Почему имеет смысл возобновить производство фрегатов проекта 11356Р

29

Как и было обещано, мы продолжим наши рассуждения о пограничных кораблях двойного назначения, которые при необходимости могут быть мобилизованы и начать нести военную службу в составе ВМФ РФ. С 3-м рангом для БОХР есть определенность, а как насчет 2-го?

Корабли, притворяющиеся «катерами»


В сентябре-октябре сего года два патрульных корабля «Мэйшань» (2303) и «Сюшань» (2305) тип 818 Береговой охраны КНР приняли участие в совместных с Россией двусторонних учениях «Тихоокеанский патруль – 2024» и патрулировании в северной части Тихого океана. Событие само по себе примечательное, но в отечественных околовоенных телеграм-каналах и СМИ обратили внимание на сами китайские пограничные корабли и тот путь, что они смогли проделать.



Так, «Мэйшань» и «Сюшань» вышли из пункта постоянного базирования в Чжоушань 13 сентября 2024 года, за 35 дней преодолели более 17 000 морских миль, пройдя Японское, Охотское, Берингово и Чукотское моря и войдя в Северный Ледовитый океан. 17 сентября 2024 года отряд прибыл во Владивосток, где принял участие в совместном российско-китайском учении в заливе Петра Великого. Неплохо для патрульных кораблей Береговой охраны КНР!

Подобная мореходность китайских пограничников, позволяющая им дотянуться аж до Северного Ледовитого океана, обусловлена тем, что де-факто они представляют собой разоруженные фрегаты тип 054. Это на сегодняшний день самый массовый корабль океанского класса в ВМС НОАК, способный нести управляемое ракетное вооружение. В китайском военно-морском флоте их в строю уже 36 штук, еще 4 построено на экспорт для ВМС Пакистана.

Необходимо отметить, что китайцы почему-то очень любят классифицировать как «патрульные катера» натуральные боевые корабли водоизмещением от фрегата до крейсера. И это не преувеличение!

В частности, в 2007 году из состава ВМС НОАК в Береговую охрану КНР были переданы два устаревших фрегата тип 053, которые переработали и переименовали в «катера» с номерами 1002 и 1003. В течение нескольких лет они были крупнейшими по водоизмещению «катерами», пока их не заменил так называемый катер тип 718 «Хайсюнь» под номером 31101 «Пудун».

Для сведения: «Хайсюнь-01» имеет полное водоизмещение 5418 тонн, длину 128,6 метра, максимальную скорость 20 узлов и дальность плавания 10 тысяч миль, на палубе он несет вертолет постоянного базирования, оборудование для дозаправки других судов в море и спасательное оборудование. Однако самым крупным «катером» в составе Береговой охраны КНР он оставался не слишком долго.

В 2017 году на патрулирование оспариваемых Пекином островов в Южно-Китайском море был направлен настоящий монстр с полным водоизмещение в 12 000 тонн под названием «Чжунго хайцзин 3901» (Coast Guard 3901). Это больше, чем американский крейсер УРО класса «Тикондерога»! На борту китайский «катер» несет скорострельную артиллерийскую корабельную пушку калибром 76 миллиметров, два защитных орудия малой дальности, два зенитных пулемета, вертолетную площадку и ангар для вертолетов на корме.

Еще у него есть собрат по проекту под названием «Чжунго хайцзин 2901» (Coast Guard 2901). Нетрудно догадаться, что при необходимости эти два «катера» водоизмещением от фрегата до крейсера могут быть оперативно довооружены и выполнять реальные боевые задачи, а не только вести патрулирование акватории и досмотр нарушителей. Корабль размерности ракетного крейсера для этого просто избыточен.

«Мобилизационный фрегат»


Возвращаясь к теме того, какой корабль 2-го ранга мог бы оказаться одинаково полезным в ближней и дальней морской зонах одновременно и БОХР, и ВМФ РФ, поневоле приходишь к выводу, что все уже давно придумано до нас. С учетом наших географических условий и геополитических соседей наиболее оптимальным из реалистичного является проект сторожевого корабля 2-го ранга 11356 «Буревестник» и его модификации.

