчески невыгодно.

Потому было проще произвести перевалку на обычный СПГ-танкер в европейских портах. Проблема в том, что в рамках очередного санкционного пакета такая услуга для отечественных экспортеров стала недоступной. ЕС дозволил завозить российский СПГ только для своих собственных нужд. Хорошо придумали! Это значит, что России нужен свой танкерный флот для перевозки СПГ, состоящий как из обычных судов, так и ледового класса.

Таким образом, для максимальной реализации потенциала СПГ-отрасли в нашей стране придется решить ряд очень серьезных задач технологического характера ориентировочно к 2035-2036 годам. Или договориться о мирном сосуществовании с коллективным Западом и снятии экономических санкций, что представляется малореалистичным геополитическим прожектом.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    16 октября 2024 12:55
    Верно!
    Например: Рядом писали, что Китай массово переводит грузовики и подобное на газ. Дешевле мол. У них транспорт подешевеет , цена "бус" упадет ,и будут загонять нам и остальным еще больше "бус" втридорога.
    1. +1
      16 октября 2024 13:23
      Ну сравнивать грузовики и бусы-это смело)))Хотя основной бенефициар от санкций, это, бесспорно Китай. В прошлом году за тыс кубов он платил 277 долл(если перевести с юаней). Евросоюз получал газ из РФ по трубам за 350 долл за тыс кубов.Сейчас-минимум 450-500
      1. +2
        16 октября 2024 15:22
        Бусы то 21 века!
        Вещи с высокой прибавочной стоимостью, кои сами "аборигены " сделать недорого и много не могут.
        Вон рядом гдето статья. Опять рекордный эксорт СЫРОЙ нефти. Перемога! Прибыля так и прут....
        1. 0
          16 октября 2024 18:54
          Это как не могут? В РФ грузовиков, выпущенных в РФ аж 65 проц.)))Я думаю далеко не каждая страна,может похвастаться таким парком своих грузовиков))))
          1. 0
            16 октября 2024 21:25
            Вы чем читаете?
            По СМИ, китайцы грузовики к нам не везут. Пока.
            Танки, самолеты, автоматы тоже не везут. Пока.
            перефразирую для понимания :
            Они сбавляют СВОИ транспортные расходы за счет нашего газа, за счет этого подниают СВОЕ производство, и поднимают СВОЙ экспорт. "БУС" . Авто, электроника, носочки шапочки и тд

            1)Гдето недавно видел статью, что 90% прибыли за авто они выводят обратно в Китай. Наши капиталисты негодуют ,предлагают задрать сборы на ввоз.
            2) Писали, спад цен на нефтьгаз в 10х поднял экономику Ейропы на 3 % за счед спада цены на топливо для транспорта.
            1. 0
              17 октября 2024 01:01
              Это только говорит, что Китай крайне заинтересован в РФ. Получать газ по 277 долл за тыс кубов, когда основные конкуренты платят за газ вдвое дороже-это Клондайк. Естественно себестоимость его продукции будет дешевле европейской,к примеру, и китайские товары будут более конкурентноспособны.И шо? Нам то это как угрожает? Газ для внутреннего потребления у нас (для бизнеса) дешевле той цены,по которой мы продаем его в Китай. Так что тут РФ,по Вашей логике дела у РФ еще лучше китайских. А китайские бусы потребляет весь мир, в том числе и штаты.
      2. +1
        16 октября 2024 18:37
        Грузовики - это именно и есть бусы... Ибо РФ сама БЫЛА в состоянии производить грузовые автомобили, а теперь массово хлынул поток дешевого китайского...

        То есть мы и топливо продаем дешево, да еще по своей автомобильной промышленности удар наносим? ГЕНИАЛЬНО!!!
        1. -1
          16 октября 2024 18:48
          Так РФ и производит САМА грузовые автомобили.

