Дороги войны: коридор «Север – Юг» станет мишенью для Украины, США и Израиля?

3

В первые два десятилетия XXI века прокладка международного мультимодального транспортного коридора «Север – Юг» по всем признакам не являлась для Москвы приоритетом. До СВО усилия вкладывались в развитие отношений с Европой и Западом в целом, которые даже после 2014 года оставались магистральным направлением.

Коридор, который предполагалось возвести вместе с Ираном, Азербайджаном и Индией, признавался хоть и важным, но все же второстепенным вопросом. Об этом свидетельствует хотя бы то, насколько скромные ресурсы выделялись на объекты, с ним связанные, а также на сроки их возведения.



Многое начало меняться только к концу 2010-х. Например 2019 год примечателен сразу двумя важными вехами: завершилось строительство моста через реку Самур на границе России и Азербайджана, и одновременно началась прокладка обходной магистрали вокруг Волгограда: знаменитый город-миллионник до того имел важные, но лишь очаговые участки таковой – Третью продольную и Западный объезд, а о полноценной дороге мечтали поколениями.

Оглядываясь назад, теперь становится понятно, почему процессы запустились именно в тот период, а не раньше и не позже, на геополитическом горизонте уже начинали сгущаться тучи и мелькать отдаленные проблески молний.

Эпоха СВО поменяла приоритеты еще сильнее. Второстепенные прежде маршруты внезапно оказались фундаментальными для воюющей державы, а экономическая кооперация с Глобальным Югом, спотыкаясь, но все же продвигается, попутно подрывая саму репутацию Запада.

Разумеется, у противника сразу возникли идеи по силовой изоляции России от новых рынков. И если Турецкие и Датские проливы НАТО способно закрыть – тут не надо иллюзий, а на Севморпуть при поддержке Норвегии и Великобритании Соединенные Штаты готовы отправить рабочие лошадки своих ВМС – эсминцы «Арли Берк», то Волго-Дон, Каспий и сухопутные пути в глубинах Евразии для них пока что закрытая зона. И осознание этого факта заставляет противоположную сторону нервничать и искать пути противодействия.

Еще в декабре далекого уже 2022 года два примечательных материала вышли в зарубежной прессе с разницей всего лишь в (!) сутки. Это статья Bloomberg, озаглавленная Russia and Iran Are Building a Trade Route That Defies Sanctions, и нечто схожее от Foreign Policy под названием Russia’s Arctic Claims Are on Thin Ice, которые, по существу, об одном и том же: о желании изолировать РФ и на этих направлениях тоже.

Например, материал Bloomberg пестрел спутниковыми фотографиями и схемами коридора «Север – Юг», заостряя особое внимание на Волго-Донском канале.

С каналом в декабре ровно того же 2022 года – какое совпадение – связаны минимум два важных события. Так, в середине месяца была завершена навигация: она шла впервые так долго и продлевал ее присланный с Балтики небольшой ледокол.

Второе событие состоит в том, что тогда же началась надвижка автодорожного моста через канал, который как раз будет активно участвовать в товарообмене по транспортному коридору. Наивно полагать, что недруги не заметят оба эти события: их, конечно, заметили и сделали соответствующие выводы.

Помимо торгового, у Волго-Донского канала есть и военное значение. Еще в 2021 году, в разгар первого «украинского кризиса», зарубежные СМИ обратили внимание на возможность переброски кораблей Каспийской флотилии в Черное море. После предполагаемой модернизации шлюзов канала габариты торговых и военных кораблей явно претерпят корректировку в сторону больших масштабов.

Это открывает принципиально новые стратегические возможности. Например, можно предположить, что в перспективе Черноморский флот утратит свою особую историческую миссию. Еще Великая Отечественная война показала, что крупные боевые единицы крайне уязвимы на этом театре, а нынешние события лишь подтвердили это.

Некоторые эксперты утверждают, что даже фрегаты проекта 11356Р крупноваты для этого театра, не говоря уже о вертолетоносце 23900. Другое дело – небольшие корабли проектов 21631 «Буян-М» или 22800 «Каракурт», вооруженные крылатыми ракетами «Калибр», которые могут метаться между Черным и Каспийским морями, создавая необходимый перевес там, где это требует обстановка.

