Теневой подводный флот: нужен ли России атомный газовоз «Пилигрим»?

11

Выступая на Международном форуме по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и шельфа «OMR 2024», президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук рассказал о планах по созданию первого в мире подводного атомного газовоза. Можно ли его построить и нужно ли такое судно нашей стране реально?

Арктический «Пилигрим»


Как известно, в Арктике сосредоточены огромные запасы углеводородного и прочего сырья, и потому этот стратегически важный регион находится в центре внимания глобальных мировых игроков, включая не только Россию, но и Соединенные Штаты, и Китай. Однако проблемы с их коммерческой добычей и вывозом обусловлены суровыми климатическими условиями, ледовым покровом, а также необходимостью обеспечения ледокольной проводки.



Считается, что решить их может строительство огромной подводной лодки с атомной силовой установкой, которая могла бы беспрепятственно прямо подо льдами доставлять сжиженный газ с места добычи на Ямале в пункт распределения в Мурманске. Вот что по этому поводу было сказано в презентации курчатовцев:

Представляем атомный подводный газовоз. Основные месторождения в России сосредоточены в Арктике. С учетом физико-географических условий единственным эффективным способом транспортировки СПГ является морской транспорт. Однако даже современные газовозы типа «Ямал макс» не могут обеспечить круглогодичной навигации и требуют ледокольного обеспечения.

Технические характеристики уникальной субмарины выглядят следующим образом: длина – около 360 метров, ширина – 70, высота – 30 метров, а осадка на уровне 12-13 метров, что позволяет ей использовать уже имеющуюся в наличии СПГ-инфраструктуру. В качестве силовой установки предполагается задействовать сразу три реактора типа РИТМ 200 разработки ОКБМ им. Африкантова, которые обеспечат суммарную мощность гребных двигателей в 90 МВт.

Грузоподъемность у «Пилигрима» будет составлять 170-180 тыс. м3 сжиженного газа, как у полноценного крупнотоннажного СПГ-танкера. Однако, в отличие от надводного судна, подводная лодка сможет идти подо льдами со скоростью в 17 узлов. Всплывать ей придется только при загрузке и разгрузке в порту. Поскольку субмарина должна иметь исключительно мирное назначение, ее экипаж может ограничиться численностью в 25-28 человек.

То есть несколько таких подводных газовозов могут обеспечить мощность, соответствующую магистральному трубопроводу, без необходимости его героически прокладывать в условиях Крайнего Севера. Звучит исключительно привлекательно с коммерческой точки зрения, о чем заявил глава института Михаил Ковальчук:

Пара таких газовозов, грубо говоря, станет подвижным газопроводом внутри Северного Ледовитого океана. На условной Приразломной, где добыча идет под водой, вы заполняете его, дальше он приходит в нужную точку и, не всплывая, отдает все. Они ходят вдвоем, и фактически у вас есть подвижный газопровод… Мы с руководителем «Газпрома» обратились к президенту, он нас поддержал. Сейчас «Газпром» принял решение эту работу начать, с чем я вас и поздравляю.

То есть головным заказчиком готов выступить полугосударственный «Газпром», а значит, проект, поддержанный лично президентом Путиным, может получить государственное финансирование. Но насколько он своевременный?

Теневой подводный флот


Необходимо отметить, что тема возможности коммерческого использования атомных субмарин в условиях Арктики поднимается далеко не в первый раз. Так, например, в августе 1995 года атомная подводная лодка проекта 671 РТМ «Щука» доставила груз картофеля и промтоваров в порт Харасавэй на Ямале. Финансировали этот эксперимент «Газпром» и нефтяные компании. В 1996 году СПМБМ «Малахит» предложил создать атомный подводный модуль-толкач и несколько подводных грузовых барж ледового класса на 720 TEU каждая, а на ПО «Севмаш» всерьез прорабатывали идею строительства флотилии подводных контейнеровозов.

В 1999-м Совет безопасности РФ дал разрешение на переоборудование двух огромных атомных подводных лодок проекта «Акула» в подвозные рудовозы для нужд «Норникеля», которые могли бы перевозить за один рейс до 10 000 тонн руды. Однако этот проект так и остался на бумаге. И уже в 2019 году, выступая на Международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге, Михаил Ковальчук озвучил предложение создать подводный газовой:

Я бы предложил такую вещь, если идет речь о создании добычных подводных комплексов, почему бы не подумать о подводной транспортировке? Представьте, что мы делаем подводный газовоз: корпус подводной лодки с атомным двигателем.

Но даже в мирном, «тучном» 2019-м эта идея так и осталась в одном ряду с межзвездным «Клипером» и коммерческой добычей гелия-3 на Луне. А теперь вот поддержка президента Путина и «Газпрома», но почему?

Причины могут быть самые разные. Столь экзотическую версию про тайные поставки российского СПГ в Китай через Севморпуть в обход морской блокады США мы всерьез рассматривать не будем. В подводном состоянии такая громадная субмарина просто не сможет скрытно пройти через Берингов пролив, где будут дежурить американские ВМС и береговая охрана. А вот такая перегрузка подсанкционного арктического СПГ в открытом море с субмарины на танкер под флагом третьей страны выглядит чуть более реалистичной. Вполне в духе работы теневого нефтяного флота РФ. Но это не точно!

Другое дело, что «Пилигрим» сегодня банально негде строить. Да, есть опытные разработчики АПЛ, есть освоенные производством атомные силовые установки, но нет свободных верфей, способных принять такую громадину размером с авианосец. На «Севмаше» строит очередь из атомных субмарин для ВМФ РФ, ждет ремонта «Петр Великий». Приморская «Звезда» загружена заказами на танкеры, своей очереди ожидает атомный суперледокол «Лидер».

Надо или еще одну крупнотоннажную верфь строить, или Николаев освобождать, восстанавливать и перераспределять заказы. Но последнее совсем не точно.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    31 октября 2024 12:23
    Другое дело, что «Пилигрим» сегодня банально негде строить.

    Надо или еще одну крупнотоннажную верфь строить, или Николаев освобождать

    На постройку новой верфи уйдут годы и миллиарды. В Николаеве, думаю, уже все разбомблено до фундамента, это значит - новая стройка, на которыую уйдут годы и миллиарды.
    Расходимся, короче...
    (Есть, правда, вариантик в Китае подвоодный атомный газовоз заказать и оплатить теми юанями, которыми они плаnят за российское сырье. А потом приклеить свою эмблемку и импортозаместить, как "Москвич".)
  2. +1
    31 октября 2024 12:28
    Идея масштабна , как по трудностям и принципу поставок, так и по затратам, да только кому поставлять СПГ, при ужесточающихся санкциях. Вывод: слишком затратные вложения при не гарантированной окупаемости. Такие бизнес-проекты банки не финансируют.
  3. +1
    31 октября 2024 14:16
    Строить грузовые суда большого тоннажа рано или поздно придется, где их строить? - думаю не в Николаеве - это и проход через турецкие проливы, и через средиземку в обход всей недружественный европы.. - хотя Николаев у бандерлогов отбивать все равно придется, тоесть, думаю, новую верфь строить все равно будет нужно - у нас в проекте для судостроения уже большая очередь, и очередь эта уменьшаться не будет, страна у нас большая и освоена далеко не везде.
  4. 0
    31 октября 2024 17:49
    У проектировщиков подводных лодок постоянно подобный идиотизм присутствует-постоянно проекты подобного дерьма-предлагают
    1. 0
      31 октября 2024 22:48
      Цитата: кирил
      У проектировщиков подводных лодок

      Проектировщики свою работу сделают в лучшем виде. Не обижайте. В том числе и меня, инженера. А вот дальше вопрос - кто на этом хотел бы заработать?
      1. 0
        31 октября 2024 22:58
        Что ответили и по какому поводу?
      2. +1
        1 ноября 2024 13:42
        Инженеры то могут много чего "начертить" в компьютере, но тут ещё вопрос в стоимости подобного монстра. А что дешевле: транспортировать по длиннючему газопроводу, проводить газовозы с ледоколом, перерабатывать газ в жидкое топливо, построить новые заводы в РФ по химической переработке газа в нужные материалы, газофицировать Сибирь ... или ещё может быть какие то приемы.
  5. +3
    1 ноября 2024 11:38
    нужен ли России атомный газовоз «Пилигрим»?

    Что ещё не наворовались? Все замы Шойгу сидят или сбежали и так на всех уровнях. И Т-14, и СУ-57, и своя МКС, и Луна, и Марс и ничего при Путине до конца не доведено. Воруют!! И придумывают всё новые фантастические проекты для воровства.
    1. 0
      4 ноября 2024 17:22
      Конечно недоведено. На эти проекты не могут быть заработаны достаточно. А вот газопроводы, газовозы, шикарные мосты зарабатываются практически сразу. За «Северный поток-1» и «Северный поток-2» все оплачено. Теперь приходит сила Сибири.
      Но!
      Надо понимать, что строители зарабатывают деньги. Те, кто все это строит. Вы знаете, кто они?
      Несколько человек.
      wink
    2. 0
      6 ноября 2024 16:46
      в том минис терстве..свои замы и им ТОЖЕ хочется как тем). и не суть важен это Г..важно чтобы кто то выделил денег, свои же они не собираются вкладывать)))...а там и это корыто не факт что вобще даже кто то проект создаст)) картинки или моделька из пластика..это максимум для очередной выставки ВДНХ чтобы нахаляву пожрать...на попить
  6. 0
    6 ноября 2024 16:40
    кто о чем, а вшивый все о бане. Да как бы продолжать огромными объемами задарма лишать страну ресурсов и будущего. Вместо того чтобы тупо вывозить их..ПЕРЕРАБАТЫВАЙТЕ, выпускайте из этого ПРОДУКЦИЮ имеющую ДОБАВЛЕННУЮ стоимость..это НОВЫЕ рабочите места..экономика.,престиж державы........стройте производства а не тупо сидите как наркоманы на игле... тогда вам и нахрен эти газовозы хоть ПОД водные хоть НАДводные будут не нужны...надо будет сами приплывут.....и это будет ИХ проблема....если нужен голый ресурс...
    а да..построим же новую верфь..ага..уже понастроились).....чтобы ЭТО г ненужное никому, окромя торгашей ресурсами...чтобы втихаря..под водой...наврено санкции обходить чтобы))))))))))))) ..а как там у нас с глубинами....чтобы подводное..и скорость этого корыта...и так далее.. надводным уже фсе? наторговались? ... жюль верна перечитались 200т лье под водой??