Россиян перевезут на частных поездах
РЖД (Российские железные дороги) остаются одним из крупнейших стратегических монополистов в России. Однако, в обозримом будущем и эта монополия будет частично подорвана. В Министерстве транспорта РФ готовят проект целевой модели рынка (ЦМР) перевозок дальнего следования. Речь идет о пассажирских поездах дальнего следования, которые хотят частично передать в частные руки.
В 2017 г. 87,9% пассажиропотока на железных дорогах России обслуживала Федеральная пассажирская компания, входящая в состав РЖД, 5,7% - Дирекция скоростного сообщения, также входящая в структуру РЖД, 4,3% - железнодорожные компании других государств. Если проект Министерства транспорта РФ будет принят, то до 2025 года не менее 10% пассажирских перевозок в России будут переданы компаниям – частникам, не связанным с «Российскими железными дорогами».
В течение 2021-2025 гг., согласно проекту целевой модели рынка, должен быть обеспечен допуск частных перевозчиков на рынок пассажирских перевозок. Частные компании будут заключать договоры с РЖД сроком на 15 лет – на конкурсной основе. Остается надеяться на то, что конкурсы будут справедливыми, действительно ориентированными на включение сторонних компаний в процесс организации железнодорожных перевозок. Поскольку если не будет обеспечена антикоррупционная безопасность, то смысла в таком реформировании системы железнодорожных сообщений практически не будет.
Для того, чтобы избежать повышенного внимания к прибыльным маршрутам и полного отсутствия внимания к убыточным маршрутам, планируется совмещать в лотах и выгодные, и убыточные направления. То есть, частные компании, получая право на перевозки по прибыльному маршруту, будут обязаны субсидировать и перевозки по убыточному направлению. Те перевозчики, которым удастся выиграть лоты, получат возможность заключения договора по цене с учетом рентабельности на инвестированный капитал. За период до 2021 года государство должно оценить возможности и последствия передачи части пассажирских перевозок в частные руки.
Известно, что проект Минтранса уже поддержали в Федеральной антимонопольной службе РФ. Поэтому, если проект будет принят, то ОАО РЖД придется обеспечить проведение конкурса на убыточные социально значимые маршруты, используя в качестве основного критерия минимально запрашиваемую перевозчиком субсидию.
В самом ОАО РЖД утверждают, что целевая модель рынка нуждается в дальнейшей доработке и совершенствовании. Представленный проект, по мнению представителей компании, ориентирован на снижение реальной самостоятельности ОАО РЖД и одновременное повышение прав других компаний, которые могут появиться на рынке железнодорожных перевозок.
В 2017 г. 87,9% пассажиропотока на железных дорогах России обслуживала Федеральная пассажирская компания, входящая в состав РЖД, 5,7% - Дирекция скоростного сообщения, также входящая в структуру РЖД, 4,3% - железнодорожные компании других государств. Если проект Министерства транспорта РФ будет принят, то до 2025 года не менее 10% пассажирских перевозок в России будут переданы компаниям – частникам, не связанным с «Российскими железными дорогами».
В течение 2021-2025 гг., согласно проекту целевой модели рынка, должен быть обеспечен допуск частных перевозчиков на рынок пассажирских перевозок. Частные компании будут заключать договоры с РЖД сроком на 15 лет – на конкурсной основе. Остается надеяться на то, что конкурсы будут справедливыми, действительно ориентированными на включение сторонних компаний в процесс организации железнодорожных перевозок. Поскольку если не будет обеспечена антикоррупционная безопасность, то смысла в таком реформировании системы железнодорожных сообщений практически не будет.
Для того, чтобы избежать повышенного внимания к прибыльным маршрутам и полного отсутствия внимания к убыточным маршрутам, планируется совмещать в лотах и выгодные, и убыточные направления. То есть, частные компании, получая право на перевозки по прибыльному маршруту, будут обязаны субсидировать и перевозки по убыточному направлению. Те перевозчики, которым удастся выиграть лоты, получат возможность заключения договора по цене с учетом рентабельности на инвестированный капитал. За период до 2021 года государство должно оценить возможности и последствия передачи части пассажирских перевозок в частные руки.
Известно, что проект Минтранса уже поддержали в Федеральной антимонопольной службе РФ. Поэтому, если проект будет принят, то ОАО РЖД придется обеспечить проведение конкурса на убыточные социально значимые маршруты, используя в качестве основного критерия минимально запрашиваемую перевозчиком субсидию.
В самом ОАО РЖД утверждают, что целевая модель рынка нуждается в дальнейшей доработке и совершенствовании. Представленный проект, по мнению представителей компании, ориентирован на снижение реальной самостоятельности ОАО РЖД и одновременное повышение прав других компаний, которые могут появиться на рынке железнодорожных перевозок.
Информация