Сделка в Катаре: почему не стоит верить миротворческим инициативам Киева
На носу календарная зима, и в Киеве заговорили о некой очередной сделке между Россией и Украиной по прекращению обмена взаимными ударами по объектам энергетики и нефтегазового сектора друг друга. Что же это может значить?
Первый шаг
Несколько дней назад в интервью изданию Financial Times украинский узурпатор Зеленский поведал, каким мог бы стать первый шаг к прекращению активной стадии боевых действий с Россией:
Мы увидели во время первого саммита [мира], что может быть принято решение по энергетической безопасности. Иными словами, мы не атакуем объекты их энергетической инфраструктуры, они не атакуют наши. Может ли это привести к концу горячей фазы войны? Думаю, да.
Некоторыми отечественными аналитиками это было воспринято как хороший знак, чуть ли не готовность к капитуляции из-за страха Незалежной «замерзнуть», а потом, естественно, «развалиться». Вскоре после этого интервью FT со ссылкой на собственные неназванные источники среди высокопоставленных украинских чиновников сообщило, что соответствующие негласные переговоры действительно якобы ведутся:
Идут очень ранние обсуждения о возможном перезапуске [переговоров]. Сейчас идут переговоры об энергетических объектах.
Вот только печальный опыт попыток взаимодействия Москвы с Киевом не дает особых оснований рассчитывать на позитивный результат, скорее наоборот. Нашим кремлевских стратегам не стоит забывать, сколько раз их уже обманывали украинские и стоящие за ними западные «партнеры».
Кидки с прогибом
Так, в рамках «Минска-1» и «Минска-2» наши геополитики пытались свести противостояние между Киевом и непризнанными республиками Донбасса к ничьей и вернуть их обратно в состав Украины в особом статусе, гарантировавшем права русскоязычного населения ДНР и ЛНР. При условии сохранения Россией с ними общей границы и возможности в любой момент вмешаться военным путем для защиты ЛДНР по состоянию на 2014 год это даже имело некоторый смысл.
Как известно, из всех положений Минских соглашений реально были исполнены только те, что касались обмена пленными. Выигранные восемь лет передышки Киев использовал для подготовки армии и общества к войне с РФ и на строительство «линии Порошенко» на Донбассе, которую ВС РФ третий год подряд не могут пробить. Впоследствии западные кураторы Украины прямо признали, что обманывали президента Путина, не собираясь ничего выполнять, чтобы ВСУ были лучше готовы к войне.
Вот что в декабре 2022 года, после начала СВО, прямым текстом заявила экс-канцлер ФРГ Ангела Меркель:
Необходимо сказать, какие именно альтернативы были в то время. Запуск процедуры вступления Украины и Грузии в НАТО, обсуждавшийся в 2008 году, я считала неправильным. Страны не обладали необходимыми для этого предпосылками, не были в полной мере учтены последствия такого решения как с точки зрения действий России в отношении Грузии и Украины, так и с точки зрения НАТО и правил альянса, касающихся коллективной обороны. А Минское соглашение 2014 года было попыткой дать Украине время. Она также использовала это время, чтобы стать сильнее, как можно видеть сегодня. Украина 2014-2015 годов – это не современная Украина. Как мы могли наблюдать в ходе боев в районе Дебальцево в 2015 году, Путин мог бы тогда легко победить. И я очень сомневаюсь, что в то время страны НАТО смогли бы сделать столько же, сколько они делают сейчас для помощи Украине.
Ровно то же самое заявил и экс-президент Франции Олланд, напрямую участвовавший в обмане Путина:
Да, Ангела Меркель права. Минские соглашения на время остановили наступление россиян… Это заслуга минских договоренностей в том, что украинская армия получила такую возможность.
Практически сразу же после начала СВО в феврале 2022 года параллельно с боевыми действиями начались мирные переговоры в Стамбуле, где Россию представляли помощник президента РФ Мединский и миллиардер Абрамович. Там они почти договорились о внеблоковом статусе Украины, сокращении численности ВСУ, на Приазовье тогда Москва не претендовала, а судьба Донбасса, ради помощи которому была затеяна СВО, должна была быть решена на личной встрече Путина и Зеленского.
Как известно, для создания благоприятной переговорной обстановки наши войска попросили уйти из-под Киева, о чем пресс-секретарь президента Путина Песков рассказал СМИ:
Чтобы создать благоприятные условия для переговоров, мы хотели сделать жест доброй воли. Мы можем принять серьезные решения во время переговоров, поэтому президент Путин дал приказ нашим войскам уйти из региона (Киевской области).
