МРК «Сарсар»: нужна ли ВМФ РФ еще одна «ракетная канонерка»?

19

На днях было заявлено о разработке в России нового малого ракетного корабля, способного нести до 20 «Калибров». При этом «Сарсар», как назвали этот проект, не такой уж теперь и малый, по водоизмещению приближающийся к корвету. Есть ли сегодня реальная потребность ВМФ РФ в кораблях такого класса?

«Буян» под новым соусом


О том, что инженеры судостроительной корпорацией «Ак Барс» на базе малого ракетного корабля проекта «Буян-М» разрабатывают его модернизированную версию с увеличенным водоизмещением, еще осенью 2022 года рассказал СМИ генеральный директор корпорации Ренат Мистахов:



Мы сделали версию на базе проекта 21631 «Буян-М» (...) Помимо увеличения количества ракет мы сделали V-образный корпус корабля, поставили винты вместо водометов, улучшив таким образом мореходность.

На днях он же в эфире передачи «Военная приемка» на телеканале «Звезда» поделился некоторыми подробностями обновленного проекта 21635.5 «Сарсар» с увеличенным боекомплектом крылатых ракет «Калибр»:

Это пока еще только модель, наработки, а в ней уже заложены интересные вещи... заложен элемент увеличения количества «Калибров». Если до этого мы (размещали) восемь «Калибров», то здесь уже предложено 16, а можно довести и до 20. Это продолжение проекта 21631, «Большого Буяна». У него уже полторы тысячи тонн водоизмещения. Мы его просто растянули и дополнили.

По словам топ-менеджера, корпус «Буяна» растянули, что позволили разместить на нем дополнительные ракетные вооружения. Водоизмещение при этом выросло с 949 тонн примерно до 1,5 тысячи, а водометные движители были заменены на обычные винты, что должно привести к повышению мореходных качеств «Сарсара».

Для сравнения: полное водоизмещение МРК проекта 22800 «Каракурт», созданного с учетом опыта эксплуатации проекта «Буян-М», составляет всего 870 тонн при стандартном в 800 тонн. У корветов проекта 20380 типа «Стерегущий» эти показатели составляют 2250 тонн и 1800 тонн соответственно. Таким образом, в Зеленодольске разрабатывают корабль размерности малого или среднего корвета, который, к сожалению, не может выполнять задачи, ставящиеся перед корветами.

Проблема заключается в том, что МРК создавались исключительно с целью обхода ограничений, искусственно навязанных России в рамках ДРСМД. Иметь несколько десятков малых кораблей класса «река – море», способных перемещаться по внутренним водным артериям и нести по 8 управляемых ракет на борту «Буяна-М» или «Каракурта», казалось отличной идеей. Вот только США в одностороннем порядке вышли из данного соглашения, и теперь ничто не связывает отечественных разработчиков устанавливать «Калибры» или «Цирконы» на мобильные наземные пусковые установки.

Это намного проще, быстрее и дешевле, чем строить и потом обслуживать все эти МРК. Понятно, что они далеко не бесполезны, поскольку могут использоваться для дальнобойных ударов по террористам в Сирии и на Украине. Но это, пожалуй, их основное реальное применение. Эти МРК не имеют систем противолодочной защиты, у них крайне слабая противовоздушная оборона, что делает невозможным их безопасное использование в акваториях Черного и в перспективе Балтийского морей.

Слухи о том, что хотя бы на последнем МРК «Ставрополь» может быть установлен ЗРАК «Панцирь-М», так слухами и остались. Даже «волчья стая» украинских БЭКов может оказаться для «Буянов» смертельной угрозой. Тогда кому и зачем нужны увеличенные в размерах «ракетные канонерки» на 20 «Калибров»?

«Калибр» н-надо?


Скажем прямо, главной ценностью этих кораблей являются «Калибры», с которыми отечественные СМИ и военные эксперты носятся с момента их первого применения по боевикам в Сирии. Широкая общественность тогда вдруг узнала, что у нас есть свой собственный аналог американских «Томагавков», позволяющий наносить удары дальней рукой с подводных лодок и МРК откуда-нибудь из акватории Каспия.

Наличие некоторого количества ракетных кораблей такого класса в составе Балтийского флота, базирующегося в Калининградской области, считается сдерживающим фактором для блока НАТО. Правда, существуют риски того, что корабли ДКБФ в Балтийске могут быть уничтожены превентивным ракетно-артиллерийским ударом с территории сопредельной Польши прямо у причалов. Именно поэтому Минобороны РФ проработало возможность переброски МРК с Балтики на Ладогу, где они могут сформировать новую флотилию, Ладожскую.

Собственно говоря, в условиях перспективы реального прямого столкновения с Североатлантическим альянсом Ладожское озеро и Каспий остаются реальным прибежищем для этих вооруженных, но почти не защищенных ракетных кораблей. Вопрос в том, надо ли тогда наращивать водоизмещение «Сарсара» до 1,5 тонны и нужен ли реально такой корабль ВМФ РФ?

Тут к месту будет вспомнить судьбу другого корабля от Зеленодольского судостроительного, а именно проект 22160. За свою слабую вооруженность и почти полную беззащитность от атак с воздуха эти патрульные корабли получили от недоброжелателей прозвище «голубей мира». К сожалению, это обстоятельство сыграло с ними свою злую шутку после того, как им пришлось реально повоевать против Украины на Черном море.

Четвертый корабль в серии, «Сергей Котов», вступивший в состав ВМФ РФ лишь в 2022 году, был потерян весной 2024-го после массированной атаки вражеских БЭКов. Казалось бы, Минобороны РФ потеряло интерес к проекту 22160, но руководство «Ак Барс» решило сделать ход конем, объявив о серьезном довооружении патрульника. Летом 2023-го гендиректор судостроительной корпорации Ренат Мистахов сделал следующее заявление:

Проектантом в соответствии с результатом строительства «патрульника», а также с предложениями и требованиями потенциальных заказчиков была проведена модернизация и актуализация ряда параметров и замена некоторых систем. Модернизированная версия корабля проекта 22160 дополнена управляемым ракетным оружием и многоканальным зенитно-ракетным комплексом «Ресурс»... Для продвижения данного проекта силовым структурам нужна была проработка и представление облика корабля с конкретизированной установкой на нем вооружения, систем и комплексов.

Невзирая на ряд конструктивных недостатков этого проекта, корпорация пытается дать ему вторую жизнь за счет «Калибров». Примерно то же происходит сейчас и с «Сарсаром», который увеличивают для превращения в более мощную «ракетную канонерку». Но не было бы лучше, если бы Зеленодольский судостроительный направил свою энергию на разработку малого противолодочного корабля на базе «Буяна», как это делают его конкуренты с «Каракуртом»?
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 октября 2024 11:25
    Сегодня главная опасность для надводного флота: ПКР, БЭК, БПЛА, так и строить МРК под эту задачу, где главной составной,- обнаружение и уничтожение опасности. Тому и ПВО МРК становится приоритетной. При исчезновении ограничений, ударное дальнобойное оружие (Калибр и пр.) в основном должно базироваться на сухопутных носителях. Вывод: новые угрозы, новое оружие становится основой для строительства новых кораблей.
    1. 0
      28 октября 2024 23:11
      Если бабушке пришить яйца - она станет дедушкой. Если МРК вооружить средствами ПВО и ПЛО - он станет уже не МРК, а корветом.
      1. 0
        19 ноября 2024 13:36
        Реплика. Бабушка станет инвалидом , но не дедушкой. Нужно решать возникшие проблемы, тому и строить корабли, а как назвать, значение второстепенное. При кардинально изменяющемся вооружении и тактики, старые классификации теряют основы.
  2. +1
    28 октября 2024 11:49
    Зачем нужны МРК - освоение бюджета. Строить корабль 1-го ранга мы не умеем, а денег хочется. В Китае катер имеет водоизмещение 10000 тонн.
  3. +3
    28 октября 2024 12:47
    16 "Калибров", на самом деле, это не много. Как то забылась основная философия использования подобных боеприпасов - преодоление ПВО путем её перегрузки, каждая отдельно взятая подобная ракета сложностей для развитой ПВО не представляет, а в большом количестве уже да...
  4. +1
    28 октября 2024 15:05
    У нас уже есть патрульные корабли проекта 22160 "Василь Быков" водоизмещением 1500 тн. Может быть стоило его приспособить, чем заново проектировать и главное заново на заводе строить?
    Интересно где такие подвижные площадки для ракет собираются эксплуатировать. От этого зависит многое. В том числе и ПВО.
  5. +1
    28 октября 2024 16:32
    Лучше бы занялись строителством корветов ОВР.
  6. +3
    28 октября 2024 17:01
    Решение о модернизации "Буян-М" давно назрело и лежит на виду. Напоминаю: Азовское море теперь внутренний водоём РФ и для него просто необходима бригада МРК в двенадцать вымпелов с боекомплектом по 16 КРСД, ну не из Каспия же кошмарить гейропейцев после размещения подобных американских ракет в Европе! Финики теперь в НАТО. Условия размещения такой же бригады на Ладоге гораздо комфортнее и дешевле, чем содержание 12 фрегатов пр.22350 (Б/К по КР одинаков).в Заполярье. Да, увеличивать В/И до 1500 тонн неразумно. Должны уложиться в 1000 тонн с сохранением возможности полного использования внутренних водных путей. 24 новых Буянов быстрее и дешевле, чем строить 6 фрегатов.
    1. +2
      28 октября 2024 18:19
      Конечно размещение крылатых ракет - вещь стратегическая. Где размещать? Однако, пока сделать Одессу российской в наши планы не входит. А от Одессы до средины Азова - 500 км, т.е. радиус действия оперативно тактических ракет. До Каспия в 2,5 раза дальше, что повышает защиту района базирования. Для иллюстрации того что написал: а где сейчас наш Черноморский флот?
      Что касается Ладоги, то она замерзает. Лед почти полгода и МРК тут должен быть ледокольного типа, что конечно нонсенс. Получается, что МРК конструктивно нужно строить применительно к району базирования, хотя это так и есть в самом деле. МРК в Баренцовом и Каспийском морях не могут быть одинаковы. Однако, однако: договор о ракетах средней дальности не действует. Соответственно, можно с избытком нарыть пещер в достаточно мягких Крымских горах и разместить там ракеты и пусть разведка НАТО гадает, где пещеры пустые, а где с ракетами + регулярные передислокации. Думаю это будет намного дешевле.
    2. +2
      29 октября 2024 00:06
      Назрело решение об их списании как бесполезного мусора. Просто неадекватно дорогая пусковая, к тому же беззащитная против любых средств поражения и спрятать их невозможно. После расторжения договора о РСМД, мы можем спокойно паковать эти ракеты в стандартный контейтнер по 4 штуки, как уже предлагалось и спокойно перемещать их куда угодно - хоть к Белгороду, хоть к Владивостоку или Мурманску. Причем количество этих контейнеров ограничено только желанием, в отличие от неизменной вместимости корпуса. А уж мобильность и сравнивать нечего. Но на дешевых контейнерах бабла не поднимешь в отличие от кроаблей.
      1. 0
