Может ли лайнер Ту-214 конкурировать с МС-21 и пойти на экспорт?

16
Может ли лайнер Ту-214 конкурировать с МС-21 и пойти на экспорт?

В преддверие саммита стран БРИКС в Казани первый вице-премьер правительства РФ Денис Мантуров посетил местные авиационный и вертолетный заводы. Совпадение или нет, но именно Татарстан сегодня претендует на то, чтобы стать флагманом отечественного гражданского авиастроения, заполняя высвободившиеся после ухода западных конкурентов рыночные ниши.

Ту-214 вместо МС-21


Как известно, после отказа Boeing и Airbus продавать в Россию новые самолеты и обслуживать уже поставленные пришлось делать ставку на отечественную продукцию. Нашей главной надеждой в сегменте среднемагистральных лайнеров был МС-21, ни в чем не уступающий, а кое в чем и превосходящий американский и европейский конкуренты.



Вот только западные санкции подрезали крылья этому перспективному проекту, в прямом и переносном смысле. Из-за необходимости скорейшего импортозамещения подсанкционного оборудования и композитных материалов в конструкции масса лайнера оказалась выше проектной почти на 7 тонн. Для того, чтобы вписать пассажирский самолет в проектные параметры и сертифицировать его, принято решение создать укороченную, а значит, облегченную версию МС-21 на меньшее количество пассажиров, что автоматически опять сдвинуло сроки вправо.

Подобные искусственно создаваемые нам проблемы не могли остаться незамеченными авиаперевозчиками, которые теперь новыми глазами посмотрели на советский Ту-214. Этот среднемагистральный лайнер, благодаря вниманию военных и спецслужб, производился малой серией и не зависел столь тотально от импортных комплектующих, как МС-21 или «Суперджет».

В 2022 году, когда противостояние России с Западом перешло на принципиально новый уровень, Ту-214, активно лоббируемый руководством Республики Татарстан, рассматривался в качестве некоего «костыля», при помощи которого можно «прохромать» до запуска в серию МС-21. Однако интерес отечественных авиаперевозчиков к отечественному самолету только растет, а с ним – и объемы заказов.

Так, в конце сентября 2024 году ОАК и авиакомпания S7 подписали меморандум о взаимном сотрудничестве по вопросу расширения ее воздушного флота:

Меморандум подразумевает совместную работу по поставке 100 усовершенствованных пассажирских самолетов Ту-214 для нужд сибирской авиакомпании.

100 самолетов только для S7 – это уже реально очень крупный заказ! Напомним, что в 2022-м речь шла всего про несколько десятков Ту-214, и это считалось отличным результатом для Казанского авиастроительного завода.

При этом сам КАЗ ранее особенно не позиционировался как производитель гражданских самолетов. На своем пике он выпускал в год до 30 сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М, по 3–4 стратегических Ту-160 и до 10–12 турбореактивных дальнемагистральных лайнеров Ил-62. Теперь же перед руководством «Туполева» ставится задача наладить с 2027 года сборку до 20 среднемагистральных Ту-214 ежегодно.

Подобное возможно только при переходе к производству самолетов конвейерным способом, как на автомобильных заводах. Под проект масштабной модернизации КАЗ правительство выделило огромные средства из ФНБ и в виде облигаций. Управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев отчитался перед господином Мантуровым о планируемых сроках завершения переоснащения КАЗ:

Из 24 запланированных объектов 9 уже введены в эксплуатацию, 15 объектов находятся в разной степени готовности. С вводом в эксплуатацию всех запланированных объектов предприятие существенно сократит сроки по выпуску продукции. Новые помещения и оборудование позволят нам выйти на серийное производство гражданских воздушных судов и обеспечить строительство 20 самолетов Ту-214 в год.

С прицелом на будущее?


При этом в планах казанцев не просто собирать устаревший самолет советской разработки, но провести его глубокую модернизацию, улучшив технические характеристики и повысив конкурентоспособность. Для этого недавно был создан инновационный конструкторский центр по модернизации авиалайнера Ту-214:

Преимущества [Ту-214] — очень хорошее крыло, сертифицированные двигатели, качественный фюзеляж и горизонтальное оперение. По своим летно-техническим характеристикам получился практически идеальный самолет, но мы продолжим работу по его совершенствованию. Задача на ближайшую перспективу — снизить его вес. Формат менять не планируем, будет такая же длина, ширина, высота, пассажировместимость, но будем работать над оптимизацией веса.

Помимо снижения веса самолета за счет перехода на использование композитных материалов, будет произведена оцифровка всей проектной документации, модернизированы внутренние системы Ту-214 и его интерьер. В Казанском авиастроительном созданы четыре команды инженеров по направлениям «Планер», «Системы», «Послепродажное обслуживание» и «Силовая установка».

Наличие двух последних направлений дает некоторые основания полагать, что руководство КАЗ сделало верные выводы из проблем, с которыми столкнулся «Суперджет», вернее, его зарубежные компании-эксплуатанты, в итоге вынужденные от него отказаться. Обнадеживает и то, что российские инженеры начнут работать по усовершенствованию тактико-технических характеристик силовой установки для Ту-214, которая объективно давно устарела.

Не исключено, что в модернизированной версии с двучленным экипажем Ту-214 впоследствии сможет найти свою нишу не только на отечественных авиалиниях, но и в некоторых дружественных России странах Ближнего Востока, Африки и Азии.

