Двигатель ВК-650В дает второй шанс вертолетам «Ансат», Ка-226 и Ми-34М1

8

В ходе визита вице-премьера Дениса Мантурова 22 октября в Казань накануне саммита стран БРИКС+ ему были представлены перспективные новинки отечественного гражданского авиастроения. Помимо «нового-старого» пассажирского лайнера Ту-214, интерес вызывают импортозамещенные версии легких вертолетов.

«Ансат» и Ка-226


Помимо Казанского авиационного завода имени Горбунова, вице-премьер посетил и Казанский вертолетный завод, где ему продемонстрировали вертолеты Ми-8МТВ-1 и Ми-38, а также доложили о статусе программы по импортозамещенному «Ансат». В сообщении кабинета министров после этого было сказано о том, что этот легкий вертолет должен взлететь с новым двигателем до конца 2024 года:



Первый полет планируется совершить до конца этого года.

Импортозамещение состояло в замене импортных бортовых систем управления, автопилота и противообледенительных систем на отечественные, а также в установке новой силовой установки в виде ВК-650В. За счет такой модернизации увеличится взлетная масса на 200 килограммов, дальность полета вырастет до 640 километров, а с дополнительным топливным баком – до 800 километров.

И это ключевая новость, поскольку этот двигатель открывает дорогу серийному производству целого семейства летательных аппаратов, включая несколько легких вертолетов. Первый – это сам «Ансат», многоцелевая винтокрылая машина, которая может использоваться для доставки грузов, перевозки пассажиров, проведения поисково-спасательных операций, патрулирования, оказания экстренной медицинской помощи и первоначального обучения.

В версии «Ансат-У» вертолет используется как учебная машина для Минобороны РФ и МЧС. Существует и боевая модификация «Ансат-2РЦ», правда, в штучном выставочном варианте. Большие надежды возлагаются на медицинский вертолет «Ансат», который уже прошел сертификацию, в том числе, в экспортной версии. В ходе прошлогоднего международного авиасалона Dubai Airshow вице-премьер Мантуров рассказывал журналистам об интересе со стороны иностранных заказчиков:

Мы проводим интенсивно переговоры. И это не только Ближний Восток, это и Африка в том числе, куда мы уже начали этот вертолет поставлять.

Проблема этой довольно перспективной винтокрылой машины заключалась, как и у всех других наших современных легких вертолетов, в зависимости от импортных силовых установок. На «Ансате» ставились американские двигатели PW207K от компании Pratt & Whitney в ту пору, когда широкая международная кооперация еще казалась хорошей идеей.

С теми же трудностями столкнулся и его второй собрат по классу Ка-226Т, которые используют французские двигатели Arrius 2G1. Данный вертолет предназначен для перевозки 6 пассажиров или 1350 килограммов груза. Он очень прост в управлении и представляет собой дальнейшее развитие советского Ка-26. Якорными заказчиками Ка-226 были «Газпром», МЧС и мэрия Москвы, а в 2015 году контракт на поставку аж 200 единиц таких вертолетов подписали Вооруженные силы Индии.

Предполагалось, что Нью-Дели получит 40 машин, произведенных целиком в России, а остальные будут собираться в Индии по лицензии. В 2023 году данное соглашение было заморожено из-за отсутствия взаимопонимания между сторонами по вопросу о степени локализации производства.

И вот теперь с запуском в серию ВК-650В эти два перспективных российских вертолета, «Ансат» и Ка-226Т, смогут получить новую жизнь. И не только они.

Ми-34М1


Буквально за неделю до визита господина Мантурова в Казань в подмосковном Томилино состоялся тестовый полет в режиме висения однодвигательного вертолета Ми-34М1, оснащенного двигателем ВК-650В. И это очень интересное событие, поскольку программа возрождения производства этого легкого вертолета широко в прессе не освещалась, в отличие от «Ансата» и Ка-226Т.

