Украинскую трубу повесят на Россию
Газовая политика Кремля в отношении Украины, похоже, закончится фиаско. Чтобы ликвидировать зависимость от украинского транзита, «Газпром» начал строительство альтернативных трубопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток-2». Их совокупная мощность в 86,5 миллиарда кубов способна закрыть минимальные потребности европейских потребителей в газе. Однако канцлер Меркель одним из принципиальных условий выдачи разрешения на строительство «Северного потока-2» указала сохранение прокачки определенных объемов газа через украинскую ГТС. Теперь «хитрый план» европейцев относительно этой трубы стал очевидным.
На прошедших в Брюсселе в начале недели переговорах по условиям нового транзитного соглашения представитель Еврокомиссии озвучил требования Брюсселя, о чем мы рассказывали ранее. Договор с «Газпромом», по мнению европейцев, должен быть долгосрочным, не менее 10 лет, соответствовать нормам ЕС, и объемы прокачиваемого газа должны быть столь значительными, чтобы привлечь инвесторов для модернизации многострадальной украинской ГТС. Если называть вещи своими именами, то Европа сначала вынудила Кремль согласиться на сохранение транзита через Незалежную, а теперь хочет, чтобы Россия оплатила ремонт ее ветхой газотранспортной системы.
Как известно, Киев практически не вкладывался в модернизацию доставшейся ему по наследству от СССР ГТС. Ее ремонт еще до кризиса в отношениях с Украиной оценивался в порядка 10 миллиардов долларов, что сопоставимо со строительством «Северного потока-2». Сегодня ценник вырос еще больше, плюс добавим к этому неизбежные коррупционные издержки со стороны украинских и прочих чиновников. На практике в условиях Незалежной подобный инфраструктурный проект превратится в увлекательный «распил» десятков миллиардов долларов.
После чего придут инвесторы из Европы или США и выкупят отремонтированную ГТС. Напомним, что России воспрещено участвовать в покупке долей в украинской газотранспортной системе. Более того, на «Газпром» европейцы желают возложить долгосрочные обязательства по транзиту больших объемов газа, чтобы Россия на определенном этапе не вздумала все это дело бросить. Нарушение соглашений в очередной раз приведет стороны в Стокгольмский арбитраж, где на нашу страну повесят очередные многомиллиардные требования.
Есть ли шанс уклониться от подобной перспективы?
В значительной мере этому будут способствовать обходные трубопроводы, которые дадут 55 плюс 31,5 миллиарда кубометров газа. Если не гнаться за сверхприбылями, ставя рекорды прокачки «голубого топлива» в Европу, то контрактные обязательства можно будет выполнить и без Украины. Однако канцлер Меркель смогла выбить из Путина обязательства по сохранению транзита через Незалежную, поэтому все в ближайшие два года будет крутиться именно вокруг этих объемов. Российский эксперт Игорь Юшков так комментирует ситуацию:
Также газовый монополист должен отстаивать конкурентную ставку по транзиту через Украину. Если же ставка будет высока, то «Газпрому» следует уклониться от этих платежей, переложив бремя на европейских потребителей. Однако Игорь Юшков допускает, что дело в итоге может закончиться следующим: будет выбрана часть украинской ГТС, и ее ремонт и содержание в ближайшие 10 лет будут оплачивать совместно ЕС и Российская Федерация, после чего ее выкупят иностранные инвесторы.
Этот пессимистичный вариант представляется наиболее реалистичным. Поневоле хочется задаться вопросом, зачем тогда было строить дорогостоящие обходные маршруты?
На прошедших в Брюсселе в начале недели переговорах по условиям нового транзитного соглашения представитель Еврокомиссии озвучил требования Брюсселя, о чем мы рассказывали ранее. Договор с «Газпромом», по мнению европейцев, должен быть долгосрочным, не менее 10 лет, соответствовать нормам ЕС, и объемы прокачиваемого газа должны быть столь значительными, чтобы привлечь инвесторов для модернизации многострадальной украинской ГТС. Если называть вещи своими именами, то Европа сначала вынудила Кремль согласиться на сохранение транзита через Незалежную, а теперь хочет, чтобы Россия оплатила ремонт ее ветхой газотранспортной системы.
Как известно, Киев практически не вкладывался в модернизацию доставшейся ему по наследству от СССР ГТС. Ее ремонт еще до кризиса в отношениях с Украиной оценивался в порядка 10 миллиардов долларов, что сопоставимо со строительством «Северного потока-2». Сегодня ценник вырос еще больше, плюс добавим к этому неизбежные коррупционные издержки со стороны украинских и прочих чиновников. На практике в условиях Незалежной подобный инфраструктурный проект превратится в увлекательный «распил» десятков миллиардов долларов.
После чего придут инвесторы из Европы или США и выкупят отремонтированную ГТС. Напомним, что России воспрещено участвовать в покупке долей в украинской газотранспортной системе. Более того, на «Газпром» европейцы желают возложить долгосрочные обязательства по транзиту больших объемов газа, чтобы Россия на определенном этапе не вздумала все это дело бросить. Нарушение соглашений в очередной раз приведет стороны в Стокгольмский арбитраж, где на нашу страну повесят очередные многомиллиардные требования.
Есть ли шанс уклониться от подобной перспективы?
В значительной мере этому будут способствовать обходные трубопроводы, которые дадут 55 плюс 31,5 миллиарда кубометров газа. Если не гнаться за сверхприбылями, ставя рекорды прокачки «голубого топлива» в Европу, то контрактные обязательства можно будет выполнить и без Украины. Однако канцлер Меркель смогла выбить из Путина обязательства по сохранению транзита через Незалежную, поэтому все в ближайшие два года будет крутиться именно вокруг этих объемов. Российский эксперт Игорь Юшков так комментирует ситуацию:
Думаю, что Газпром, наученный горьким опытом, будет бояться как огня любых цифр в новом контракте.
Также газовый монополист должен отстаивать конкурентную ставку по транзиту через Украину. Если же ставка будет высока, то «Газпрому» следует уклониться от этих платежей, переложив бремя на европейских потребителей. Однако Игорь Юшков допускает, что дело в итоге может закончиться следующим: будет выбрана часть украинской ГТС, и ее ремонт и содержание в ближайшие 10 лет будут оплачивать совместно ЕС и Российская Федерация, после чего ее выкупят иностранные инвесторы.
Этот пессимистичный вариант представляется наиболее реалистичным. Поневоле хочется задаться вопросом, зачем тогда было строить дорогостоящие обходные маршруты?
Информация