Вместе с А-100 «Премьер»: почему России нужны тактические самолеты ДРЛОиУ

25

Китайский самолёт ДРЛОиУ управления авиацией KJ-500.

После начала СВО на Украине все проблемы российских армии и флота с воздушно-космической разведкой, целеуказанием и корректировкой ударов, о которых ранее говорили только некоторые военные эксперты, наглядно проявились. Для повышения боеспособности ВС и ВМФ РФ их надо как можно быстрее устранить, но как?

Самолеты «с грибами»


Проблема с наземными РЛС заключается в том, что они видят только цели в пределах прямой видимости. Поэтому ударные беспилотники, крылатые ракеты и пилотируемые летательные аппараты, идущие на малой высоте, имеют шансы остаться ими незамеченными. Именно потому украинские дроны-камикадзе раз за разом оказываются способны пролететь огромные расстояния над российской территорией.



Если вслед за ними по целям в глубине нашей страны из Незалежной теперь полетят французские, британские и немецкие крылатые ракеты, это нанесет значительный ущерб военной и гражданской критической инфраструктуре. Для решения этой проблемы необходимо поднять радар как можно выше: на гору, крышу небоскреба, аэростат или самолет.

Вот о самолетах ДРЛО для ВС РФ, ВКС РФ и ВМФ РФ, которые вместо штучных дорогостоящих «вундерваффе» должны стать более бюджетными и массовыми, и хотелось бы поговорить подробнее. Для начала стоит посмотреть, как к решению данной задачи подошли наши потенциальные противники и партнеры.

Почти все современные самолеты ДРЛОиУ построены на базе гражданских пассажирских лайнеров или военно-транспортных самолетов, что позволяет им дольше находиться в небе, тратя меньше топлива, поднимать мощное радиолокационное оборудование и целую команду специалистов для управления им.

Обратной стороной этих достоинств является их видимость на радарах противника из-за крупных габаритов и мощного источника радиоволнового излучения, что делает их приоритетной целью для истребительной авиации и комплексов ПВО. Поэтому летают они либо в сопровождении собственного эскорта, либо в глубоком тылу.

Чужой опыт


Наиболее ярким представителем данного класса является американский AWACS E-3 Sentry, построенный на базе грузового Boeing 707-320. Это единый самолет ДРЛОиУ блока НАТО, стоящий на вооружении ВВС США, европейского командования НАТО, ВВС Великобритании, Франции и Саудовской Аравии.

Благодаря расположенной наверху РЛС кругового обзора E-3 Sentry способен обнаружить цели над горизонтом на удалении в 650 км, цели типа бомбардировщик – на дальности до 520 км, малоразмерные низколетящие цели – до 400 км, находясь в небе до 6 часов без дозаправки. Его экипаж составляют 4 человека летного состава и 13-19 операторов ДРЛО.

Не менее знаменитым является тактический самолет ДРЛОиУ Grumman E-2 Hawkeye, специально разработанный как палубный для американских авианосцев. Его боевой радиус составляет 320 км, он может патрулировать воздушное пространство в течение 4 часов. Экипаж E-2C состоит из двух пилотов и трех операторов ДРЛО. Помимо ВМС США, эти тактические самолеты ДРЛОиУ состоят на вооружении Франции, Египта, Тайваня и Японии.

Очень хорошо они показали себя также на вооружении ВВС Израиля, не имеющего ни одной АУГ, в ходе второй ливанской войны, когда использовались ЦАХАЛ в сухопутной войне для разведки и корректировки воздушных ударов. Интересно, что израильтяне впоследствии создали собственный воздушный радар IAI Phalcon, аналогичный по функциональности американскому Е-3 Sentry системы AWACS, но не в виде вращающегося сверху «гриба», а с неподвижными АФАР, установленными вдоль фюзеляжа самолета.

Тем же путем пошли и шведы, создав легкий тактический ДРЛО ASC 890 на базе небольшого двухдвигательного турбовинтового самолета Saab 340. Два таких летающих радара обещаны Украине, что должно повысить возможности ее ПВО/ПРО.