Так, для нужд МЧПВ КГБ СССР на его основе был разработан проект 11351 «Нерей», на котором вместо комплекса ПЛУР установлена одна 100-мм артиллерийская установка АК-100, вместо всего кормового комплекса вооружения – взлетно-посадочная площадка с ангаром для вертолета и 30-мм автоматы АК-630 с РЛС управления «Вымпел». На патрульном корабле была размещена новая подкильная ГАС «Платина-С» и буксируемая ГАС «Бронза».

До 2023 года последние два сохранившихся «Нерея», ПСКР «Дзержинский» и «Орел», несли службу в составе Береговой охраны РФ на Дальнем Востоке. При необходимости после ремонта их даже можно было довооружить, превратив в приличные противолодочные фрегаты, переведя в состав ВМФ РФ на Тихом океане. В апреле прошлого года они оба были списаны.

Что касается полноценных фрегатов, то тут все еще интереснее. Как известно, на базе «Буревестника» для ВМС Индии был разработан экспортный вариант проекта фрегата 11356 типа «Тальвар». Однако из-за задержек с реализацией перспективного отечественного фрегата 22350 было решено модифицировать индийский проект под нужды Черноморского флота шифр 11356Р.

Вот только из запланированных шести удалось построить только три фрегата – «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», а «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» остались без силовой установки, которая производилась на Украине, в Николаеве. Недостроенные «Бутаков» и «Истомин» были проданы Индии, корпус «Корнилова» остался стоять в законсервированном состоянии. Ради последнего «адмирала» городить огород с импортозамещением силовой установки нецелесообразно.

Сама эта серия фрегатов обоснованно критикуется за меньшую вооруженность по сравнению не только с проектом 22350, но даже с индийским собратом 11356. В общем и целом история «Буревестника» может считаться подошедшей к своему логическому завершению. Однако в прошлом году на форуме «Армия-2023» Северное проектно-конструкторское бюро представило обновленный многоцелевой фрегат проекта 11356, на макете которого были размещены ЗАК «Палаш», усиливающий его систему ПВО, и ТА ПТЗ «Пакет-НК», расширяющий возможности по борьбе с вражескими субмаринами, а также более совершенное радиоэлектронное вооружение.

В такой комплектации «Буревестник» мог бы оказаться востребованным на Черном и Балтийском морях как фрегат ПЛО в составе ВМФ РФ, а также как сторожевой пограничный корабль на наших суровых северных морях и на Тихом океане. Вот для такой серии, возможно, имело бы смысл озадачиться с адаптацией силовой установки от фрегата проекта 22350 на его меньшего собрата 11356, что повысило бы его тактико-технические характеристики и степень унификации.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    21 октября 2024 12:49
    Можно пофантазировать, конечно.
    возобновить производство того, возобновить производство сего.... а потом еще написать подробные статьи с ТТХ, а стоило ли оно того?
    Мол, хотели как лучше, а получилось....
  2. +1
    21 октября 2024 13:10
    есди существует недостроенный корпус то его целесообразно достроить, , но фрегаты и корветы в закрытых морях не нужны в принципе, ни в вмф ни в погранслужбе, всех их нужно на океаны, проведение сво требует больших затрат, и поэтому думаю временно не следует начинать строительство новых фрегатов и корветов и тем более начинать некие новые проекты, когда есть уже рабочий проект фрегата для вмф, и корвета тоже,.... хотя возможно через несколько лет после перерыва вызванного сво, когда повятся эконгомические возможности на базе 11356 создать кокой то новый фрегат (средний между корветом и фрегатом) с целью закрыия программ нынешних корветов и фрегатов к тому времени возможно уже устаревших, и таким образом создание и унификации боевого надводного корабля пло вмф (сторожевика) единого проекта ...... но программу пл и беспилотников и тральщиков нужно продолжать немотря на сво , нужно ставить задачу особенно создания самолета пло бе200, закрыв навсегда программы мрк...
    1. +1
      21 октября 2024 15:50
      нужно ставить задачу особенно создания самолета пло бе200

