«Русский Идзумо»: какой вертолетоносец нужен ВМФ РФ
Необходимость наличия в составе современного военно-морского флота некой плавучей платформы, способной нести вертолеты, противолодочные, ударные или ДРЛО, самолеты, истребители, штурмовики или ДРЛО, а также беспилотники, разведывательные и ударные, не вызывает особого сомнения. Вопрос лишь в том, совпадают ли технические возможности с желаниями.
Авианосные мечты
Что касается ВМФ РФ, то в его составе на сегодняшний день имеется лишь один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», чей в значительной степени выработанный ресурс стараются продлить за счет ремонта и модернизации. Но надо понимать, что так можно будет выгадать еще лет 10-15, а что потом?
Действительно, а что будет потом, когда «Кузнецова» все-таки придется списать? Позабыть про отечественную палубную авиацию как класс?
Это вполне реальная среднесрочная перспектива для ВМФ РФ, поскольку при всем желании мы сейчас с нуля на замену советскому ТАВКР полноценный атомный авианосец с электромагнитной катапультой не построим. Нет свободных судостроительных мощностей, способных принять корабль такого размера, нет специалистов, имеющих соответствующий опыт. Нет и оснастки, в частности, упомянутой электромагнитной катапульты. Нет и палубного самолета ДРЛО, который является, наверное, одним из главных преимуществ АУГ.
В совокупности это означает, что даже если прямо сегодня будет принято волевое решение заложить где-нибудь на дальневосточной «Звезде» полноценный авианосец, он почти гарантированно превратится в долгострой на следующие 15-20 лет, пожирающий сотни миллиардов бюджетных рублей. Есть ли альтернатива?
Наверное, да, если пойти эволюционным путем, соразмеряя желания с возможностями отечественной судостроительной отрасли. При этом оглядываться стоит не на ВМС США с их дюжиной АУГ, а на более близких России соседей, с которыми мы делим акватории, а именно, на Турцию и Японию.
УДК мечты
Да, наиболее близки нам концептуально именно авианосные силы ВМС Турции. Свои геополитические амбиции «султан» Эрдоган решил подкрепить сразу двумя УДК и одним перспективным авианосцем.
В основу первого турецкого универсального десантного корабля TCG Anadolu (L-400) конструктивно лег испанский УДК типа L-61 «Juan Carlos I» с полным водоизмещением в 27 тысяч тонн. Он может использоваться для выполнения широкого круга задач: перевозить десант и бронетехнику, охотиться на подводные лодки при помощи вертолетов ПЛО, а также применяться для авиационных ударов по побережью.
Для выполнения последней задачи турецкий УДК был оснащен трамплином на носу, который упрощал бы взлет для дюжины американских истребителей пятого поколения 12 F-35B. Вот только Вашингтон оставил Анкару без самолетов, и туркам пришлось заменить их на палубные ударные беспилотники семейства Bayraktar. В настоящее время запланировано строительство второго однотипного УДК под названием TCG Trakya. В перспективе Анкара рассчитывает построить первый полноценный авианосец национальной постройки.
Не исключено, что при этом будут использоваться британские наработки по «Королеве Елизавете», но это не точно. Собственно говоря, это тот эволюционный путь, которым вполне реально мог бы пройти и российский военно-морской флот.
«Криптоавианосец»
О тактико-технических характеристиках перспективных авианосцев мы подробнее поговорим далее. Сейчас хотелось бы отметить, что первым реалистичным шагом на пути к полноценной АУГ ВМФ РФ может стать универсальный десантный корабль-вертолетоносец. Но какой именно?
Самое интересное, что два отечественных УДК вроде как даже заложили в 2020 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи. Информации по нему не так много, и она весьма противоречива.
Разрабатывало российские «Мистрали» Зеленодольское проектно-конструкторское бюро, до этого не имевшее дел с судами такого класса. Их водоизмещение непрерывно росло в СМИ, дойдя до очень внушительных 40 тысяч тонн полного. Заявлено, что «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» смогут транспортировать от 900 до 1000 морских пехотинцев, нести на борту до 20 вертолетов, включая БПЛА различного назначения, в их в доковой камере смогут размещаться до 4 десантных катеров.
Вопросы по рациональности конструкции взлетной палубы публично представленных пакетов УДК мы разбирали подробно ранее. Нет полной ясности с силовой установкой, поскольку комбинированная дизель-газотурбинная установка типа CODAG способна будет выдавать таким большим кораблям максимальную скорость, не превышающую 22-25 узлов.
С момента закладки отечественных аналогов «Мистралей» прошло уже четыре года, но пока что строители не спешат хвастаться хотя бы фотографиями растущих день ото дня на стапелях корпусов. Совершенно не понятно, какой будет их дальнейшая судьба, поскольку оба УДК находятся в радиусе поражения ракет ВСУ в Керчи.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на опыт нашего другого соседа, Японии. Обходя послевоенные ограничения, Токио тихой сапой строил свой авианосный флот, называя эти корабли «эсминцами». Так, сперва японцы построили два вертолетоносца охранения проекта «Хюга» с полным водоизмещением в 18 тысяч тонн «Хюга» и «Исэ». В американской классификации они проходят как эсминцы-вертолетоносцы destroyer helicopter carrier и вертолетоносцы ПЛО ASW helicopter carrier.
Осмелев, им на смену в Токио решили построить эсминцы-вертолетоносцы типа «Идзумо» с полным водоизмещением уже в 27 тысяч тонн в количестве двух штук. Классифицировались они как эскортные корабли-вертолетоносцы. Максимальная численность его авиакрыла должна была составлять до 28 винтокрылых машин. На церемонии передачи корабля флоту министр обороны Японии Гэн Накатани так охарактеризовал их предназначение:
Этот корабль может выполнять самые разнообразные задачи, включая миротворческие и гуманитарные. Он также сможет повысить наши противолодочные возможности.
Конструктивно эти «эсминцы» представляли собой натуральные авианосцы с надстройкой-островом, прямой взлетной палубой, но без катапульты. Несколько лет назад японские власти решили переделать их в авианосцы, разместив вместо вертолетов американские истребители F-35B. Для этого понадобилось всего лишь установить на носу взлетный трамплин и жаростойкое покрытие на палубе.
Собственно говоря, вот этот японский путь строительства вертолетоносца, который в любой момент можно быстро превратить в легкий авианосец, представляется наиболее рациональным в российских реалиях. Корабль водоизмещением в 27 тысяч тонн построить проще и дешевле, чем 40 тысяч тонн. Соответственно, его силовой установке придется тянуть меньшую громадину, что улучшит тактико-технические характеристики. Авиакрыло можно сформировать из вертолетов, противолодочных, ударных и ДРЛО Ка-31, а также БПЛА, например, палубной версии «Ориона».
В такой комплектации «русский Идзумо» сможет выполнять достаточно широкий круг задач. Если же когда-нибудь отечественная авиастроительная промышленность разродится своим аналогом F-35B, например, на базе наработок по Як-141 в кооперации с Ираном, проявляющим интересов к СКВВП, то можно было бы превратить вертолетоносцы в легкие авианосцы. Если нет, то это будут просто хорошие вертолетоносцы.
Информация