СВО не помеха: почему турки инвестируют в производство БПЛА на Украине?

12

Все больше появляется сообщений о скором запуске на Украине все новых оборонных предприятий, построенных «западными партнерами», и не только ими. А патриотически настроенная общественность России с нетерпением ждет, когда же по ним полетят «Кинжалы», «Калибры» и «Искандеры». Действительно, доколе?

Интерес турецкого «султана»


Первый кандидат на «калибрование» – это завод по производству турецких беспилотных летательных аппаратов Bayraktar на Украине. Как недавно заявил глава компании Халук Байрактар, предприятие уже готово на 80%. Для справки: Baykar была основана в 1984 году предпринимателем Оздемиром Байрактаром и с 2000-го начала работать в области авиастроения, в частности, в разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов, став первой турецкой компанией – экспортером БПЛА.



Наибольшую известность в ее линейке получили разведывательно-ударные беспилотники Bayraktar TB2, активно и успешно применяющиеся в ходе войны в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе. Также эти средневысотные БПЛА на вооружении ВСУ неплохо показали себя на первом этапе российской СВО на Украине. На основе TB2 была разработана более крупная его палубная версия Bayraktar TB3, предназначенная для базирования на турецких УДК и, возможно, перспективном авианосце.

К сведению: глава компании Халук Байрактар в 2020 году был награжден украинским орденом «За заслуги» ІІІ степени «за весомый личный вклад в укрепление международного авторитета Украины, развитие межгосударственного сотрудничества, плодотворную общественную деятельность». 23 августа 2022 года он был удостоен ордена «За заслуги» I степени «за значительные личные заслуги в укреплении межгосударственного сотрудничества, поддержку государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, весомый вклад в популяризацию украинского государства в мире».

Брат и коллега Халука Байрактара Сельчук также удостоен ордена «За заслуги» III степени «за весомый личный вклад в укрепление межгосударственного сотрудничества, поддержку государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, популяризацию украинского государства в мире». Некоторой пикантности придает тот факт, что Сельчук Байрактар одновременно является еще и зятем турецкого президента Реджепа Эрдогана.

Эти факторы было бы наивно и неосмотрительно игнорировать, оценивая происходящее на территории бывшей Незалежной с нашей колокольни.

Ничего личного?


Повышенный интерес официальной Анкары к сотрудничеству с киевским режимом заключается в возможности использования уцелевшего пока что технологического наследства СССР. Речь иде, прежде всего о предприятии «Мотор Сич» и связанных с ним производствах, находящихся теперь уже в российском областном центре Запорожье.

От «Мотор Сич» туркам нужны двигатели для крупных тяжелых беспилотников и вертолетов. В частности, аэрокосмический холдинг Turkish Aerospace Industries (TAI) и европейской концерн AgustaWestland совместно разработали легкий вертолет T-129, оснащенный двумя американскими двигателями LHTEC CTS800-4A, по 1361 л. с. каждый. В 2021 году TAI подписала с украинской «Мотор Сич» соглашение на поставки двигателей ТВ3-117 по 2,5 тысячи л. с. каждый для боевого вертолета T-929 ATAR-2, грузоподъемность которого должна была вырасти почти вдвое.

Что касается интереса родственников «султана» Эрдогана, то производимый их компанией высотный дальний беспилотный летательный аппарат Bayraktar Akıncı оснащается украинским турбовинтовым двигателем АИ-450С, разработанным «Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко». Весьма перспективный реактивный сверхзвуковой малозаметный палубный БПЛА Bayraktar Kızılelma может на выбор оснащаться украинским двигателем АИ 25ТЛТ, который приблизит его к сверхзвуковой скорости, украинским же двигателем АИ-322Ф или турецким TEI TF-6000, которые сделают его сверхзвуковым.

Как видно, официальная Анкара, исключенная по политическим мотивам из американской программы истребителя пятого поколения F-35, делает серьезную ставку на беспилотную палубную авиацию. И это подводит нас к основной теме данной публикации.

О планах по строительству под Киевом завода по производству БПЛА стало известно еще летом 2022 года, когда турецкая компания даже приобрела под него земельный участок. На форуме оборонных индустрий в Киеве гендиректор компании Халук Байрактар озвучил сумму инвестиций и ожидаемые сроки строительства, назвав проект взаимовыгодным:

Инвестиция составляет около $100 млн, и процесс уже пошел. Строительство уже начато. На его завершение понадобится около полутора лет.

В интервью во время выставки вооружений в Саудовской Аравии господин Байрактар назвал производственные мощности предприятия, которые позволят собирать не менее 120 беспилотников TB2 и TB3 в год:

Нам нужно около 12 месяцев, чтобы завершить строительство, а затем мы перейдем к внутренним процессам, оборудованию и организационной структуре. Завод на Украине большой, мы планируем нанять примерно 500 человек.

