Почему имеет смысл возобновить производство фрегатов проекта 11356Р

8

Как и было обещано, мы продолжим наши рассуждения о пограничных кораблях двойного назначения, которые при необходимости могут быть мобилизованы и начать нести военную службу в составе ВМФ РФ. С 3-м рангом для БОХР есть определенность, а как насчет 2-го?

Корабли, притворяющиеся «катерами»


В сентябре-октябре сего года два патрульных корабля «Мэйшань» (2303) и «Сюшань» (2305) тип 818 Береговой охраны КНР приняли участие в совместных с Россией двусторонних учениях «Тихоокеанский патруль – 2024» и патрулировании в северной части Тихого океана. Событие само по себе примечательное, но в отечественных околовоенных телеграм-каналах и СМИ обратили внимание на сами китайские пограничные корабли и тот путь, что они смогли проделать.



Так, «Мэйшань» и «Сюшань» вышли из пункта постоянного базирования в Чжоушань 13 сентября 2024 года, за 35 дней преодолели более 17 000 морских миль, пройдя Японское, Охотское, Берингово и Чукотское моря и войдя в Северный Ледовитый океан. 17 сентября 2024 года отряд прибыл во Владивосток, где принял участие в совместном российско-китайском учении в заливе Петра Великого. Неплохо для патрульных кораблей Береговой охраны КНР!

Подобная мореходность китайских пограничников, позволяющая им дотянуться аж до Северного Ледовитого океана, обусловлена тем, что де-факто они представляют собой разоруженные фрегаты тип 054. Это на сегодняшний день самый массовый корабль океанского класса в ВМС НОАК, способный нести управляемое ракетное вооружение. В китайском военно-морском флоте их в строю уже 36 штук, еще 4 построено на экспорт для ВМС Пакистана.

Необходимо отметить, что китайцы почему-то очень любят классифицировать как «патрульные катера» натуральные боевые корабли водоизмещением от фрегата до крейсера. И это не преувеличение!

В частности, в 2007 году из состава ВМС НОАК в Береговую охрану КНР были переданы два устаревших фрегата тип 053, которые переработали и переименовали в «катера» с номерами 1002 и 1003. В течение нескольких лет они были крупнейшими по водоизмещению «катерами», пока их не заменил так называемый катер тип 718 «Хайсюнь» под номером 31101 «Пудун».

Для сведения: «Хайсюнь-01» имеет полное водоизмещение 5418 тонн, длину 128,6 метра, максимальную скорость 20 узлов и дальность плавания 10 тысяч миль, на палубе он несет вертолет постоянного базирования, оборудование для дозаправки других судов в море и спасательное оборудование. Однако самым крупным «катером» в составе Береговой охраны КНР он оставался не слишком долго.

В 2017 году на патрулирование оспариваемых Пекином островов в Южно-Китайском море был направлен настоящий монстр с полным водоизмещение в 12 000 тонн под названием «Чжунго хайцзин 3901» (Coast Guard 3901). Это больше, чем американский крейсер УРО класса «Тикондерога»! На борту китайский «катер» несет скорострельную артиллерийскую корабельную пушку калибром 76 миллиметров, два защитных орудия малой дальности, два зенитных пулемета, вертолетную площадку и ангар для вертолетов на корме.

Еще у него есть собрат по проекту под названием «Чжунго хайцзин 2901» (Coast Guard 2901). Нетрудно догадаться, что при необходимости эти два «катера» водоизмещением от фрегата до крейсера могут быть оперативно довооружены и выполнять реальные боевые задачи, а не только вести патрулирование акватории и досмотр нарушителей. Корабль размерности ракетного крейсера для этого просто избыточен.

«Мобилизационный фрегат»


Возвращаясь к теме того, какой корабль 2-го ранга мог бы оказаться одинаково полезным в ближней и дальней морской зонах одновременно и БОХР, и ВМФ РФ, поневоле приходишь к выводу, что все уже давно придумано до нас. С учетом наших географических условий и геополитических соседей наиболее оптимальным из реалистичного является проект сторожевого корабля 2-го ранга 11356 «Буревестник» и его модификации.

Так, для нужд МЧПВ КГБ СССР на его основе был разработан проект 11351 «Нерей», на котором вместо комплекса ПЛУР установлена одна 100-мм артиллерийская установка АК-100, вместо всего кормового комплекса вооружения – взлетно-посадочная площадка с ангаром для вертолета и 30-мм автоматы АК-630 с РЛС управления «Вымпел». На патрульном корабле была размещена новая подкильная ГАС «Платина-С» и буксируемая ГАС «Бронза».

До 2023 года последние два сохранившихся «Нерея», ПСКР «Дзержинский» и «Орел», несли службу в составе Береговой охраны РФ на Дальнем Востоке. При необходимости после ремонта их даже можно было довооружить, превратив в приличные противолодочные фрегаты, переведя в состав ВМФ РФ на Тихом океане. В апреле прошлого года они оба были списаны.