      - самолету по факту 40 лет, может стоит подумать о более свежем носителе?
      1. +1
        21 октября 2024 19:51
        здравствуйте, летающие лодки выпускаются в мире малыми сериями и лучше чем бе200 сейчас в мире нет, конечно за 40 лет надеюсь внесли улучшения изменения как минимум двигатель немного другой конструкции, отечественный иимпортозамещенный недавно появился , потенциал бе200 пока не исчерпан, как и более древнего ил76, при подготовке серии пло бе 200 целесообразно доработать самолет так чтобы он был современным
        1. 0
          22 октября 2024 07:46
          зачем в качестве самолета ПЛО вам нужна летающая лодка?
          Россия не мелкое островное государство, ниша Бе-200 в наше время это противопожарный самолет и самолет спасатель
          1. 0
            22 октября 2024 19:24
            летающая лодка имеет ряд приемуществ,
            1 может взлетать и садиться не только с аэродрома, например в охотском море
            2 может быть использована как спасатель или транспортник в удаленных районах прибрежных морей
            3 может укрыться от радаров приводнившись
            4 может спастись при повреждениях над водной поверхностью
            5 не дорогой относительно мс21 или суперджет100 или ил76, а ту 95 больше не делают и он тоже дороже чем бе200
            1. 0
              23 октября 2024 08:58
              может взлетать и садиться не только с аэродрома, например в охотском море

              - Зачем? посадка в море это всегда дополнительный риск

              может быть использована как спасатель или транспортник в удаленных районах прибрежных морей

              - самолет ПЛО не сможет выполнять данные функции, про быстросъемные модули не надо, уже проходили

              может укрыться от радаров приводнившись

              - а от спутников куда прятаца будете? И от радара самолета ДРЛО приводнившись вы не спрячетесь, это если сможете приводница - море и океан это не река и не озеро, волнение знаете ли...

              может спастись при повреждениях над водной поверхностью

              - очень сомнительно

              не дорогой относительно мс21 или суперджет100 или ил76, а ту 95 больше не делают и он тоже дороже чем бе200

              - цифры в студию
              1. 0
                23 октября 2024 22:03
                При этом стоимость Бе-200, по данным на 2020 год, — почти 3 млрд рублей, так что при регулярной эксплуатации самолет неплохо окупается.

                https://dzen.ru/a/ZNRg9WvZxgZ4I-QX

                Стоимость нового российского самолета МС-21 с поставкой в 2028–2030 годах составила 4,3–4,6 миллиарда рублей. Такую цену в конце 2022 — начале 2023 года называла Государственная транспортная лизинговая компания.

                Читайте далее: http://www.irk.ru/news/20230908/airplane/

                В начале 2012 года стоимость Sukhoi SuperJet 100 поднялась до 35,4 миллиона долларов (3.4 млрд руб)за самолет, однако в ГСС заявляли, что он по-прежнему на пятнадцать процентов дешевле аналогов [при том что суперджет видимо не будут запускать в серию вообще и сделают ставку на мс21)

                https://lenta.ru/lib/14212065/

                Стоимость единицы ~ 5 млрд руб. Ил-76МД-90А (2017 год)
                итог выборо не велик мс21 за 4 млрд и ил76 за 5 млрд, при этом эти самолеты требуют впп, которых на севере и камчатке по пальцам пересчитать, а реки озера там есть, вспомните как ту154 искал в тайге впп чтобы аварийно сесть, и нашел случайно заброшенуюю впп?
                а бе200 стоит всего 3 млрд и не обязательно ему приводняться, но если надо будет то приводнится, и вообще восстановленрие серии бе200 это еще и для мчс и на экспорт, и серийные будут дешевле и еще.... он меньше места занимаетна аэродроме
                1. 0
                  23 октября 2024 22:45
                  при бюджете в 40 млрд получаем 10 мс21 пло, или 14 бе200 пло.... спрятать бе200 проще он 32х32 метра, а мс21 34х36, но.... бе200 еще укрывается по рекам озерам и заливам под маскировочной сеткой, а мс21 вычисляется по впп, которых мало и он обязательно вблизи нее
                  1. -1
                    24 октября 2024 07:34
                    При этом стоимость Бе-200, по данным на 2020 год, — почти 3 млрд рублей