Не менее интересны «новинки», показанные первому вице-премьеру Мантурову на Казанском вертолетном заводе. Но о них стоит поговорить подробнее отдельно.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    23 октября 2024 12:56
    Смешно.
    Вспоминаются прошлые заметки автора.
    то на экспорт, это на экспорт, даже вроде грамоту за суперджет получил....

    И где теперь этот суперджет? Где теперь русско-китайский лайнер? Понятно где. У Сердюкова и К в доходах.
    Тут профессиональные авторы-авиаторы в других сми в панике высчитывают сроки службы имеющихся авиалайнеров, успеют ли заместить хотя бы ОБЕЩАННЫМИ ,а не реальными, лайнерами.... (встречал 2-3 раза)

    А КАЗ, писали, принадлежит местному клану Президента Татарстана (по другому сейчас называется вроде). Он лишним деньгам будет только рад. А вот насколько он "авиастроитель", можно догадаться...
    1. +1
      24 октября 2024 09:30
      Ну судя по тому, что и ТУ--22М и ТУ-160 в ВКС в достаточном количестве- авиастроитель он неплохой)))
      1. 0
        25 октября 2024 23:20
        Выпуск Ту-22М закончен в 1993 году, 31 год назад.
        1. +1
          26 октября 2024 14:36
          Ту-22 М проходят модернизацию до ТУ-22М3М. Да и недавно в Казани достроили два ТУ-22М3, которые простояли в ангарах 30 лет, заброшенные с 90 годов. А всего ТУ-22м3 и М3м у ВКС РФ около 40 шт.
          1. 0
            26 октября 2024 14:46
            То что на КАЗе ремонтировали и модернизировали Ту 22М и Ту160 это факт. То что на КАЗе восстановили производство Ту160, говорят. Про Ту 22М даже не говорят. А то что из задела 2 машины восстановили, это не производство.
            1. +1
              26 октября 2024 14:53
              Их и не производят, а модернизируют. Да и не в этом смысла-строить новые. Планер остается старый. Кол-во ТУ-22 М3 в ВКС-около 60, но, вроде как модернизировать будут не все-50-40 штук с лихвой хватит. А вот бортовые системы меняют проц на 80, затачивают их и под использование кинжалов в том числе, ну и родные Х-32 остаются. Ставят Гефеста под неуправляемое вооружение. Штангу для заправки в воздухе, что сразу увеличит боевой радиус(так он около 2000-2300 км). Опять же официальных данных не было а по неофициальным еще года два назад на вооружении ВКС, в готовности к использованию, стояло ТУ-22м3 и Ту-22м3м - 37 шт.
    2. 0
      15 ноября 2024 10:00
      Вспоминаются прошлые заметки автора.
      то на экспорт, это на экспорт, даже вроде грамоту за суперджет получил....

      Какой экспорт? Свой рынок надо насытить. Даёшь ТУ-214 вместо Боингов и прочих суперджетов. fellow
  2. 0
    23 октября 2024 13:04
    Сергей, хватит врать про 7 тн, эта байка старая, уже не интересная (от 0,6 до 1,2 -1,5 тн при самом негативном сценарии)
    Что за тяга все на корню продать (даже то, что еще не выросло), давайте сначала о себе любимых позаботимся.
  3. 0
    23 октября 2024 13:05
    Какой экспорт?!
  4. +2
    23 октября 2024 13:52
    20 самолётов в год, это 80 штук до 30-го года включительно. ВАСО тоже там то ли родит хотя бы 3 Ил-96-400 в год, то ли не родит. Каким местом наши великие кормчие собирались выс рать к 30-му году сначала 1000, потом хотя бы 600 новых самолётов, непонятно.
  5. 0
    23 октября 2024 14:30
    Одно враньё. По разным источникам в Ту-214 от 10 до 20% импортных комплектующих, которых в РФ нет. Кто продаст, если везде санкции. Про МС-21 лучше промолчать.
    1. +1
      23 октября 2024 16:20
      Реально вранье (с Вашей стороны). Вам сколько лет? Лайнер разрабатывался в СССР. Там импортных комплектующих не могло быть изначально (может какая-нибудь фурнитура из "братских" соц.стран). В последствии "ификтивные манагеры" могли, конечно, заменить кое-что на импорт, так-как часть заводов была ими же успешно разворована. Но 20% - это чушь...
      1. -2
        23 октября 2024 16:34
        Не надо обвинять, не проверив информацию. Зайдите на профильные сайты и почитайте чего нет, там расписано без чего не полетит, кто из-за санкций закрыл поставки. Есть даже прогноз, делать и ставить на склад, ждать эти комплектующие.
        Есть старые запасы на 2-3 шт., для специальных целей. По МС-21 ситуация ещё хуже. Одна надежда на милость Китая.
  6. +1
    23 октября 2024 19:27
    директор отчитался ГОСПОДИНУ Мантурову !!!! класс
  7. +1
    23 октября 2024 20:16
    Охотно верим!
  8. Voo
    +1
    24 октября 2024 01:44
    Конкурировать? О чем здесь идёт речь? В этой стране конкуренция, это ежели не смертный, то тюремный грех. Ежели кабаев вв почувствует присутствие конкурента.... Так и с ентими летаками. Какие скажут, такие и купят.