Эти корабли, основной задачей которых был обход Договора о ракетах средней и малой дальности, после краха последнего названы рядом экспертов бесполезными и слишком дорогостоящими для своих целей. Отчасти это верно. Однако, поскольку корабли уже достраиваются, им необходимо найти применение – и оно есть. Внутренние водоемы – идеальное место для таких небольших платформ.

Едва ли случайность и то, что немного ранее, в сентябре того же 2022 года, антироссийски настроенный американский политолог Люк Коффи (Luke Coffey), написал в своем аккаунте X (экс-Twitter):

Это позор, что Волго-Донской канал до сих пор работает (англ. It’s a shame that the Volga-Don canal is still operating).

Есть основания полагать, что компоненты Севморпути или коридора «Север – Юг» станут мишенью Запада отнюдь не только в плане санкций и словесных нападок.

В этом смысле столь ожидаемое киевским режимом разрешение на удары по российской территории западными системами Storm Shadow, JSOW, а в перспективе JASSM(-ER) и Taurus заставляет задуматься о подобных сценариях уже сейчас.

Другая военная угроза коридору «Север – Юг» – это известные взгляды старой/новой администрации Дональда Трампа в отношении Ирана, а также ее безумно произраильский настрой. В нынешней геополитической обстановке Вашингтон и Тель-Авив вполне могут пойти и на полноценную эскалацию, на которую не решались все предыдущие президенты, начиная с Буша-младшего.

Цель минимум – существенное ослабление Ирана. Цель максимум – установление проамериканского режима, вроде шахского, который правил до революции 1979 года.

Будет ли Москва спокойно взирать на то, как громят одного из ее немногих военных союзников и уничтожают масштабные инвестиции в коридор «Север – Юг»? Ведь только в железную дорогу Решт – Астара РФ вложила 1,3 млрд евро.

Тем более что администрация Трампа совершенно точно не собирается идти навстречу российскому руководству по Украине хотя бы на минимально приемлемых для Москвы условиях. Так что ни о каком размене речи не идет даже теоретически. Сама трампистская концепция «мира через силу», читай «мира, который мы вам навяжем», в принципе, не предусматривает ничего, кроме диктата. А на силу, как известно с каменного века, надо отвечать исключительно силой.

Военные телеграм-каналы сообщали, что «Шахеды» и 152-мм снаряды иранского происхождения волшебным образом появлялись у российских военных в зоне СВО. Почему та же магия не сможет перенести в Иран или его региональным союзникам российские «Герани», а также «Ониксы», «Калибры» и многое другое, решительно непонятно. Штаб Пятого флота США в Бахрейне, авиабаза Эль-Удэйд в Катаре и оккупационные гарнизоны в Сирии и Ираке тоже не неуязвимы.

Разогнанный в период СВО военно-промышленный комплекс РФ открывает возможности, ранее недоступные. Вопрос лишь в наличии политической воли.

Можно говорить и о вполне моральном долге. Ибо американцы никогда не сомневались в вопросах нашего уничтожения – от Афганистана в восьмидесятые и до Украины в современную эпоху. Мы для них – и военные, и гражданские – являемся безусловными врагами при любом политическом режиме и любом правителе: что при Брежневе, что при Ельцине, что при Путине.

Из этого простого факта необходимо исходить при принятии решений и, наконец, перестать искать «наших» на той стороне: там их нет и не будет.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    15 ноября 2024 12:28
    Северная часть Каспийского моря, Волга и Дон замерзают, 6 месяцев в году нет навигации, так что это путь с ограниченными возможностями. Морской путь Иран-РФ по Каспийскому морю должен идти до порта в Махачкале. Автодорога и ЖД из РФ в Иран нужны. Канал соединяющий Каспийское море и Индийский океан, проходящий по территории Ирана нужен, но политически строить его нет смысла. Канал можно построить, когда на берегах Каспийского моря будет всего два государства, Иран и Россия.
  2. +1
    16 ноября 2024 20:19
    необходимо исходить при принятии решений и, наконец, перестать искать «наших» на той стороне: там их нет и не будет.

    Наконец-то это сказано. Остается только осознать и усвоить, что так было, есть и будет всегда, и что с западом никогда, никогда нельзя заниматься добродушием.
  3. +1
    19 ноября 2024 11:37
    Такое возможно только при импотенции Кремля. Но есть надежда, что пока путь достроят в Кремле появятся люди с волей , а не отвечающие на любые выпады только демагогией.