                    - курс доллара в 2020г и сейчас? разница в полтора раза

                    бе200 еще укрывается по рекам озерам и заливам под маскировочной сеткой

                    - спасибо поржал, под Бе-200 нужна инфраструктура, ничуть не меньшая чем под ССЖ-100 или МС-21
                    1. 0
                      24 октября 2024 12:28
                      не показыайте ваше полное незнание экономической ситуции и вашу глубокую наивность ! вы действительно считаете что курс доллара реально отражает соотношение затрат на продукцию? какая наивность! и кстати вы не заметили что.... а цены на суперждет и ил 76 вообще 2012-2017 года они же тоже подорожали, а вам невдомек? и вы тут ржете как конь ретивый не понимая что помимо инфраструктуы есть свобода базировния, и инфраструктуру можно доставлять куда угодно баржами или грузовикми, и прятать в лесу, а вот впп невозможно никуда доставить и тем более спрятать, ...... и совсем глупость несусветную вы тут пишете что нецелесоборазно садиться на водную поверхность или спасаться приводнившись...... а что лучше садиться в тайгу густую и что останется от вас и самолета? помьрм ак вы будете ржать когда ваша голва будет биься об ссны и березы, вспомитне ржущего качинскго когда его выкинуло на толстый березоавый ствол, деревья поотшибали все акрылья его самолета.... но вы же считаете что приводняться нецелесообразно же.....или все же приводняться, но затонуть потому что у вас гражданский борт для бетона? в общем полное непонимание у вас и отсутствие логики и грубиянство,
                      1. -1
                        24 октября 2024 12:38
                        не показыайте ваше полное незнание экономической ситуции и вашу глубокую наивность !

                        - ну вы еще про подъем экономики мне расскажите laughing

                        инфраструктуру можно доставлять куда угодно баржами или грузовикми, и прятать в лесу

                        - хоть раз пробовали?

                        есть свобода базировния

                        - и это вы меня наивным называете? bully
                      2. 0
                        24 октября 2024 12:44
                        подъем экономиики налицо! военная промышленость растет до трехсменой работы, люди стали получать приличные зарплаты, несмтря на затраты на сво, экномика растет, и проблем не возникает, а всякие кухонные критиканы диванно ржущие пустышки, просто слабаки и не могут зарабатывать сами , и ругают власть и бизнес за то что он платит только тем кто реально умеет работать, а не безруким кухонно-пьяненьким глупцам экспердам которым нужно спорить не с умными экспертами, а с беззубыми старухами


