МРК «Сарсар»: нужна ли ВМФ РФ еще одна «ракетная канонерка»?
На днях было заявлено о разработке в России нового малого ракетного корабля, способного нести до 20 «Калибров». При этом «Сарсар», как назвали этот проект, не такой уж теперь и малый, по водоизмещению приближающийся к корвету. Есть ли сегодня реальная потребность ВМФ РФ в кораблях такого класса?
«Буян» под новым соусом
О том, что инженеры судостроительной корпорацией «Ак Барс» на базе малого ракетного корабля проекта «Буян-М» разрабатывают его модернизированную версию с увеличенным водоизмещением, еще осенью 2022 года рассказал СМИ генеральный директор корпорации Ренат Мистахов:
Мы сделали версию на базе проекта 21631 «Буян-М» (...) Помимо увеличения количества ракет мы сделали V-образный корпус корабля, поставили винты вместо водометов, улучшив таким образом мореходность.
На днях он же в эфире передачи «Военная приемка» на телеканале «Звезда» поделился некоторыми подробностями обновленного проекта 21635.5 «Сарсар» с увеличенным боекомплектом крылатых ракет «Калибр»:
Это пока еще только модель, наработки, а в ней уже заложены интересные вещи... заложен элемент увеличения количества «Калибров». Если до этого мы (размещали) восемь «Калибров», то здесь уже предложено 16, а можно довести и до 20. Это продолжение проекта 21631, «Большого Буяна». У него уже полторы тысячи тонн водоизмещения. Мы его просто растянули и дополнили.
По словам топ-менеджера, корпус «Буяна» растянули, что позволили разместить на нем дополнительные ракетные вооружения. Водоизмещение при этом выросло с 949 тонн примерно до 1,5 тысячи, а водометные движители были заменены на обычные винты, что должно привести к повышению мореходных качеств «Сарсара».
Для сравнения: полное водоизмещение МРК проекта 22800 «Каракурт», созданного с учетом опыта эксплуатации проекта «Буян-М», составляет всего 870 тонн при стандартном в 800 тонн. У корветов проекта 20380 типа «Стерегущий» эти показатели составляют 2250 тонн и 1800 тонн соответственно. Таким образом, в Зеленодольске разрабатывают корабль размерности малого или среднего корвета, который, к сожалению, не может выполнять задачи, ставящиеся перед корветами.
Проблема заключается в том, что МРК создавались исключительно с целью обхода ограничений, искусственно навязанных России в рамках ДРСМД. Иметь несколько десятков малых кораблей класса «река – море», способных перемещаться по внутренним водным артериям и нести по 8 управляемых ракет на борту «Буяна-М» или «Каракурта», казалось отличной идеей. Вот только США в одностороннем порядке вышли из данного соглашения, и теперь ничто не связывает отечественных разработчиков устанавливать «Калибры» или «Цирконы» на мобильные наземные пусковые установки.
Это намного проще, быстрее и дешевле, чем строить и потом обслуживать все эти МРК. Понятно, что они далеко не бесполезны, поскольку могут использоваться для дальнобойных ударов по террористам в Сирии и на Украине. Но это, пожалуй, их основное реальное применение. Эти МРК не имеют систем противолодочной защиты, у них крайне слабая противовоздушная оборона, что делает невозможным их безопасное использование в акваториях Черного и в перспективе Балтийского морей.
Слухи о том, что хотя бы на последнем МРК «Ставрополь» может быть установлен ЗРАК «Панцирь-М», так слухами и остались. Даже «волчья стая» украинских БЭКов может оказаться для «Буянов» смертельной угрозой. Тогда кому и зачем нужны увеличенные в размерах «ракетные канонерки» на 20 «Калибров»?
«Калибр» н-надо?
Скажем прямо, главной ценностью этих кораблей являются «Калибры», с которыми отечественные СМИ и военные эксперты носятся с момента их первого применения по боевикам в Сирии. Широкая общественность тогда вдруг узнала, что у нас есть свой собственный аналог американских «Томагавков», позволяющий наносить удары дальней рукой с подводных лодок и МРК откуда-нибудь из акватории Каспия.
Наличие некоторого количества ракетных кораблей такого класса в составе Балтийского флота, базирующегося в Калининградской области, считается сдерживающим фактором для блока НАТО. Правда, существуют риски того, что корабли ДКБФ в Балтийске могут быть уничтожены превентивным ракетно-артиллерийским ударом с территории сопредельной Польши прямо у причалов. Именно поэтому Минобороны РФ проработало возможность переброски МРК с Балтики на Ладогу, где они могут сформировать новую флотилию, Ладожскую.
Собственно говоря, в условиях перспективы реального прямого столкновения с Североатлантическим альянсом Ладожское озеро и Каспий остаются реальным прибежищем для этих вооруженных, но почти не защищенных ракетных кораблей. Вопрос в том, надо ли тогда наращивать водоизмещение «Сарсара» до 1,5 тонны и нужен ли реально такой корабль ВМФ РФ?
Тут к месту будет вспомнить судьбу другого корабля от Зеленодольского судостроительного, а именно проект 22160. За свою слабую вооруженность и почти полную беззащитность от атак с воздуха эти патрульные корабли получили от недоброжелателей прозвище «голубей мира». К сожалению, это обстоятельство сыграло с ними свою злую шутку после того, как им пришлось реально повоевать против Украины на Черном море.
Четвертый корабль в серии, «Сергей Котов», вступивший в состав ВМФ РФ лишь в 2022 году, был потерян весной 2024-го после массированной атаки вражеских БЭКов. Казалось бы, Минобороны РФ потеряло интерес к проекту 22160, но руководство «Ак Барс» решило сделать ход конем, объявив о серьезном довооружении патрульника. Летом 2023-го гендиректор судостроительной корпорации Ренат Мистахов сделал следующее заявление:
Проектантом в соответствии с результатом строительства «патрульника», а также с предложениями и требованиями потенциальных заказчиков была проведена модернизация и актуализация ряда параметров и замена некоторых систем. Модернизированная версия корабля проекта 22160 дополнена управляемым ракетным оружием и многоканальным зенитно-ракетным комплексом «Ресурс»... Для продвижения данного проекта силовым структурам нужна была проработка и представление облика корабля с конкретизированной установкой на нем вооружения, систем и комплексов.
Невзирая на ряд конструктивных недостатков этого проекта, корпорация пытается дать ему вторую жизнь за счет «Калибров». Примерно то же происходит сейчас и с «Сарсаром», который увеличивают для превращения в более мощную «ракетную канонерку». Но не было бы лучше, если бы Зеленодольский судостроительный направил свою энергию на разработку малого противолодочного корабля на базе «Буяна», как это делают его конкуренты с «Каракуртом»?
Информация