Рациональным представляется подход, которым руководствуется Пекин при создании собственного воздушного флота, состоящего из летающих радаров. По образу и подобию советского А-50 в КНР на базе грузового Ил-76ТД разработали собственный самолет ДРЛОиУ KJ-2000. Однако было понятно, что получаются они достаточно дорогими и технически сложными, а значит, много их не будет.

Поэтому параллельно велась работа над созданием более простого и бюджетного тактического самолета ДРЛОиУ. Им стал турбовинтовой KJ-200, построенный на базе среднего военно-транспортного самолета Y-8 (китайская версия Ан-12). Вместо традиционного «гриба» на нем установили неподвижную радарную решетку, напоминающую по форме коромысло, которая позволяет обнаруживать высотные цели на дальности 350-400 км.

Плюсы такого технического решения заключаются в большей простоте и дешевизне тактического самолета ДРЛОиУ. К слову, благодаря более экономичным двигателям KJ-200 способен находиться в воздухе на 2 часа больше, чем KJ-2000 на базе Ил-76ТД. Минусы также очевидны: в носовой и хвостовой частях самолета имеются непросматриваемые зоны, что требует летать «змейкой».

Дальнейшим развитием KJ-200 стал тактический самолет ДРЛОиУ KJ-500, построенный на базе транспортника Y-9, представляющего собой удлиненную версию Y-8 с новыми двигателями и авионикой. В отличие от предшественника с неподвижным радаром в виде коромысла, новый китайский самолет имеет круглую неподвижную антенну РЛС на надфюзеляжном пилоне. Считается, что по своим возможностями китайский радар близок к РЛС американского палубного Grumman E-2D Hawkeye.

Главной особенностью ВВС и ВМС НОАК на сегодняшний день является большое количество тактических самолетов ДРЛОиУ, что компенсирует их меньшую производительность по сравнению со стратегическими KJ-2000.

Наше всё?


Если сравнивать с «западными партнерами» и «восточными», то у нас в этой компоненте не все так хорошо, как хотелось бы. В наследство от СССР России досталось несколько готовых самолетов ДРЛО А-50, построенных на базе военно-транспортного Ил-76. Из-за серьезного устаревания их радиоэлектронного оборудования в 2003 году начался процесс модернизации отечественных АВАКСов до уровня А-50У.

В связке с ЗРК большого радиуса действия С-400 на них возлагались большие надежды в ходе проведения СВО на Украине по «приземлению» вражеской авиации. К сожалению, на войне такой интенсивности без потерь не обойтись, а новых А-50У в нашей стране не производят.

На смену им уже давно разрабатывается более совершенный самолет ДРЛОиУ А-100 «Премьер», чьи тактико-технические характеристики будут значительно превосходить предшественника. Вот только большая техническая сложность и потребность в импортозамещении части оборудования существенно сдвинули вправо сроки сдачи самолета. Хуже того, высокая стоимость оного не позволяет надеяться на большую серию «Премьеров».

Решением данной проблемы дефицита самолетов ДРЛОиУ стратегического класса могло бы стать начало производства более массового и дешевого тактического, как это делают американцы, шведы или китайцы. Однако тактический самолет ДРЛОиУ, способный быть и палубным, и наземным, а именно советский Як-44, существует только в виде пыльной папки в каком-то архиве и к нему нет двигателей.