          Более четверти (26%) этого парка приходится на отечественный KAMAZ, что в количественном отношении составляет 963 тыс. единиц. Далее в рейтинге расположился еще один российский бренд - GAZ, у которого имеется 600 тыс. грузовых машин. Третью позицию занимает отечественная марка ZIL с показателем 402 тыс. штук. В ТОП-5 также вошли MAZ и Ural (265 тыс. и 170 тыс. шт. соответственно). Эта пятерка занимает более 65% российского парка грузовиков.

          https://www.autostat.ru/news/56002/?ysclid=m2c1k8y1db387323754

          То есть Ваша тревога совершенно непонятна. Китайцы, безусловно есть, но до доминирования на российском рынке им ой как далеко. К тому же всегда можно,как европа ,ввести пошлины на китайские авто и держать кол-во китайских грузовиков не более определенной цифры процентажа от общего кол-ва грузовиков.
      3. +1
        16 октября 2024 21:16
        А, извините, откуда у Вас эти цифры? Вот у меня есть информация, что большую часть газа Китай покупает в России по цене ниже 150 долларов, а система оплаты там предполагает покупку китайских товаров как минимум на половину суммы.
        1. 0
          17 октября 2024 01:27
          Стоимость газа на каждый год рассчитывается по формуле и привязана к стоимости нефти. Про 150 не знаю, но когда нефть была 60 за баррель стоимость газа была в районе 177 долл за тыс кубов(это уже с учетом 28 проц скидки что даем для Китая). Блумберг говорит о 257 долл за тыс кубов в 24 г

          По данным Bloomberg, в 2024 году голубое топливо будет поставляться Китаю по цене $257 за 1000 куб. м, а Европе и Турции —за $320,3. В 2025-м цены составят $243,7 и $320,1 соответственно, в 2026-м — $233 и $320, в 2027-м — $227,8 и $315,4. Таким образом, разница в цене для Китая и для остальных потребителей составит 28%.

