Мост через Калининградский залив: от проекта к строительству

4

В конце сентября 2024 года стало известно, что ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» выдало положительное заключение на проектную документацию для строительства нового моста в Калининграде. Предполагается, что скоростная автомобильная дорога соединит Южный и Северный обходы города, что положительно скажется на транспортной доступности некоторых населенных пунктов. Кроме того, новый мост позволит вынести за пределы Калининграда транзитные потоки большегрузных автомобилей.

В 2016 году городской совет депутатов Калининграда утвердил генеральный план развития областной столицы до 2035 года. Именно с этого документа берет начало современная история проекта, связанного со строительством моста через Калининградский залив. Однако необходимо понимать, что подобные планы обсуждались в руководящих кругах региона и ранее, так как для развития транспортной инфраструктуры Калининграда данный объект имеет стратегическое значение. Как это часто бывает, все упиралось в деньги. Областные власти понимали, что без привлечения частных инвестиций реализовать настолько крупный проект практически невозможно.



В 2019 году денежные средства найти удалось. Так, правительство Калининградской области заключило соглашение с ООО «Десятая концессионная компания», которое входит в российский инфраструктурный холдинг «Группа "‎ВИС"‎». Речь идет о концессии сроком на 28 лет (до 2047 года). Напомним, что суть данного механизма заключается в том, что частный инвестор берет на себя финансовые обязательства по строительству какого-либо объекта, взамен получая возможность его эксплуатации на возмездной основе в течение определенного времени.

Необходимо отметить, что на тот момент стоимость строительства моста оценивалась в 44 миллиарда рублей. Несмотря на наличие частных инвесторов, серьезная финансовая нагрузка ложилась на федеральный и региональный бюджеты (около 30 миллиардов рублей). В 2020 году стало известно, что «Десятая концессионная компания» заключила кредитное соглашение со Сбербанком о финансировании концессии в рамках этого проекта. Уточнялось, что лимит кредитной линии по условиям договора превысил отметку в 13 миллиардов рублей, а срок кредитования составил более 10 лет.

В 2021 году появилась информация, что к проекту строительства моста через Калининградский залив присоединилась государственная корпорация «Ростех». Если говорить конкретнее, то речь шла о ее дочерней организации – компании «РТ-Развитие бизнеса». Напомним, что для Ростеха данный регион не является чужим. Уже довольно длительное время корпорация оказывает активное содействие развитию янтарной отрасли в Калининградской области. Так, в 2014 году Ростеху были переданы акции Калининградского янтарного комбината, который является крупнейшим в мире предприятием, занимающимся промышленной добычей янтаря. Антон Алиханов, будучи на тот момент губернатором региона, тогда подчеркивал, что наличие такого сильного с экономической точки зрения партнера позволит укрепить концессию, выведя ее на новый уровень.

Кроме того, считаем необходимым добавить несколько слов о технических параметрах самого проекта. На данный момент известно, что суммарная протяженность создаваемой транспортной инфраструктуры должна составить 8,1 километра. Разрешенная скорость движения по новому мосту будет достигать 120 километров в час. Высота пилона, предусмотренного условиями проекта, достигнет отметки в 162 метра. Транспортные средства смогут двигаться по новому мосту по четырем полосам, а его ежесуточная пропускная способность составит 10,5 тысячи автомобилей. С севера мостовой переход будет примыкать к микрорайону имени Александра Космодемьянского (входит в состав Калининграда), а с юга – к поселку Шоссейное (Гурьевский округ Калининградской области). Успешная реализация проекта позволит замкнуть автомобильный кольцевой маршрут вокруг областного центра.

К сожалению, в связи с геополитическими изменениями, которые произошли в мире за последние годы, будущий мост утратил часть своего предполагаемого функционала. Например, изначально заявлялось, что новый объект будет способствовать развитию транспортной связи Калининграда с городской агломерацией Труймясто в Польше, в которую входят города Сопот, Гдыня и Гданьск. Несложно догадаться, что теперь такой вариант развития крайне маловероятен. Реализовать задуманное получится только в случае нормализации отношений между Российской Федерацией и странами Запада.

Естественно, что обслуживание транспортного объекта такого масштаба – довольно дорогое удовольствие, поэтому для снижения финансовой нагрузки на бюджет Калининградской области за проезд по мосту будет взиматься денежная плата. Ее размер должны будут определить власти региона. Также сообщается, что данная мера позволит в максимально сжатые сроки закрыть все финансовые обязательства области перед компаниями, которые станут принимать участие в проекте.

С момента концессионного соглашения прошло уже более 5 лет. За это время стоимость строительства моста значительно выросла. Если в начале статьи мы говорили о сумме в 44 миллиарда рублей (2019 год), то к 2021-му объем необходимых инвестиций в реализацию данного проекта достиг отметки в 51 миллиард рублей. Но и это еще не все. Так, уже в конце 2023 года появилась информация, что расходы одного только областного бюджета на мост через Калининградский залив оцениваются в 76,6 миллиарда рублей. Подтверждал подобного рода сообщения и вице-премьер регионального правительства Александр Рольбинов, отмечая, что за эти годы стоимость строительства мостового перехода серьезно увеличилась.

В заключение хочется добавить, что на данный момент речь идет всего лишь о проектных работах, есть подозрение, что до начала активных строительных работ еще очень далеко. Несмотря на это, даже сейчас, не прибегая к глубокому анализу, можно сделать вывод о высокой социально-экономической значимости нового моста как для областного центра, так и для всей Калининградской области. Будем надеяться, что заявления чиновников не разойдутся с делом и через несколько лет еще одним объектом транспортной инфраструктуры такого масштаба в нашей стране станет больше.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Вчера, 11:06
    Можно и по ниже сделать, что сразу несколько удешевит проект. И можно мост только через залив сделать , остальное по земле , и виадуки только в местах развязок. Ну зачем в небеса лезть.?Да и безопаснее.
    1. +2
      Вчера, 18:19
      На сегодня, без трансгосударственных перевозок, такое соединение и мост не нужны,- слишком малы потоки, слишком большая стоимость. Есть более важные направления для вложений больших средств..
  2. +5
    Вчера, 15:45
    Необходимо отметить, что на тот момент стоимость строительства моста оценивалась в 44 миллиарда рублей. Несмотря на наличие частных инвесторов, серьезная финансовая нагрузка ложилась на федеральный и региональный бюджеты (около 30 миллиардов рублей). В 2020 году стало известно, что «Десятая концессионная компания» заключила кредитное соглашение со Сбербанком о финансировании концессии в рамках этого проекта. Уточнялось, что лимит кредитной линии по условиям договора превысил отметку в 13 миллиардов рублей, а срок кредитования составил более 10 лет

    При 20 % в год за 10 лет придётся 26млрд отдать.
    Мягко говоря проект не ко времени. И какие такие через Калининград транзитные потоки? Стесняюсь спросить откуда и куда?
    1. 0
      Вчера, 23:10
      Ворюги