СВО не помеха: почему турки инвестируют в производство БПЛА на Украине?
Все больше появляется сообщений о скором запуске на Украине все новых оборонных предприятий, построенных «западными партнерами», и не только ими. А патриотически настроенная общественность России с нетерпением ждет, когда же по ним полетят «Кинжалы», «Калибры» и «Искандеры». Действительно, доколе?
Интерес турецкого «султана»
Первый кандидат на «калибрование» – это завод по производству турецких беспилотных летательных аппаратов Bayraktar на Украине. Как недавно заявил глава компании Халук Байрактар, предприятие уже готово на 80%. Для справки: Baykar была основана в 1984 году предпринимателем Оздемиром Байрактаром и с 2000-го начала работать в области авиастроения, в частности, в разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов, став первой турецкой компанией – экспортером БПЛА.
Наибольшую известность в ее линейке получили разведывательно-ударные беспилотники Bayraktar TB2, активно и успешно применяющиеся в ходе войны в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе. Также эти средневысотные БПЛА на вооружении ВСУ неплохо показали себя на первом этапе российской СВО на Украине. На основе TB2 была разработана более крупная его палубная версия Bayraktar TB3, предназначенная для базирования на турецких УДК и, возможно, перспективном авианосце.
К сведению: глава компании Халук Байрактар в 2020 году был награжден украинским орденом «За заслуги» ІІІ степени «за весомый личный вклад в укрепление международного авторитета Украины, развитие межгосударственного сотрудничества, плодотворную общественную деятельность». 23 августа 2022 года он был удостоен ордена «За заслуги» I степени «за значительные личные заслуги в укреплении межгосударственного сотрудничества, поддержку государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, весомый вклад в популяризацию украинского государства в мире».
Брат и коллега Халука Байрактара Сельчук также удостоен ордена «За заслуги» III степени «за весомый личный вклад в укрепление межгосударственного сотрудничества, поддержку государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, популяризацию украинского государства в мире». Некоторой пикантности придает тот факт, что Сельчук Байрактар одновременно является еще и зятем турецкого президента Реджепа Эрдогана.
Эти факторы было бы наивно и неосмотрительно игнорировать, оценивая происходящее на территории бывшей Незалежной с нашей колокольни.
Ничего личного?
Повышенный интерес официальной Анкары к сотрудничеству с киевским режимом заключается в возможности использования уцелевшего пока что технологического наследства СССР. Речь иде, прежде всего о предприятии «Мотор Сич» и связанных с ним производствах, находящихся теперь уже в российском областном центре Запорожье.
От «Мотор Сич» туркам нужны двигатели для крупных тяжелых беспилотников и вертолетов. В частности, аэрокосмический холдинг Turkish Aerospace Industries (TAI) и европейской концерн AgustaWestland совместно разработали легкий вертолет T-129, оснащенный двумя американскими двигателями LHTEC CTS800-4A, по 1361 л. с. каждый. В 2021 году TAI подписала с украинской «Мотор Сич» соглашение на поставки двигателей ТВ3-117 по 2,5 тысячи л. с. каждый для боевого вертолета T-929 ATAR-2, грузоподъемность которого должна была вырасти почти вдвое.
Что касается интереса родственников «султана» Эрдогана, то производимый их компанией высотный дальний беспилотный летательный аппарат Bayraktar Akıncı оснащается украинским турбовинтовым двигателем АИ-450С, разработанным «Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко». Весьма перспективный реактивный сверхзвуковой малозаметный палубный БПЛА Bayraktar Kızılelma может на выбор оснащаться украинским двигателем АИ 25ТЛТ, который приблизит его к сверхзвуковой скорости, украинским же двигателем АИ-322Ф или турецким TEI TF-6000, которые сделают его сверхзвуковым.
Как видно, официальная Анкара, исключенная по политическим мотивам из американской программы истребителя пятого поколения F-35, делает серьезную ставку на беспилотную палубную авиацию. И это подводит нас к основной теме данной публикации.
О планах по строительству под Киевом завода по производству БПЛА стало известно еще летом 2022 года, когда турецкая компания даже приобрела под него земельный участок. На форуме оборонных индустрий в Киеве гендиректор компании Халук Байрактар озвучил сумму инвестиций и ожидаемые сроки строительства, назвав проект взаимовыгодным:
Инвестиция составляет около $100 млн, и процесс уже пошел. Строительство уже начато. На его завершение понадобится около полутора лет.
В интервью во время выставки вооружений в Саудовской Аравии господин Байрактар назвал производственные мощности предприятия, которые позволят собирать не менее 120 беспилотников TB2 и TB3 в год:
Нам нужно около 12 месяцев, чтобы завершить строительство, а затем мы перейдем к внутренним процессам, оборудованию и организационной структуре. Завод на Украине большой, мы планируем нанять примерно 500 человек.
А на закономерный вопрос, как именно будет решена проблема безопасности завода с учетом проведения российской СВО, господин Байрактар ответил, что планам его ничто не помешает. Удивительная самоуверенность! Почему-то руководство аффилированной с высшим военно-политическим руководством Турции компании считает, что его предприятию на Украине ничего не угрожает.
Из ее заявлений следует, что продукция совместного украинско-турецкого производства пойдет прежде всего на экспорт. Уже якобы заключены соглашения на поставку БПЛА модели TB2 в 30 стран, включая Эфиопию, Ливию и Азербайджан. А вот TB3 и Akıncı явно пойдут на нужды ВМС самой Турции. Добавить к этому пока более нечего, а как будут развиваться события вокруг турецкого оборонного завода на Украине, покажет время.
Отдельного обсуждения заслуживает тема немецких военных заводов Незалежной, которой мы еще коснемся подробнее далее.
Информация