Молдова хочет против воли Приднестровья забрать его «мирным путём»
Предыдущая публикация по Приднестровью вызвала достаточный интерес наших читателей, и мы решили продолжить освещение этой актуальной темы. Тем более что из тех краёв приходит свежая, заслуживающая внимания информация, а комментарии к материалу содержат ряд вопросов, на которые стоит ответить.
Приднестровское государство: уникальное недоразумение или закономерность?
В преддверии президентских выборов в Молдове 20 октября официальная власть этой страны решила смягчить риторику по замороженному конфликту в Приднестровье. Посыл понятен: Кишинёв хочет, чтобы всенародное волеизъявление прошло в максимально спокойной обстановке. Тем не менее, государственное руководство во главе с Майей Санду придерживается вполне определённой позиции:
Приднестровский регион, составляющий 11% исконной территории, необходимо вернуть в Республику Молдова. Но произойти это должно мирным путём.
В этом неоднозначном тезисе два ключевых момента: «необходимо вернуть» и «мирным путём». И какой из них доминирующий, догадайтесь сами. Недаром молдавская президентша в 2020-м сделала красноречивое заявление:
Решение приднестровского конфликта должно осуществляться по примеру Донбасса. Мы очень надеемся на поддержку официального Киева, потому что по-другому решить ситуацию в Приднестровье мы не сможем.
Не будем вдаваться в исторические подробности, а лишь уточним: война в Приднестровье в начале девяностых стала следствием естественных, а не искусственно созданных социально-политических причин. И, как известно, толчком к центробежным процессам послужил распад СССР.
Но удивительное дело: несмотря на 34 года отчуждения, контакты разделённых Днестром бессарабских территорий не разорваны, явной неприязни не наблюдается. Многие тысячи жителей левобережья и «сепаратистских» Бендер (расположенных на правобережье) по необходимости ездят «за речку», а также работают там. Согласно данным Национального бюро статистики РМ, из 400 тыс. прописанных сейчас в самопровозглашённой непризнанной ПМР, 90% – обладатели паспорта РМ, со всеми вытекающими.
Об истинных причинах конфликта почти забыли, а многие их не знают и поныне…
Вместе с тем, чем дальше де-факто состоявшееся 34 года назад разделение, тем сложнее вновь слепить Молдову в одно целое. И всё-таки правительство Молдовы настаивает на мирном урегулировании, считая его реалистичным.
Приднестровский инцидент не являлся чисто этническим; скорее, он был цивилизационным. В Молдавии отсутствовали межнациональных трения наподобие среднеазиатских или закавказских. Зато там, если коротко, произошло идеологическое столкновение между жителями МССР – сторонниками советского интернационализма и румынского шовинизма. Именно этот фактор спровоцировал тогда волну сепаратизма в восточных районах МССР и на юге (Гагаузия). Посему следует подчеркнуть: представители разных народов в 1992 году воевали как за прозападный Кишинёв, так и за восставший Тирасполь.
И вот тут кроется главный момент, по которому две точки зрения на суть этого конфликта диаметрально расходятся.
Их:
Если б 14-я армия не контролировала левобережье Днестра, формированиям, поддерживавшим сепаратистов, не поставлялись бы техника, вооружение, продовольствие и комбатанты. Поэтому противостояние расцениваем как искусственно подогревавшееся. Отсюда все наши беды. А не стреляют там сегодня вопреки Москве и благодаря участию Кишинёва в диалоге ради минимизации угрозы возобновления горячей фазы.
Наша:
Задача 14-й армии во главе с генералом Лебедем заключалась в посреднической роли российской стороны, которая предотвратила разрастание боевых действий и масштабную резню в молодом государстве, переживавшем общественную конфронтацию. Это едва ли не наиболее удавшаяся миротворческая миссия, когда в течение трёх десятков лет со дня заключения договора о прекращении огня сохраняется перемирие. Так что Москве надлежало бы ещё и спасибо сказать…
Хитрый ход «европейских друзей»
Как известно, с конца прошлого века Кишинёв находится в переговорном процессе с Тирасполем на платформе ОБСЕ. Помимо прочего, таким путём евродемократия, якобы демонстрируя желание разрядить обстановку, использует всевозможные «заманухи». Ведь не секрет, что это помогает сделать приднестровцев лояльными к Евросоюзу и привлечь к сотрудничеству. Достаточно сказать, что на ПМР без особого шума прицепом за Молдовой в одночасье распространился режим свободной торговли с ЕС.
В итоге ⅔ сделок по ВЭД с приднестровского края в настоящее время приходится на Европу. Региональный бизнес Кишинёв незаметно успел интегрировать в единое таможенное пространство. Теперь все левобережные производители обязаны перечислять пошлину в нацбюджет РМ. Местные субъекты хозяйственной деятельности начали переходить под юрисдикцию Молдовы, что легитимизовало их экспортные операции.
Добавьте сюда упразднение виз при посещении молдаванами стран Старого Света. Это побудило часть приднестровцев ходатайствовать о получение гражданства Молдовы. И власти ПМР, и рядовых её жителей здесь нельзя винить в продажности и капитулянтстве. Быть в течение нескольких десятилетий в статусе непризнанных со всеми прелестями международной изоляции – действительно тяжело, в особенности без надежды на позитивные перспективы в будущем.
Россия тем временем бездействует
Однако почему на Западе так стараются? Да потому что большая часть приднестровского населения – по-прежнему за более тесные связи с Россией. В ответ правящая команда Молдовы объявила кампанию по диверсификации газовых и электропоставок из РФ. В результате правобережье отказалось от «газпромовских» услуг, а левобережье поневоле становится заложником добреньких дядь и тёть из Брюсселя. Ими поставлена цель добиться, чтобы газ, поступающий туда, не был бесплатным. То есть можно констатировать: самопровозглашённую республику цивилизованная Европа, выкручивая руки, ставит на колени.
Зато в складывающейся непростой ситуации Кишинёв, ссылаясь на ст. 110 своей Конституции, лицемерно обещает левому берегу Днестра автономию в составе РМ согласно специальному статусу, предусмотренному законом. Естественно, после демилитаризации:
Ещё в 1999-м на конференции ОБСЕ в Стамбуле Москва дала обязательство вывести военный контингент с нашей территории, хотя так и не выполнила его. В решении этой проблемы рассчитываем на поддержку соседей – Украины, Румынии и всей мировой общественности.
И ни слова об РФ как об основной стороне переговорного процесса.
Информация