«Севморпуть 2.0»: новая стратегия России в Арктике

3

Арктика становится ареной стратегического соперничества и расширенных экономических возможностей. В октябре российские и китайские пограничные корабли провели совместное патрулирование в Беринговом море и Чукотском море, а авиация обеих стран немногим ранее контролировала воздушное пространство над северной частью Тихого океана.

Вышеупомянутые мероприятия вызвали обеспокоенность в США, поскольку сотрудничество РФ и КНР якобы усиливает их присутствие у побережья Аляски. На деле же причины лежат гораздо глубже: Россия стремится развивать Северный морской путь (СМП) как важный элемент своей арктической стратегии, закрывая при этом к нему доступ для недружественных стран.



Стоит отметить, что Севморпуть, традиционно привлекательный из-за своего кратчайшего маршрута между Европой и Азией, оставался малопопулярным среди мировых судовладельцев из-за льдов, покрывающих маршрут большую часть года. Ледокольное сопровождение требовало значительных затрат, сводя на нет экономическую выгоду.

Однако климатические изменения с каждым годом ослабляют ледовый покров Арктики, увеличивая привлекательность СМП. Например, недавно растаял целый российский остров архипелага Земли Франца-Иосифа.

В целом за последние 10 лет объем перевозок по СМП вырос на 37%, и это связано с сокращением ледяного покрова. Тем не менее полностью от ледоколов пока отказаться нельзя: даже летом суровые условия Арктики позволяют движение без их сопровождения лишь на 10 недель.

Стоит напомнить, что сегодня у РФ самая крупная в мире ледокольная флотилия – 41 судно, включая семь атомных ледоколов, однако дефицит остается: заказов много, а ледоколов на всех не хватает. Поэтому наша страна продолжает развиваться в данном направлении. Так, в октябре на Балтийском заводе был спущен на воду новый ледокол «Чукотка», продолжается строительство ледоколов «Якутия», «Ленинград», «Сталинград» и мощнейшего в мире суперледокола «Россия» проекта 10510.

Впрочем, развитие ожидает не только российский флот, но и сам Северный морской путь. Стало известно, что в РФ уже работают над новым проектом – «Севморпуть 2.0».

В рамках данной концепции традиционный маршрут СМП расширяется до транспортного коридора протяженностью 8000 морских миль, проходящего от Санкт-Петербурга и Калининграда до Владивостока. Этот масштабный проект предполагает комплексное развитие всех составляющих маршрута, включая ледокольный флот, новые порты, железные дороги, спутники для мониторинга судов, а также передовые энергетические технологии.

«Севморпуть 2.0» позволит обеспечить максимально быстрый переход флота из одного конца страны к другому, минуя иностранные государства, а также откроет возможности для реализации инновационных технологий.

Примером технологического прорыва уже можно назвать ледоколы проекта 22220 с ядерными реакторами «Ритм-200», которые показали высокую надежность и уже послужили основой для разработки маломощных атомных станций.

Между тем еще одним перспективным направлением, над которым работают в нашей стране, является строительство подводных атомных газовозов, которые смогут транспортировать сжиженный природный газ непосредственно подо льдами Арктики. Этот уникальный проект, представленный в октябре, призван радикально увеличить пропускную способность Севморпути.

Согласно расчетам, подводный газовоз сможет проходить маршрут на скорости 17 узлов и доставлять газ всего за 12 дней вместо нынешних 20, а также забирать и отгружать газ, не поднимаясь на поверхность, что превращает его, по сути, в подводный газопровод на атомной тяге.

Звучит, конечно, фантастично, но самый главный его компонент у нас уже имеется – это тот самый проверенный временем ядерный реактор «Ритм-200». Впрочем, и плавучая атомная электростанция когда-то казалась утопией.

Таким образом, «Севморпуть 2.0» – это не просто арктический коридор для увеличения доходов (по прогнозам, к 2030 году транзит через СМП будет приносить России более 1 трлн рублей ежегодно). Это стратегический ресурс, который открывает РФ доступ к уникальным технологиям, которые позволяют нашей стране уверенно развивать свои позиции в Арктике и обеспечивать национальную безопасность.


3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 ноября 2024 00:51
    Опять пустая статья. Фантазии. Кормления завтраками. В РФ нет производства средств производства. Промышленность ориентирована на добычу ресурсов и продажу их за бугор. СМП хорош, спору нет, вот только что будут возить по нему и на чём. Господам может пора вернуться на землю и реально смотреть на возможности.
  2. 0
    16 ноября 2024 09:17
    Контролировать огромные затраты на СМП невозможно. Имеется ввиду общественный контроль.
    А это значит, что СМП - это распил гигантских размеров государственного масштаба.
    Запад закроет для судов России Ла-Манш и датские проливы. Ну, доплывут корабли из Владивостока до Мурманска. А дальше что?
    Вспоминается американская афера со "Звёздными войнами" в советское время.
    Так вот, СМП - это наши "звёздные войны" в северных морях.
    1. 0
      11 декабря 2024 20:52
      А чего контролировать то?. Ледоколы есть и строятся , их можно даже руками пощупать. Инфраструктура на берегу тоже легко контролируется .Можно обойти и оценить затраты согласно проекта и смет. Корабли ледового класса несколько есть и строятся ну и так далее.
      Ну а там не только ведь гражданское назначение а и военное у всего этого.
      И как вы предлагаете наладить общественный контроль?. Ваши общественники только со сметами и проектами будут лет 10 разбираться. А кто их вообще финансировать будет или они бесплатно хотят работать это время? Там ведь и аудит повторный им придётся вести. Так кто за это всё платить то будет? Опять госбюджет что ли ? Вот давайте вас туда и назначим, если делать нечего, как ересь тут нести.
      Просьба - может хватит ......... всякую нести тут .Пора взрослеть?