В конце 70-х годов прошлого века с просьбой о создании нового легкого учебно-спортивного вертолета обратился лично руководитель ДОСААФ маршал авиации Александр Покрышкин. Ми-34 разрабатывался под поршневой двигатель М-14В-26, первый полет состоялся в 1986-м, и он должен был производиться в украинском Закарпатье. Но из-за распада СССР данный авиастроительный проект не был реализован.

В 1992 году в рамках программы развития гражданской авиационной техники до 2000 года было решено собрать до 400 Ми-34 уже на Арсеньевском авиационном заводе. Однако реальный спрос составил всего 30 единиц, которые приобрели нефтяные компании, столичная милиция и иностранные заказчики из Нигерии. В начале 2010-х про Ми-34 снова вспомнили, представив две модификации: Ми-34C2 с французским газотурбинным двигателем Arrius и Ми-34С1 с поршневым двигателем.

Вот только с поршневым двигателем вертолет по своим технически характеристикам не выдерживал никакой конкуренции с иностранной техникой соответствующего класса, в частности, с моделями Robinson. Но теперь на сцену выходит Ми-34М1 с полностью отечественным ВК-650В, фактически новый вертолет в старой упаковке. По всей видимости, его позиционируют как замену VRT500, который проектировался в рамках широкой международной кооперации и не пережил режима западных санкций.

Теперь у нашей страны могут появиться сразу три легких вертолета. Главное, чтобы на всех хватило двигателей ВК-650В, на которые уже давно выстроилась очередь.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    2 ноября 2024 11:37
    Опять "вертолётная жвачка" вместо реальных вертолётов.
  2. +4
    2 ноября 2024 14:23
    Пока до серии доведут, детские, а может и не детские болячки исправят, пройдёт минимум лет 5. Так что рано радоваться. Ил 112 решили перевести на турбовентиляторы, значит не смогли с движком разобраться. Так и тут может.
    1. +2
      3 ноября 2024 06:14
      Пока до серии доведут, детские, а может и не детские болячки исправят, пройдёт минимум лет 5...

      Все зависит от вице-премьера Дениса Мантурова, как только его геть с поста, так сразу у нас появятся самолёты и вертолёты...
      1. 0
        6 ноября 2024 12:43
        У нас не по способностям назначают, а по лояльности
  3. mvg
    +4
    2 ноября 2024 19:58
    С ВОВ с двигателями проблема.. Ни одного готечественного двигателя не спомню, кроме В-2 на Т-34. Все лицензионные или "сворованная" лицензия. И дальше не лучше. Как только "откололась" Украина, сразу надо было проводить разработки для флота и авиации. Нет "хозяйственника" в стране. Это стратегические ресурсы. КАК можно разрабатывать самолеты, вертолеты (как гражданские, так и военные) под двигатели потенциальных "партнеров"???
    SSJ-100, МС-21, Ансат, Ми-8МШТ, Ил-112/114, пр.22350, "Граченок", пр. 22200 перечислять устанешь. КАМАЗ, ВАЗ, Газель/Соболь. Турбины на электростанциях, турбины на нефте/газопроводах, нефтяные платформы. БПЛА
    П.С.: Плюс импортная микроэлектроника. МедведЁв не светил бы своим епалом в телевизоре, а вспомнил бы уничтоженный заводв Зеленограда. На Су-35С используются американские RISC-процессоры
  4. Комментарий был удален.
  5. +1
    3 ноября 2024 08:48
    Здорово, наконец-то сделали! А то с авиадвижками у нас большая проблема!
    Хрипатого Мантурово пока можно не расстреливать за саботаж, воровство и разгильдяйство. Хватит и 20-ки на Колыме!
  6. 0
    4 ноября 2024 09:42
    Хорошо бы общечеловеков организовавших использование амерских и французских движков за вымя пощупать...Так просто ничего не делается...сколько занесли...кому именно...
  7. +1
    5 ноября 2024 10:17
    Про Ил-112 так же писали, с придыханием. Где он теперь. Не с этими эффективными манагерами, отрасль восстанавливать, ой, не с этими...