Что касается полноценных фрегатов, то тут все еще интереснее. Как известно, на базе «Буревестника» для ВМС Индии был разработан экспортный вариант проекта фрегата 11356 типа «Тальвар». Однако из-за задержек с реализацией перспективного отечественного фрегата 22350 было решено модифицировать индийский проект под нужды Черноморского флота шифр 11356Р.

Вот только из запланированных шести удалось построить только три фрегата – «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», а «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» остались без силовой установки, которая производилась на Украине, в Николаеве. Недостроенные «Бутаков» и «Истомин» были проданы Индии, корпус «Корнилова» остался стоять в законсервированном состоянии. Ради последнего «адмирала» городить огород с импортозамещением силовой установки нецелесообразно.

Сама эта серия фрегатов обоснованно критикуется за меньшую вооруженность по сравнению не только с проектом 22350, но даже с индийским собратом 11356. В общем и целом история «Буревестника» может считаться подошедшей к своему логическому завершению. Однако в прошлом году на форуме «Армия-2023» Северное проектно-конструкторское бюро представило обновленный многоцелевой фрегат проекта 11356, на макете которого были размещены ЗАК «Палаш», усиливающий его систему ПВО, и ТА ПТЗ «Пакет-НК», расширяющий возможности по борьбе с вражескими субмаринами, а также более совершенное радиоэлектронное вооружение.

В такой комплектации «Буревестник» мог бы оказаться востребованным на Черном и Балтийском морях как фрегат ПЛО в составе ВМФ РФ, а также как сторожевой пограничный корабль на наших суровых северных морях и на Тихом океане. Вот для такой серии, возможно, имело бы смысл озадачиться с адаптацией силовой установки от фрегата проекта 22350 на его меньшего собрата 11356, что повысило бы его тактико-технические характеристики и степень унификации.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Вчера, 12:49
    Можно пофантазировать, конечно.
    возобновить производство того, возобновить производство сего.... а потом еще написать подробные статьи с ТТХ, а стоило ли оно того?
    Мол, хотели как лучше, а получилось....
  2. 0
    Вчера, 13:10
    есди существует недостроенный корпус то его целесообразно достроить, , но фрегаты и корветы в закрытых морях не нужны в принципе, ни в вмф ни в погранслужбе, всех их нужно на океаны, проведение сво требует больших затрат, и поэтому думаю временно не следует начинать строительство новых фрегатов и корветов и тем более начинать некие новые проекты, когда есть уже рабочий проект фрегата для вмф, и корвета тоже,.... хотя возможно через несколько лет после перерыва вызванного сво, когда повятся эконгомические возможности на базе 11356 создать кокой то новый фрегат (средний между корветом и фрегатом) с целью закрыия программ нынешних корветов и фрегатов к тому времени возможно уже устаревших, и таким образом создание и унификации боевого надводного корабля пло вмф (сторожевика) единого проекта ...... но программу пл и беспилотников и тральщиков нужно продолжать немотря на сво , нужно ставить задачу особенно создания самолета пло бе200, закрыв навсегда программы мрк...
    1. +1
      Вчера, 15:50
      нужно ставить задачу особенно создания самолета пло бе200

      - самолету по факту 40 лет, может стоит подумать о более свежем носителе?
      1. +1
        Вчера, 19:51
        здравствуйте, летающие лодки выпускаются в мире малыми сериями и лучше чем бе200 сейчас в мире нет, конечно за 40 лет надеюсь внесли улучшения изменения как минимум двигатель немного другой конструкции, отечественный иимпортозамещенный недавно появился , потенциал бе200 пока не исчерпан, как и более древнего ил76, при подготовке серии пло бе 200 целесообразно доработать самолет так чтобы он был современным
        1. 0
          Сегодня, 07:46
          зачем в качестве самолета ПЛО вам нужна летающая лодка?
          Россия не мелкое островное государство, ниша Бе-200 в наше время это противопожарный самолет и самолет спасатель
  3. 0
    Вчера, 18:22
    О. Я уже об этом писал в комментарии к предыдущей статье.
  4. +1
    Вчера, 20:53
    Возможно и есть смысл РФ вернуться к 11356,но его нужно модифицировать,а принимать на вооружение корабли ради числа вымпелов не стоит. Очевидно,что 11356 нужна буксируемая ГАС,без которой он не может быть полноценным кораблем ПЛО и очень желательно усилить ПВО ближней зоны,которая на сегодня недостаточна...На индийских фрегатах стоят израильские комплексы ПВО ближней зоны,вот и РФ необходимо усилить ПВО 11356 установкой на него ЗРПК Панцирь-М,что повысит его выживаемость на поле боя.
  5. 0
    Сегодня, 08:03
    Надо нормальные фрегаты строить тыщ по 6-8 водоизмещением, 1-го ранга... Серией... А не всякое барахло...