Можно ли его возродить в модернизированном виде сегодня, и если нет, то какие возможны иные альтернативы? Об этом мы подробнее поговорим далее.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 ноября 2024 13:08
    А деньги где ?Зин ?
    1. +5
      19 ноября 2024 15:06
      На виллы и яхты деньги находятся, и на это большое дело они тоже должны найтись.
    2. +6
      19 ноября 2024 17:37
      Деньги ушли на содержание власти, на Аурусы, на зарплаты менеджеров Газпрома, на закупку футболистов, на концерты Пугачёвой и Киркорова и прочее.
  2. +6
    19 ноября 2024 13:08
    Начало НИОКР ДРЛОиУ А-100 - 2000 год, сейчас ноябрь 2024 г. Самолёта нет. Причин для оправдания куча. То что за рубежом, это чужое. Господа, вы, сначала определите возможности современной РФ сделать ДРЛОиУ. Сколько понадобиться времени. Из чего вы его будете делать. Радиоэлектронной промышленности в РФ нет, от слова совсем.
    1. -1
      19 ноября 2024 14:19
      Ну а из чего те же контейнеры или подсолнухи изготавливают?
  3. +7
    19 ноября 2024 13:12
    Идут боевые действия и промедление смерти подобно. Покупаем у КНДР оружие, почему не купить у КНР самолёты ДЛРО и прочие необходимые средства, чтоб закрыть прорехи в вооружении, создавшиеся во времена "биатлонов" и бравурных докладов... Сами на сегодня не способны оперативно создать, ибо не создали А-100 за мирные десятилетия.
    1. +1
      19 ноября 2024 15:32
      Ещё в 2014 г. один известный товарищ предлагал заказать сделать в КНР 2 турбовинтовых самолёта ДЛРО, для проведения испытаний, но призыв вверху не поняли. Свои есть А-50 и ДРЛО Ил-18, а на выходе А-100.
  4. +5
    19 ноября 2024 13:29
    Як 44 был не в чертежах в пыльной папке,а был построен полноразмерный макет и движки для него есть-Д 27, стоящие на Ан 70 , причем по планам советского автопрома сначала д 27 должны были стать на крыло Яка,потом на Ан.Запорожье с моторсичью пока под оккупацией украми,но все возможно и может як 44 возродится,а пока нужно брать у КНР ,правда продадут-вот вопрос.
  5. +4
    19 ноября 2024 14:37
    Чисто теоретически если есть необходимость получения относительно дешевых летающих радаров, для просмотра и контроля хотя бы на 100-150 км вглубь, чтобы своевременно засекать всякие РСЗО, арту и скопления техники ну и всё летающее само-собой. То почему бы не взять готовые РЛС которые выпускаются серийно и имеют дальность +-400км? и впихнуть их по одной-две на борт какого-нибудь Ту-154 или ССЖ-100? Я имею ввиду радары для Су-35С и Су-57.
  6. +4
    19 ноября 2024 15:04
    Вместе с А-100 «Премьер»: почему России нужны тактические самолеты ДРЛОиУ

