Как угоняли самолеты в Советском Союзе

Взбудоражившая Россию на нынешней неделе попытка захвата самолета, следовавшего рейсом «Сургут-Москва», к счастью, обернулась не трагедией, а фарсом. Жертв нет, а задержанный без единого выстрела горе-угонщик не смог даже толком пояснить – какого рожна ему потребовалось в Афганистане, куда он пытался направить злополучный «борт». Да и вообще-то, его психическое здоровье вызывает серьезные вопросы. Надо сказать, что подобного рода инциденты в нашей стране уже давно проходят по разряду хулиганских выходок неадекватных граждан. Однако, так было далеко не всегда. В памяти многих свежи времена, когда угоны самолетов были огромной проблемой «Аэрофлота» и собирали обильную кровавую жатву, а гражданские летчики, противостоявшие им, получали боевые ордена. Вам интересно, как все это было?




Первым, так сказать «официально зафиксированным» угоном воздушного судна в СССР большинство считает захват осенью 1970 года пассажирского «борта», следовавшего рейсом «Батуми-Сухуми», осуществленный отцом и сыном Бразинскасами. Именно тогда вся страна узнала имя бортпроводницы Надежды Курченко, в критический момент закрывшей собой пассажиров от обреза взбесившегося террориста. Кроме нее не погиб никто, однако члены экипажа получили ранения. Ан-24 благополучно приземлился в Турции, куда так стремились угонщики, тут же сдавшиеся местной полиции.


Самолет и пассажиров в СССР вернули без пререканий, а вот террористов отдавать отказались наотрез – к делу подключились США и Анкара рьяно «взяла под козырек». В Америке Бразинскасы, отбывшие за решеткой смехотворный срок, в итоге и оказались. Впрочем, тут в полной мере сработал принцип: «Бог шельму метит» - закончилась их жизнь в «стране мечты» тем, что сыночек забил папашу до смерти гантелей и оказался на нарах уже очень надолго. Зато – в США...

Дело в том, что трагедия 1970 года была первым успешным угоном советского пассажирского самолета. Попытки же сотворить такое начались гораздо раньше – еще в 1954 году. Ну, да – стоило умереть Сталину, и все пошло вразнос... А если серьезно, то угнать Ли-2 из Таллина в Финляндию в начале этого самого года попыталась парочка, вооруженная вполне реальными пистолетами. Правда, им не повезло нарваться на имевшегося в составе экипажа фронтовика, который пошел с ними в рукопашную, невзирая на полученные в упор четыре пули. Преступники были обезврежены экипажем. От полученных ранений бесстрашный стюард Тимофей Ромашкин скончался. Он, в реальности ставший первой жертвой авиаугонщиков в нашей стране, был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. Летчиков наградили орденами Красной Звезды.

В том же году случился и совершенно уникальный «угон» самолета, не имевший аналогов по своей анекдотичности. «Террористом», в роли которого выступил Владимир Поляков - бортмеханик несанкционированно поднятого в воздух Ил-12, двигали вовсе не политические мотивы и даже не желание покинуть страну. Крепко «приняв на грудь» перед рейсом спирта из бачка системы, предназначенной для предотвращения обледенения самолета, этот «камикадзе» решил протаранить дом, в котором жила его бывшая жена, к которой он продолжал пылать горячей любовью! Непостижимым образом взлетев в одиночку, летучий «отелло» провел в воздухе четыре часа, кружа над намеченным для атаки объектом. Наступившая темнота и повышенное содержание спирта в организме мешали ему точно определить расположение окна «изменщицы», а «наказывать» невинных прошедший войну Поляков не хотел.


К этому моменту весь Новосибирск, где дело и происходило, уже «стоял на ушах». Злополучный дом эвакуировали, а в воздух подняли истребители, пилоты которых получили однозначный приказ – сбить этого ненормального, только не над городом! Поляков, однако, не только с легкостью ушел от охотившегося на него коллег, но еще и умудрился посадить самолет без единой царапины. Приговоренного к расстрелу аса-обалдуя спас лично Ильюшин, узнавший, какие чудеса тот творил на его детище. На свободу пилот вышел всего-то через три года. По тем временам – мягкость неимоверная....