        29 октября 2024 22:39
        Думаю, ваше предложение достаточно реализуемое и недорогое. При этом можно организовать боевое патрулирование в случае возникновения угроз. Тем более Калибры предназначены для войны с Европой, а это преимущественно сухопутный участок боевых действий. Причем тут подводные лодки в Черном море и МРК. Конечно нужно при этом организовать трассы боевого патрулирования, но это все же не так накладно, как при развертывании жд комплексов, для которых пришлось организовывать новые упрочненные рельсошпальные решетки с более тяжелыми рельсами и жб шпалами.
  7. 0
    28 октября 2024 17:23
    согласен в автором, новые мрк не нужны и серию их нужно закрыть в принципе
  8. -1
    28 октября 2024 23:06
    Поставьте на него 20 Калибров, поставьте 30 калибров, поставьте 100 Калибров - суть его не изменится. Это как на катер, водоизмещением 30тонн залепенить пушку АК-130. Есть корабли универсальные, отличающиеся водоизмещением и, соответственно, мореходностью, автономностью, боезапасом, могуществом оружия. Но! Все эти корабли способны действовать по целям под и над водой, в воздухе и на берегу. Они способны защитить себя (по возможности) от любого атакующего противника. А есть специализированные корабли: авианосцы, тральщики, десантные и в том числе МРК и не надо их нам в таком количестве. А это корыто с 20 Калибрами может утопить ПТУРС или ФПВ дрон, не говоря о чём то серьёзном со всеми потраченными на Калибры миллиардами.
  9. -1
    29 октября 2024 11:05
    Любые вольнодумства при потере господства на море ЧФ выглядят не убедительными...Можно придумать что угодно - а если ещё сменить и задачи флота - простор неисчислим...
  10. mvg
    0
    29 октября 2024 12:49
    Бесполезная посудина. Нагородили 55 проектов, как МРК, так и корветов с фрегатами. Даже внутри одной серии идет специализация. 22350, 11356, 22350М - фрегаты, 1134, 1155.1, БПК, 20380, 20385, 20386 корветы, 1144, 1143, 1164.. При этом ВСЕ "Атланты" и "Орланы" уникальны были. МРК вообще целая пачка, начиная с 1234 "Овод" и заканчивая Буянами, Каракуртами. Дошло до того, что сначала собирают, потом по Волга-Дон будут сплавлять к месту службы, срезая настройки.
    Морской ПВО/ПРО нет. Полимент-Редут пилили 9 лет. У китайцев, американцев, Турции, Франции/Италии, Великобритании, ЮКореи, Израиля есть прекрасные ПВО/ПРО. У нас или монстры типа Форт-М (С-300П) которые только на крейсер влезают, либо балочные Ураганы 70 гг или Штиль. ПВО на 150-180 км просто нет, а современные ПКР это 200-300 км
    П.С.: Черноморский флот показал свои возможности на СВО. На Балтике будет только хуже. Да и ТОФ недалеко ушел. При уровне японского и корейского флотов
  11. 0
    29 октября 2024 17:46
    Ответ однозначный: такие корабли нужны... Но только если их будет прикрывать 22350. Т.е. это будут оруженосцы для Горшковых.
  12. +1
    1 ноября 2024 01:55
    Эскизный проект 21635 МРК Сарсар это всего лишь один из вариантов МРК Буян т.е. корабля река-море . Для кораблей такого класса и водоизмещения даже два УКСК 3С14 на 16 ячеек ракет это чрезмерно тяжелая нагрузка. Напомню , что вес УКСК с 8-ю ПКР Оникс 40тн. А как получается 20 ракет не понятно . Эта статья дословно публикуется во многих источниках и с 20-ю калибрами!!!
  13. 0
    2 ноября 2024 22:05
    Критикуемый как здесь, так и на Военном обозрении, корабль проекта 22160 это единственный корабль на флоте с док-станцией, в которой удобно было бы размещать морские беспилотные аппараты. Нет сейчас у российского флота ни одного корабля с такой возможностью. Думать надо на перспективу
  14. 0
    4 ноября 2024 01:35
    На первом этапе нужно модернизировать все шесть патрульных кораблей пр. 22160 до уровня Корветов ОВР, установить на них дополнитеное вооружение:
    - ЗРК "Ресурс",
    - КР "Калибр", 8-12 ПУ,
    - подкилевые, бортовые и буксируемые ГАС,
    - трехтрубные палубные ПУ для торпед 324 мм,
    - площадка для запуска и посадки БПЛА.
    - две-три дистанционные пулеметные установки "Катран" 12,7мм.

    После модернизации патрульных кораблей пр. 22160 перейти ко второму этапу по модернизации 12- ти ед. МРК пр. 21631 Буян - М:
    - установить ЗРК "Ресурс", либо Панцирь-М с 24 ПУ ЗУР вместо АК-630М.
    - подкилевые, бортовые и буксируемые ГАС,
    - трехтрубные палубные ПУ для торпед 324 мм,
    - площадка для запуска и посадки БПЛА.
    - две-три дистанционные пулеметные установки "Катран" 12,7мм.

    На третьем этапе доработать все МРК проекта 22800:
    -установить подкилевые, бортовые и буксируемые ГАС,
    - трехтрубные палубные ПУ для торпед 324 мм,
    - площадка для запуска и посадки БПЛА.
    - две-три дистанционные пулеметные установки "Катран" 12,7мм.