    - Сергей Маржецкий вопрос постален не правильно, вопрос не в том почему они нужны, а в том когда будут, этот вопрос обсасывается уже много лет и до сих пор проблема не решена! - когда у России будут самолёты ДРЛО?!!!
  7. 0
    19 ноября 2024 16:12
    Если локаторы от ЗРК С-400 поднимать привязными аэростатами километров на 5-6, то этот вариант вполне рабочий. Кабину управления для маскировки можно ставить не рядом с лебёдкой под аэростатом, а в сторонке где-нибудь в лесочке.
  8. +7
    19 ноября 2024 16:24
    Нужно потрясти тех, кто ворует уже не миллиарды, а триллионы. yes может быть тогда найдутся деньги yes на самолёты ДРЛОиУ.
  9. +3
    19 ноября 2024 17:49
    Ранее написанное.
    Лучшее решение. Установить ДРЛОиУ на стационарный стратосферный беспилотный дирижабль, это в разы дешевле самолета и спутника. На высоте 25-40 км время непрерывной работы 12 месяцев (опускается и обслуживается). Дискообразный дирижабль диаметром 250 метров будет иметь подъемную силу, на рабочей высоте 40 тонн. Дирижабль выводится в заданную точку и электродвигателями поддерживает заданные координаты. Питание идёт от солнечных батарей и аккумуляторов. На такой высоте солнечные элементы с каждого квадратного метра выдают, более 75 Вт. При площади солнечных элементов 35000 кв. м, хорошо освещенных солнцем, имеем 2625 кВт/ч. На высоте 20 (35) км оптический видимый горизонт 535 (709) км, прямая радиовидимость 1000 км. Такой дирижабль - ДРЛОиУ плюс оптическое и тепловое обнаружение, позволяет обнаружить любой летающий объект и отследить, даже беспилотник сверхмалых размеров, надутый шар, птицу, также наземные объекты. ДРЛОиУ на дирижабле позволит закрыть дырки, которые есть сегодня у ПВО РФ. Погода на него не влияет, ветра там практически нет, струйные течения известны, висеть такой дирижабль может десятилетиями. Сбить на такой высоте маловероятно. Дирижабль может иметь на борту ракеты воздух-воздух.
    Дирижабль может иметь и стационарный вариант, т.е. с землёй дирижабль соединен кабель-тросом. По кабель-тросу (две жилы: оптоволокно и 2 медных провода на 10 кВ) на дирижабль подается электропитание, осуществляется управление, снятие информации и др. На земле находится дизель-генератор, лебёдка, служба управления, приема и обработки информации. Кабель-трос не является несущим, он держит только сам себя. Высота определяется характеристиками кабель-троса.
    Впервые такой проект появился в СССР в середине 1950-х годов, как ретранслятор. Снова интерес ученых к стратосферному дирижаблю появился в начале 2000-х годов, когда начался НИОКР по ДРЛОиУ А-100.
    Стратосферный дирижабль ДРЛОиУ, как средство ПВО страны, стоит вне конкуренции. Стратосферный дирижабль ДРЛОиУ находится на территории страны, может перемещаться в пространстве (скорость на высоте 35 км, 30 - 50 км/час), не зависит от погоды, может висеть годами, сбить на такой высоте маловероятно. Аэростат висит на тросе, т.е. на одном месте, трос является несущим, он имеет вес, который аэростат держит, высоко не поднимешь 2-4 км, влияет погода, ветер, дождь, снег, оледенение. У аэростата на высоте 4 км видимый оптический горизонт 239 км и 709 км у стратосферного дирижабля ДРЛОиУ, почувствуйте разницу. При боевых действиях аэростат легко сбивается ракетой или беспилотником. Сравнивать, что лучше наземная РЛС, дирижабль, аэростат, самолет или спутник нельзя у каждого из них есть свои преимущества, недостатки и назначения. По цене, в привязке к заявленным целям, изготовление + ввод в эксплуатацию + эксплуатация, стратосферный дирижабль ДРЛОиУ получается самым дешевым среди летательных аппаратов.
    1. +1
      19 ноября 2024 19:44
      все ваши прожекты не будут дешевле самолетов т.к. производственных мощнастей под данные изделия нет, специалистов нет, инфраструктуры для постоянной эксплуатации тоже нет, собственно нихрена нет ....
      1. 0
        19 ноября 2024 21:59
        Пройдёт время это сделает НАТО и КНР, тогда и вы заявите, что нам тоже нужно делать. Чтобы доказать что-то в технике вам надо взять ручку и посчитать, получив цифры сравнить. Без анализа и цифр ваше заявление ни о чём. На Западе дирижабли давно летают.
        1. 0
          20 ноября 2024 08:56
          Надо то всего их штук 30, 30 РЛС с с-350, или с миг-31бм.
          Полотно, каркас, электродвигатели, акб, это все есть. Лучше шар чем диск, силовой каркас проще и легче. Запитывать от стационарной сети, дгу лишь в качестве резервного.
          1. 0
            20 ноября 2024 11:54