Продолжались попытки захвата воздушных суден и в 60-е годы. Ни одна из них успеха не имела, а мужественные члены экипажей, не побоявшиеся вступить в схватку с вооруженными угонщиками, как минимум, трижды награждались орденами боевого Красного знамени. На этот же период времени приходится и единственный случай, когда пассажирский самолет, попытавшийся покинуть пределы СССР, был уничтожен поднятыми по тревоге истребителями. В «перестроечной» прессе в свое время ходили жуткие «страшилки» о некоей «совершенно секретной инструкции», исходившей то ли из КГБ, то ли прямиком из ЦК КПСС. Таковая, якобы предписывала «сбивать все до единого самолеты, незаконно пытающиеся покинуть пределы страны». В реальности же АН-2, неожиданно взявший курс из Туапсе в сторону Турции, был разнесен из пушек МиГ-17 на куски исключительно в силу того, что было точно известно – пилот-угонщик на его борту находится в полном одиночестве. В случаях, когда в захваченных самолетах находились пассажиры и взятый в заложники экипаж, ничего подобного не предпринималось никогда.

Настоящая «эпидемия» угонов поразила страну в 70-е. И вот тут самое время поговорить о ее причинах. Как известно, выехать из СССР в страны Запада на постоянное место жительства (да и на короткое время – тоже) кому угодно и когда захочется, было делом совершенно невозможным. А некоторым - очень хотелось... Регулярно находились те, кто единственным способом покинуть ставшую ненавистной Родину видел для себя захват самолета. Оправдывают ли «ужасы коммунистического режима» (по большей части, существовавшие только в воспаленном воображении угонщиков), их действия? По моему глубокому убеждению – ни в малейшей мере. Совершать то, что во всем мире квалифицируется, как терроризм, подвергать угрозе жизни ни в чем не повинных людей, издеваться над ними и убивать их... Да какое тут вообще может быть оправдание?!

Прекрасным примером того, насколько извращенным и больным было сознание подобного рода типов, дает представление одна из наиболее кровавых и трагичных историй угонов – знаменитое «дело Овечкиных». Чего не жилось в Союзе Нинель Овечкиной?! «Мать-героиня», руководительница джазового ансамбля «Семь Симеонов», состоявшего исключительно из ее сыновей... Она и ее родные, видите ли, считали, что на Родине их «не ценят», а стоит «Симеонам» оказаться на Западе – враз засыплют цветами, и, конечно же, приятно хрустящими долларами. Слетав на гастроли в Японию и сорвав там овации, семейка приняла окончательное решение: «Надо валить!» В итоге 8 марта 1988 года десятеро Овечкиных взошли в Иркутске на борт самолета Ту-154 с двумя обрезами и самодельными бомбами, спрятанными в футлярах контрабасов.


Вместо вожделенной Финляндии их ждал военный аэродром крохотного Вещева, бессмысленный и беспощадный штурм, закончившийся взрывом и пожаром самолета. В финале трагедии Нинель потребовала от старшего отпрыска, перед этим хладнокровно убившего бортпроводницу, застрелить ее и еще троих старших сыновей. Дмитрий Овечкин исполнил все в точности, после чего застрелился сам. Так ушли из жизни «Симеоны», утащив за собой еще четверых, совершенно непричастных людей...

Нельзя сказать, что власть СССР не реагировала на все происходящее. Другой вопрос, что делалось это довольно медленно и неповоротливо. Статью об ответственности за угон воздушного судна в советский уголовный кодекс удосужились внести только в 1973 году. Только после истории с Бразинскасами в аэропортах начали появляться первые детекторы металла, пассажиров стали проверять на наличие у них опасных предметов, а летчиков – вооружать пистолетами. В те же примерно годы спецслужбами СССР был разработан специальный оперативный план по освобождению захваченных воздушных судов «Гром» (впоследствии – «Набат»). А также, сформированы Сводный оперативный войсковой отряд МВД и знаменитая антитеррористическая группа «Альфа» КГБ СССР, которым впоследствии не раз пришлось иметь дело с авиаугонщиками – с крайне неприятными последствиями для последних.