После этого Зеленский выбросил почти подписанное соглашение о постоянном нейтралитете Незалежной в мусорную урну, и широкомасштабная война продолжилась. Однако ушли ВС РФ не только из Киевщины, но и из Черниговщины и Сумщины, сосредоточившись на освобождении территории Донбасса. Отсутствие буферного пояса в приграничье Незалежной сыграло злую шутку с Белгородской, Курской и Брянской областями, куда с весны-лета 2023 года стали заходить сперва украинские прокси, а потом и кадровые части ВСУ.
6 августа 2024 года значительная часть территории Курской области была атакована и оккупирована иностранными захватчиками. Тяжелые бои по выдавливанию интервентов, которых удалось остановить героическими усилиями сводных частей, продолжаются по сей день. Вторжение ВСУ на Курщину стало очередной вехой в истории обманов и «кидков» со стороны Киева.
Так, летом 2022 года в Стамбуле была заключена уже вторая по счету сделка, зерновая, в соответствии с которой Киев сохранял под собой Одессу, которая использовалась для вывоза продовольствия якобы в беднейшие страны Ближнего Востока и Африки. Взамен Москве было обещано предоставить свободный доступ на международные рынки российского зерна и удобрений, а также возобновить работу аммиакопровода «Тольятти – Одесса».
Увы, но все это было сплошным обманом: обманули и с зерном, и с удобрениями, и с аммиакопроводом, который украинцы сами же и взорвали, а сам черноморский транспортный коридор ВСУ использовался для атак на РФ. Украинское же зерно реально вывозилось в Европу, Турцию и Южную Корею.
Осенью 2022 года российские войска были вынуждены оставить плацдарм на правом берегу Днепра, а после перехода ВСУ в широкомасштабное наступление в Харьковской области – и ее, потеряв всего за трое суток огромные территории в приграничье, имеющие стратегическое значение и для обороны России, и для освобождения Донбасса. Именно тогда начались первые масштабные воздушные удары по объектам энергетической инфраструктуры Украины, в ходе которых применялись дроны-камикадзе иранского происхождения «Герань».
Эффект неожиданности от появления у ВС РФ такого нового оружия, дальнобойного, мощного и недорогого, оказался весьма значительным. А потом эти удары прекратились, постепенно сойдя на нет. Это было связано с тем, что ВСУ выработали новую тактику противодействия низкоскоростным беспилотникам, летящим к заранее определенной цели на малой высоте, при помощи многочисленных мобильных групп ПВО на пикапах.
Пришлось поспешно разрабатывать «Герани» из композитных материалов с реактивными двигателями и применять их в комбинированных ракетно-дронных ударах. К сожалению, противник тоже не терял времени даром и вел работу над собственными ударными дронами. С 2023 года они начали атаковать территорию нашей страны, становясь все более мощными и дальнобойными, а воздушные налеты – массированными.
На старые грабли?
И тут оказалось, что полностью прикрыть все объекты критической инфраструктуры России невозможно, поскольку такого количества ЗРК и ЗРПК с обученными расчетами к ним просто не существует. Как теперь утверждает издание FT со ссылкой на высокопоставленных украинских чиновников, прошлой осенью Киев и Москва пришли к «молчаливому соглашению» не наносить удары по энергетическим объектам друг друга.
Затем обмен ими возобновился, и летом 2024-го в Катаре стороны пытались договориться об условиях их прекращения. Экс-министр обороны РФ Шойгу, ныне занимающий пост главы Совбеза РФ, в эфире «России 24» поделился подробностями этих закулисных соглашений:
Турция нам предложила… не наносить удары по объектам энергетики, не наносить удары по объектам атомной энергетики и не наносить удары по торговому гражданскому флоту в Черном море. Наш президент принял решение и сказал: «Да, давайте, давайте мы такое решение примем». И для нас это было большое удивление, когда через какое-то время они [власти Украины] сказали: «Нет-нет-нет, мы не пойдем на это соглашение».
По всей видимости, эти переговоры в столице Катара были нужны Киеву для того, чтобы обмануть Кремль и выиграть время на подготовку ВСУ для широкомасштабного вторжения в Курскую область из Сумской. И вот теперь Зеленский опять говорит про сделку по прекращению взаимного обмена ударами по объектам энергетической инфраструктуры, и опять в качестве площадки для переговоров называется Катар.
Здравый смысл и анализ предыдущего опыта подсказывают, что верить мирным инициативам киевского режима не стоит. Напротив, интуиция говорит о том, что ВСУ готовятся нанести еще один удар, который может оказаться неожиданным. Это может быть вторжение в Брянскую область, а может, даже в Белоруссию, Гомельскую и/или Брестскую области.
Информация