            Как сделать ПВО успешным решают 100 лет, как появились самолёты. Реально, быстро сделать и получить положительный результат, в дополнении к существующей системе, есть несколько решений. Наземная, подобная сотовой связи. Устанавливаются опоры ЛЭП (линия электропередач) высотой 50 метров на расстоянии 40 км друг от друга. Наверху ЛЭП стоят антенны. Дёшево и сердито. Всё есть. Всё выпускает промышленность. Аэростат - поднимается антенна на высоту до 4 км, РЛС ставится от чего угодно. Аэростат висит на кабель-тросе, по которому идет питание, управление и съём информации. Такие аэростаты использует Израиль и др. Выше мной написано про стратосферный дирижабль ДРЛОиУ. Это уже высокотехнологичное решение, соответствует самому современному уровню, находится в нише между самолётом и искусственным спутником Земли. Если сравнивать с развитием самолётов, где есть классификация, например 4++, или 5, то стратосферный ДРЛОиУ дирижабль будет 5+ или 6. Японцы давно занимаются исследованиями стратосферы. 53,7 км — рекорд высоты беспилотного газового аэростата метеозонда (20 сентября 2013 г., Япония).
            Что лучше шар или диск, смотря для чего.
            Стратосферный дирижабль может поднять на высоту 35 км 20 тонн аппаратуры и висеть на этой высоте годами. Один раз в год опускаться на обслуживание и заправку водородом и гелием. Это моё мнение, ваше может быть другим.
        2. -1
          20 ноября 2024 12:52
          так и ваши заявления ни о чем laughing
          на чем ваши дирижобли летать будут - гелий или водород? как у нас производственными мощностями?
          где у нас дирижаблестроительные заводы? не мастерская где один аппарат будут пять лет собирать, а мощности для серийного производства?
          что там с двигателями, тоже больной вопрос для РФ
          где спецов брать будете?
          и там еще дохрена подводных камешков
          вы всё это обсчитали? сильно сомневаюсь, голимое прожектерство
          1. 0
            20 ноября 2024 15:49
            Вам не надо сильно волноваться. Либералы, которые у власти не давали, не дают и не дадут развиваться России, так что будьте спокойны. В отношении стратосферного дирижабля, его летные ТТХ посчитали ещё в 1954 году, нового для аэростатов и дирижаблей нет ничего. В 21 веке появились новые материалы, новые источники электроэнергии, новые возможности передачи информации, новая радиоэлектроника и т.д. всё это позволяет сделать аппарат, который будет конкурировать с искусственным спутником Земли. Есть развитые государства, которые плотно занимаются это темой. На РФ свет клином не сошёлся. Израиль использует аэростаты в своей системе ПВО. Начинайте его критиковать. Если вам не нравится, это не значит, что плохо. В интернете опубликована вся история аэростатов и дирижаблей, их будущее, читайте.
            1. 0
              20 ноября 2024 18:15
              вопрос не в том что мне нравится, а что нет, я исхожу из реалий - серийное производство дирижаблей/аэростатов это отдельная отрасль промышленности которой де факто нет и ее надо будет создавать, инфраструктуру придется создавать, людей учить и так далее, а это не год и не два...
              1. 0
                20 ноября 2024 18:54
                Прочитайте выше мои комменты. Стратосферный дирижабль ДРЛОиУ, это высокотехнологичный проект. Технологии соответствуют 5++ или 6. Такое в мире ещё никто не делал, но СМИ пишут, что Япония и КНР ведут работы, например сбитый китайский аэростат над США, это использования струйных течений. Шар не могли сбить целую неделю и только когда он опустился, его сбили, это подтверждает, что сбивать на высотах 25 ++ км не так просто. Японцы улетели вверх на высоту 53,7 км, без технологий на такую высоту не улетишь. В этой статье идёт речь об А-100, который будет праздновать в следующем году 25 лет со дня рождения. Стратосферный дирижабль, это не обязательно ДРЛОиУ, это может быть ретранслятор с диаметром поля на земле в 2000 км. Там наверху им видней, что нужно. Нет в РФ радиоэлектронной промышленности, значит она не нужна, так и по другим направлениям. Спасибо за ответ и интерес.
    2. 0
      24 ноября 2024 17:13
      Вот нормальный умный комментарии по производстве умерших видов судов, раньше использовались как атакующие, а сегодня можно возродить как осведамляюший вариант суда.
      И таких можно сделать таких судов больше сто штук до окончание тестов для авия двигателя пд-30 или 35.

      Хороший вид зашиты и дешевый!
  10. 0
    19 ноября 2024 20:25
    Потому что натовцы их сбивают перед массированными атаками беспилотников воздушных и морских...
  11. +1
    21 ноября 2024 09:04
    Нужны. Даже не вчера, позавчера. Так, нам много чего нужно. Масксети, дроны, аптечки, КДЗ на лысые танки, сами танки, капониры на аэродромах. Если перечислять, клава сломается. И дело не в деньгах. У Силуанова в кубышке, их много, Делягин не даст соврать. Головы нет. Сгнила. То, что тело судорожно дёргается, не показатель.
  12. 0
    24 ноября 2024 17:02
    Это вид китайской самолёта должно называться писюн младенца :)