Комитет Государственной безопасности кое-кто впоследствии упрекал в том, что он намеренно делал все, чтобы скрыть каждый случай захвата самолетов. Мол, боялись «за честь мундира». На самом деле, в действиях КГБ, направленных на ограничение распространения подобной информации был, прежде всего, огромный практический смысл. Такие истории, даже поданные с самой «правильной» точки зрения, как в случае с подвигом Надежды Курченко, увы, становились примером для все новых и новых безумцев, рвавшихся «за бугор» любой ценой. Насчет «совершенно секретных» оперативных планов спецслужб - тут вообще отдельная история. Как минимум, в двух случаях отечественные террористы использовали таковые... в качестве учебника!

Первый пример – это захват Ту-134 в Тбилиси, совершенный в 1983 году группой из семи молодых людей. Используя большие связи на киностудии «Грузия-фильм» эти типы самым подробным образом проштудировали снятую исключительно для служебного пользования учебную ленту о действиях по плану «Набат» - то есть как раз при захвате самолета. Впоследствии им это, впрочем, не помогло. Ни в какую Турцию они так и не попали. Двоих пристрелили при штурме бойцы «Альфы», еще троих расстреляли впоследствии. Вот только до этого они успели убить пятерых пассажиров и членов экипажа. При штурме, кстати, кроме самих террористов не пострадал никто.

Второй захват, объектом которого тоже стал Ту-134, только тремя годами позже и в Уфе, еще показательнее. Осуществили его военнослужащие одной из частей Внутренних войск МВД СССР, как раз и проходившие до этого специальную подготовку по плану «Набат»! Прихватив в «оружейке» собственной части не только автоматы, но, вдобавок, пулемет и даже снайперскую винтовку, эти идиоты, уверовав в собственный успех, рванули на аэродром. По пути напоролись на милицейский наряд – и хладнокровно расстреляли его. В итоге уменьшившаяся до двух человек группа угонщиков сумела-таки добраться до самолета и захватить его, при этом убив двух пассажиров. Естественно, против прибывшей «Альфы» шансов у них не было. Одного убили при штурме, второго казнили потом...

Как бы то ни было, количество попыток угонов самолетов в СССР оставалось стабильно высоким. Статистика, как известно, знает все. Она свидетельствует – в Советском Союзе было предпринято около сотни попыток захвата воздушных судов. К успешным можно отнести примерно каждую четвертую из них. 17 угонщиков было убито в процессе попыток захвата или при последовавшем потом штурме самолета. Что гораздо страшнее – число погибших за это же время членов экипажей гражданских воздушных судов и их пассажиров составляет 111 человек...

Уменьшению количества подобных инцидентов (и, в особенности – случаев, когда террористы добивались своего) к середине-концу 80-х годов однозначно способствовал рост профессионализма отечественных спецслужб, бойцов их специальных подразделений. Совершенствовалось оружие и спецсредства, используемые для обезвреживания террористов. Играть в подобные игры становилось все опаснее... А потом наступил 1991 год, и захватывать самолеты стало просто незачем. Ну, кто будет рисковать жизнью, если любой, кому не нравится жить там, где родился, сегодня может запросто получить визу, купить билет – и катиться из России на все четыре стороны?

Сообщения о попытках угонов самолетов сегодня на поверку чаще всего оказываются историями о дебошах психов или алкоголиков, к несчастью, попавших на борт таковых. Захваты самолетов, увы, не ушли в прошлое – однако, во всем мире они остаются уделом разве что наиболее радикальных террористических группировок. Хочется верить, что наши спецслужбы не расслабляются – и в случае, если угроза будет посерьезней, чем решивший слетать неизвестно зачем в Кабул «неадекват», сумеют отреагировать должным образом.
Использованы фотографии: https://militaryreview.su
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти