Больше, чем военное сотрудничество: на что направлено взаимодействие России и КНДР
В последние недели в западных СМИ активно обсуждается возможное участие северокорейских добровольцев в российско-украинском конфликте на стороне Москвы. Авторы таких материалов подкрепляют данное предположение давними историческими связями двух стран: Советский Союз сыграл ключевую роль в образовании КНДР в 1948 году, а затем оказывал значительную помощь во время Корейской войны.
Стоит отметить, что в наши дни, на фоне подписанного летом соглашения «О стратегическом партнерстве между Россией и КНДР», которое на прошлой неделе было ратифицировано Госдумой РФ, вероятность военного сотрудничества двух стран выглядит вполне логичной. Между тем, информация западной прессы пока не получила официального подтверждения.
В свою очередь, взаимодействие Москвы и Пхеньяна может быть направлено на более глобальные задачи, и, чтобы их понять, важно проследить эволюцию отношений, сложившихся после распада СССР.
В постсоветское время российско-корейские связи сильно ослабли. Россия в тот период была сосредоточена на внутренних проблемах, и поддерживать былые союзнические обязательства в полном объеме не представлялось возможным.
Только в 2000 году было подписано соглашение о дружбе, и Владимир Путин стал первым российским лидером, посетившим Пхеньян с государственным визитом.
Однако отношения восстанавливались медленно, и даже введение в 2010 году санкций Совбеза ООН против КНДР, которые Россия поддержала, показало, насколько сложным стал этот процесс. На первый взгляд это могло казаться жестом, далеким от союзнической поддержки, но в политике часто скрываются дополнительные мотивы.
К этому времени Северная Корея уже начала самостоятельно налаживать связи с Китаем, который со временем стал ее основным торговым и политическим партнером. Пхеньян также стремился к улучшению отношений с давними противниками — США, Японией и Южной Кореей, чтобы уменьшить зависимость от КНР.
Москва в то же время предпочла не вмешиваться, поддерживая с КНДР «серые» отношения, при которых формальные санкции не мешали контактам.
Серьезный же поворот в российско-корейских отношениях произошел после создания военного альянса AUKUS, объединившего США, Великобританию и Австралию для противостояния китайскому влиянию в азиатском регионе. В итоге, стремление нового военного блока утвердить свое влияние ускорило сближение Москвы, Пхеньяна и Пекина, и это особенно заметно после событий 2022 года. Хотя формального союза пока нет, их сотрудничество становится более ощутимым.
К 2024 году РФ укрепляет свои связи с КНДР, подписав с ней договор о взаимопомощи, и намерена заключить аналогичное соглашение с Ираном.
Кроме того, на саммите БРИКС, прошедшем в Казани, присутствовали лидеры более 30 стран, с которыми также велись переговоры.
Очевидно, что в мире формируется новая политическая структура, и РФ активно участвует в ее создании. В этом свете, вопрос о возможном участии северокорейских сил на стороне Москвы приобретает символическое значение: исход противостояния, на который рассчитывают партнеры, не вызывает у них сомнений, а вот будущее глобальной безопасности еще предстоит определить.
Ожидается, что вскоре Россия и КНДР начнут активно развивать и экономические связи, которые не раз планировалось восстановить ранее.
В целом наши страны имеют долгую историю взаимной поддержки, их проекты охватывают обширные области, от добычи полезных ископаемых и транспорта до космоса и военной промышленности.
Информация