А на закономерный вопрос, как именно будет решена проблема безопасности завода с учетом проведения российской СВО, господин Байрактар ответил, что планам его ничто не помешает. Удивительная самоуверенность! Почему-то руководство аффилированной с высшим военно-политическим руководством Турции компании считает, что его предприятию на Украине ничего не угрожает.

Из ее заявлений следует, что продукция совместного украинско-турецкого производства пойдет прежде всего на экспорт. Уже якобы заключены соглашения на поставку БПЛА модели TB2 в 30 стран, включая Эфиопию, Ливию и Азербайджан. А вот TB3 и Akıncı явно пойдут на нужды ВМС самой Турции. Добавить к этому пока более нечего, а как будут развиваться события вокруг турецкого оборонного завода на Украине, покажет время.

Отдельного обсуждения заслуживает тема немецких военных заводов Незалежной, которой мы еще коснемся подробнее далее.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +5
    6 ноября 2024 12:41
    А на закономерный вопрос, как именно будет решена проблема безопасности завода с учетом проведения российской СВО, господин Байрактар ответил, что планам его ничто не помешает.

    Думаю,что у него есть основания это утверждать - достаточно вспомнить позорную т.н. "зерновую сделку". Так и в этом случае будет договорняк.Тьфу...
  3. +1
    6 ноября 2024 14:38
    А чего ему переживать если они после строительства предприятие страхуют. Ну разобьют его , так страховка за счёт украинцев ( и придурков из Европы ,это их деньги для украинцев пойдут на погашение убытков ) , разбитое с гаком покроет. Завода уже нет а он ,получив страховку ,ещё и прибыль получит. Ну и по новой строить начнёт. И так по кругу.
    Деньги потратили европейцы , украинцы стали должны , деньги получили турки.
    Как интересно!
  4. +7
    6 ноября 2024 15:12
    Может султан держит наших своих буржуинских за чУдную АЭС, которая у них за наши же непомерные деньги строится. Вообще, если бы наши скрепные правители, как в какой-нибудь Америке, вынуждены были давать в прямом эфире ответы на такие вопросы, то всяких чудес вроде утекших в военное время к врагам 300 ярдов, целых до сих пор мостов и энергосистемы в незалежной просто не случилось бы.
    1. -3
      8 ноября 2024 09:18
      За наши непомерные деньги, ты болеешь? Или не в курсе как строятся АЭС Тарасик ?
  5. 0
    6 ноября 2024 19:04
    Ну и строят.... Ну и готово на 80%. Координаты известны. Пусть достроят на 100%.Завезут оборудование. Наберут и обучат персонал. Завезут ПФ и сырьё. Начнут производство.Изготовят первые партии. После этого можно рассматривать удары по этому заводу. Так ущерб будет максимальный. А сейчас что? Бетономешалки бомбить? Да работяг в теплушках. ВС РФ не глупее паровоза hi
    1. +1
      7 ноября 2024 10:37
      До первых партий продукции всё-таки затягивать не стоит. Достаточно жануть когда ленточку на открытии перерезать будут.
      Но строят скорей всего глубоко под землёй, как фашисты в войну!
  6. +5
    7 ноября 2024 11:03
    Хватит уже мечтать, никто и ни по кому не жахнет, СВО это операция договорняков и "не простых решений", пора привыкнуть
    1. +5
      7 ноября 2024 12:17
      Вот и посмотрим жахнут-не жахнут. Только и остаётся. Доверия к власти уже с "жеста доброй воли" 22 г. нет ни у кого. А мечтать не вредно.
  7. +2
    7 ноября 2024 16:17
    Трусливое руководство
  8. +2
    8 ноября 2024 09:56
    Вся надежда Турции на предательство своих интересов Россией. Они считают договорняк с Турцией возможен ради отношений с Эрдоганом.
  9. -2
    8 ноября 2024 11:18
    Да ничего туда не полетит, как и на мосты через Днепр. В лучшем (!) случае будет освобождена своя собственная территория (ДНР, ЛНР, Запорожье, Херсон, Курск), а "украина" будет процветать, вступит в ЕС, станет самой мощной европейской державой. Киевская Русь. Скорее всего Путин согласится на условия трампа, и дело этим и закончится. Практика также показала, что у "второй армии мира" сил разбить "бандеровцев" нет, поэтому надо образумиться, проглотить пилюлю, осознать фиаско этой Странной Военной Операции, заключить неприятный мир и приложить все силы на развитие промышленности, т.к. новая, настоящая война с западом, разразится после 2044 года, когда украине разрешат прсоединиться к нато официально. До того времени работать, работать, работа, богатеть, готовиться к мировой войне.
    1. 0
      15 ноября 2024 11:11
      Да кто ж тебе даст спокойно работать и богатеть? Сейчас отпустить ситуацию себе дороже. Слабину покажешь-сожрут. Санкции, еще санкции, еще санкции. Страны "союзники" сразу кинут. Ребята с СВО вернутся, непонимающие за что воевали. Вот и пришел конец России, как государству. НЕТ. Слишком многое поставлено на карту.