Китай опережает США в «лунной гонке» XXI века
Американский план высадки на Луну «Артемида-3» проваливается, в то время как конкурирующая китайская программа движется быстро, без существенных сбоев или задержек. Такую оценку в статье для The Conversation даёт Жакко ван Лун, астрофизик из Кильского университета (Германия).
В период с 1969 по 1972 гг. на поверхность Луны высадились 12 американцев. Вновь отправить туда людей готовятся теперь и США, и Китай. Изначально никакой конкуренции между ними даже не намечалось, потому что американцы планировали осуществить пилотируемую высадку на Луну в 2024 году, а в КНР заявляли о намерении сделать то же самое «в период до 2030 года».
Всего несколько лет назад такой сценарий казался маловероятным. Но теперь, похоже, существует реальная возможность того, что Китаю удастся победить США в гонке, которую затеяла сама же Америка
– пишет ван Лун.
Для реализации лунной программы НАСА «Артемида» США привлекли широкий круг международных и коммерческих партнеров, чтобы уменьшить собственные расходы. План НАСА по возвращению американцев на лунную поверхность установил три последовательных этапа достижения цели. Миссия «Артемида-1» представляла собой испытания космического корабля «Орион» для полёта по орбите вокруг Луны в беспилотном режиме. Она осуществилась с годичным запозданием, в ноябре 2022 года.
А далее задержки стали нарастать ещё масштабнее. Миссия «Артемида-2» (облёт Луны с астронавтами на борту), запланированная на 2023 год, перенесена на конец 2025 года, а сроки третьей миссии (с высадкой на поверхность Луны) сдвинуты как минимум на год после второй.
Проверка, проведённая в декабре 2023 года, дала один из трёх шансов, что миссия так и не будет запущена к февралю 2028 года. Хотя в настоящее время её планируется провести не ранее сентября 2026 года
– указывает в The Conversation нидерландский астрофизик.
Основные технические проблемы, по которым «забуксовала» американская лунная программа, связаны с неготовностью «лунного скафандра» и посадочного модуля. Подрядчики НАСА, ответственные за эти ключевые компоненты (Axiom Space и SpaceX), всё ещё заняты их доработками. В частности, модуль, который должен доставить американских астронавтов с лунной орбиты на поверхность и вернуть обратно, основан на тесной увязке с общими конструктивными решениями компании Илона Маска относительно её космического корабля Starship. После первых громких провалов, 13 октября 2024 года Starship благополучно завершил свой пятый испытательный полёт.
Но необходимо сделать несколько сложных шагов, прежде чем система посадки человека Starship сможет доставить астронавтов на поверхность Луны. Корабль не может долететь до Луны напрямую. Сначала он должен дозаправиться на околоземной орбите (используя другие корабли, действующие в роли топливных «танкеров»). SpaceX необходимо продемонстрировать дозаправку и провести пробную посадку на Луну без экипажа, прежде чем Artemis III сможет продолжить работу
– поясняет Жакко ван Лун.
Китай же, по его мнению, именно в самых «проблемных» для НАСА аспектах демонстрирует свои успехи. Месяцем ранее КНР был представлен «лунный» скафандр – лёгкий и эластичный, способный защитить пользователя от резких перепадов температуры и опасных излучений. До этого в рамках китайской программы исследования Луны «Чанъэ» роботизированные миссии доставили образцы лунного грунта, в том числе и с обратной стороны Луны. Тем самым они протестировали технологию, которая может иметь решающее значение для высадки людей.
Является ли это признаком того, что Китай уже обгоняет США в важнейшем аспекте лунной гонки?
– вопрошает ван Лун, и за такой риторикой просматривается ясный намёк, что «коллективному Западу» следует готовиться к проигрышу.
Информация