                      3. -1
                        24 октября 2024 12:50
                        вы бы лучше не позорились, ну да уже поздно, витайте дальше в своих фантазиях.. bully
                      4. 0
                        24 октября 2024 12:55
                        вы погибли в неравной борьбе! вы не нашли ни одного аргумента против моих мудрых мыслей и фактов, все ваши заблуждения стали очевидны! вы разбиты как швед под полтавой и в пух и прах позорно сбежали с поля боя! делая красивую мину при плохой игре!
                      5. -1
                        24 октября 2024 13:00
                        ухаха, да у нас новый Наполеон здесь оказывается laughing
                      6. 0
                        24 октября 2024 13:08
                        ссылка на наполеона вам не прибавило аргументов которые могли бы доказать ваши очевидно ложные постулаты.. вы проспорились пытаясь бороться с ветряными мельнцами с очевидными фактами и доказать что якобы гидросамолеты не нужны над водными поверхностями.... смиритесь с вашим поражением и раскаивайтесь в прахе и пепле tongue
  3. 0
    21 октября 2024 18:22
    О. Я уже об этом писал в комментарии к предыдущей статье.
  4. +1
    21 октября 2024 20:53
    Возможно и есть смысл РФ вернуться к 11356,но его нужно модифицировать,а принимать на вооружение корабли ради числа вымпелов не стоит. Очевидно,что 11356 нужна буксируемая ГАС,без которой он не может быть полноценным кораблем ПЛО и очень желательно усилить ПВО ближней зоны,которая на сегодня недостаточна...На индийских фрегатах стоят израильские комплексы ПВО ближней зоны,вот и РФ необходимо усилить ПВО 11356 установкой на него ЗРПК Панцирь-М,что повысит его выживаемость на поле боя.
  5. 0
    22 октября 2024 08:03
    Надо нормальные фрегаты строить тыщ по 6-8 водоизмещением, 1-го ранга... Серией... А не всякое барахло...
    1. -1
      22 октября 2024 09:20
      линкоры устарели и уже давно, нет в них смысла и деньги транжирить народные нет смысла на них, 1135, 956, 1164 под списание в течени 5-7 лет, 1155 через лет 10-12, Петра списывать уже приняли решение , кузю продать китайцам, будет только один линкор в вмф Нахимов и много сторожевиков пло не более 5500 тн, а лучше 4000 , вот так надо сделать
      1. -2
        22 октября 2024 09:31
        Какие линкоры болезный... Отряд кораблей не из чего собрать в поход... На Кубу недавно ходил отряд из каких кораблей? Флота нет.
        1. -2
          22 октября 2024 14:23
          рф обладает огромным флотом, одним из сильнейших в мире, больше флот только в сша и многомиллиардном китае,
          1 ударная сило флота В состав ВМФ РФ входят 14 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 28 атомных подводных лодок с ракетно-торпедным вооружением, 19 дизельных подводных лодок, 8 атомных подводных лодок специального назначения и 1 дизельная подводная лодка специального назначения.
          2 океанский надводный флот для пло баренцева моря и тихоокеанского побережья камчатки, подойдет и для развлекательных походов на кубу или конвоев
          атомный крейсер и два 1164, два ЭМ, 8 вымп 1155 прошли и проходят или ждут модернизацию во фрегаты с продлением срока службы не менее чем на 10 лет , фрегаты 22350 4 вмп, и 6 строятся на замену списываемым в ближ время 1135, 956 и 1164, есть еще 3 11356,.... еще корветы так что сходить на кубу есть на чем и надводных кораблей в общем то достаточно, но остро не хватает тральщиков и береговой авиации
          1. -1
            23 октября 2024 06:39
            Человек из альтернативной реальности. "Развлекательный поход" на Кубу? Про Карибский кризис слышал?
            1. 0
              23 октября 2024 21:49
              не а слышал, но было это давно, времен очаковских и покоренья крыма
  6. +1
    22 октября 2024 09:48
    Пока командиры - те кто уничтожал флот, армию, страну - ничего не будет. Им то это зачем...Им бы суда избежать и не допустить возврата смертной казни для врагов народа и членов их семей...
    1. 0
      22 октября 2024 09:54
      Похоже, что нашему президенту флот не нужен.
  7. +1
    22 октября 2024 14:02
    Не стоит жить вчерашним днем. Одно дело модернизация имеющегося старья, а совсем другое это старье начинать производить по новой,
  8. +2
    22 октября 2024 22:17
    Что такое 11356Р? Это деграднутый в гуано 11356Э "Тальвар" с которого убрали современные системы. Вместо нормальной ГАС поставили то, что видит что-то только в упор. ЗРАК "Кортик" замелили на АК-630. БИУС заменили на устаревшую и упрощенную. и т. д. Короче отличный пример модернизации со знаком минус. Хотя это флот, чему тут удивляться...