          Надо еще учитывать что цена по долгосрочным контрактам, может отличаться от рыночной. Но в Китай мы продаем на перспективу-далее обьемы продаваемого газа будут только увеличиваться.
  2. -3
    16 октября 2024 13:21
    Ну, начнем с того, что газовая составляющая в энергетическом секторе экспорта не такая важная как нефтяная. По словам Миллера уже около 40 проц поставок газа удалось перенаправить. Из перспективных направлений СПГ поставок рассматривается Африка. Так что проблему решат ,в той или иной мере.А вот что будут делать европейцы-вопрос. По словам вице президента ЕК Шефчовича за два года евросоюз потерял около триллиона евро только на газовой составляющей. А дальше, судя по всему-будет еще веселее. Особенно если мы,перенаправив газовые потоки оставим европу без СПГ.
    1. 0
      16 октября 2024 17:12
      Мировой газовый рынок ждет избыток сжиженного природного газа (СПГ) к 2030 году, пишут аналитики Международного энергетического агентства (МЭА) в новом ежегодном отчете World Energy Outlook (WEO 2024).
      Эксперты подсчитали, что если все заявленные к настоящему времени заводы СПГ будут построены, то производственные мощности увеличатся к концу десятилетия почти на 50% — с 580 млрд куб. м до 850 млрд куб. м. Причем главными драйверами этой динамики станут, как ожидается, США и Катар. Однако прогнозируемый прирост спроса на СПГ в мире будет меньше во всех сценариях, предупреждают в МЭА. В результате мировые цены на газ значительно снизятся
      Более того, в МЭА скептически относятся к общим перспективам роста экспорта газа из России и считают, что страна «не сможет заменить экспортные объемы, потерянные в Европе». Согласно базовому сценарию, до 2050 года максимальный объем поставок российского газа в Китай может достигнуть лишь 60 млрд куб. м в год, полагают в агентстве. А производство СПГ с учетом санкций достигнет пика на уровне чуть менее 50 млрд куб. м в 2030 году, что ниже целевого уровня правительства в 150 млрд куб. м
      .
      1. -2
        16 октября 2024 18:31
        Ну аналитики много чего могут написать-не факт что все это сбудется.))))Пока имеем же что европа вместо российских 350 долл за тысячу кубов платит 450-500 долл за тысячу.Опять же планируют газ гнать в Китай. Что бподнебесной будет выгодно. Ибо иметь трубопроводный газ по 277 всяко лучше чем по 500.)))Но даже в самом худшем случае, если все100 поставок газа перенаправить не удастся РФ потеряет не более 2-3 проц ВВП, которые к тому же вполне могут заместиться увеличением поставок нефти.
        1. 0
          16 октября 2024 18:34
          С этим не спорю.
        2. 0
          16 октября 2024 19:55
          Кстати с нефтью не все так хорошо. В ближайшей перспективе намечается постепенное падение добычи нефти. Нам хватит, но экспорт уменьшится.
          1. 0
            16 октября 2024 19:59
            Ну если добыча падает-значит растет цена на нее. Так что получатся примерно те же деньги.
            1. 0
              18 октября 2024 09:45
              Не только мы добытчики. Основную долю мировой торговли нефтью занимают другие страны. Так, что цена зависит в основном от них, а также от изменения структуры энергопотребления. Так, что экспорт нефти по стоимости туманный и скорее всего не очень позитивный.
              1. +1
                18 октября 2024 12:21
                Ну так для этого и существует ОПЕК, позволяющая добычу держать на таком уровне , чтобы цена соответствовала всем членам концессии. Стоимость нефти-тонкая субстанция, но есть главное...она у нас в наличии. А вывод из сказанного Вами-только один-надо снижать долю экспорта нефти с 30 проц до более низких значений или,по крайней мере переводить этот процентах в товары топливно-энергетического комплекса и экспортировать их.
  3. +1
    16 октября 2024 21:58
    Олигархи, барыги, короли нефти и газа РФ за 33 года привыкли роскошно жить, за счёт грабежа России. Аппетиты у них растут, недополучение прибыли на внешних рынках они будут компенсировать повышением цен на внутреннем рынке России. Эти барыги сделают всё лишь бы грабить Россию и продавать её ресурсы. Затраты на создание инфраструктуры для производства СПГ, строительства верфи для газовозов будет нести государство. Прибыль олигархам, затраты государству. Нефть, газ...... все ресурсы надо конфисковать в пользу государства.
  4. +1
    18 октября 2024 07:44
    В России русскому народу не принадлежит ничего, ни нефть, ни газ, ни уголь.
    Только долги по кредитам и долги по ипотеке.
    Поэтому, удастся ли России (читай российским олигархам) восстановить объемы экспорта природного газа для простых людей не актуально абсолютно.
    Сказки про то, что из этих денег платится пенсия - всего лишь сказки для лохов.
    Если это не так, то почему вся прибыль от продажи газа остаётся на Западе?
    1. -1
      18 октября 2024 09:51
      Налоги от нефтегазовых доходов и от фирм связанных с добычей занимают существенную долю в бюджете России. А от бюджета благосостояние народа зависит очень существенно. Так, что вы не правы. Читай те учебники по экономике.
      1. +1
        18 октября 2024 10:05
        Если бы в учебниках по экономике было что-то путное, мы бы давно построили коммунизм, который мне ещё в детстве обещали в тех же учебниках по экономике.
        1. -1
          18 октября 2024 10:13
          Учебники бывают разные. Научный коммунизм - явная лажа. А вот по конкретным финансам предприятий и государства по сути ничего важного нового за 100 лет не изменилось. Всё то же самое, только стали называть явления и термины иностранными словами.
          1. 0
            18 октября 2024 10:21
            А ведь за научный коммунизм научные звания давали, впрочем как и за экономические измышления. Странно, что такие значимые познания в области экономики ни СССР от развала не сберегли, хотя именно экономика поспособствовала его развалу, ни Россию от экономических кризисов и дефолта не спасли.
            Так что, наука экономика сродни науке астрологии, если выразиться точнее - гадание на кофейной гуще. Имел возможность неоднократно в этом убедиться.
            С бюджетом та же история. В нём столько скрытых и закрытых статей, что реальные цифры не знают даже составители. А нам говорят только то, что простому народу говорить можно.
            1. +1
              18 октября 2024 10:26
              Управляют страной, как правило не экономисты, а политики. А они в первую очередь следуют своим целям, как правило политическим, которые не всегда соответствуют законам экономики. Ну, а к бюджету все равно прислушиваются и приноравливаются, так как это реальные деньги, а не какие то там законы экономики, которых можно и не придерживаться.
  5. 0
    20 октября 2024 21:04
    Согласен, уже с 2010 годов возник вопрос, а нужно ли России в усиленном темпе строить газопроводы в Европу, звонки уже звучали, со времени появления третьего энергопакета. И время показало ущербность такого решения. Модель, что экспортируем газ в Европу, полученную прибыль складываем в ЗВР и храним в западных банках, полностью провальная. При этом оказалось так, что сотрудники Газпрома в условиях Крайнего Севера, получали зарплату меньше, чем пособие эмигранту в Париже. Оказалось, что процветание Европы, это следствие низкой цены на российские энергоносители, а по простому говоря, за счет нас жителей России.
  6. 0
    25 октября 2024 12:35
    Санкции полностью они сами не снимут никогда. Придётся им "помочь", возможно даже военно-техническим путём))