Вместе с А-100 «Премьер»: почему России нужны тактические самолеты ДРЛОиУ

11

Китайский самолёт ДРЛОиУ управления авиацией KJ-500.

После начала СВО на Украине все проблемы российских армии и флота с воздушно-космической разведкой, целеуказанием и корректировкой ударов, о которых ранее говорили только некоторые военные эксперты, наглядно проявились. Для повышения боеспособности ВС и ВМФ РФ их надо как можно быстрее устранить, но как?

Самолеты «с грибами»


Проблема с наземными РЛС заключается в том, что они видят только цели в пределах прямой видимости. Поэтому ударные беспилотники, крылатые ракеты и пилотируемые летательные аппараты, идущие на малой высоте, имеют шансы остаться ими незамеченными. Именно потому украинские дроны-камикадзе раз за разом оказываются способны пролететь огромные расстояния над российской территорией.



Если вслед за ними по целям в глубине нашей страны из Незалежной теперь полетят французские, британские и немецкие крылатые ракеты, это нанесет значительный ущерб военной и гражданской критической инфраструктуре. Для решения этой проблемы необходимо поднять радар как модно выше: на гору, крышу небоскреба, аэростат или самолет.

Вот о самолетах ДРЛО для ВС РФ, ВКС РФ и ВМФ РФ, которые вместо штучных дорогостоящих «вундерваффе» должны стать более бюджетными и массовыми, и хотелось бы поговорить подробнее. Для начала стоит посмотреть, как к решению данной задачи подошли наши потенциальные противники и партнеры.

Почти все современные самолеты ДРЛОиУ построены на базе гражданских пассажирских лайнеров или военно-транспортных самолетов, что позволяет им дольше находиться в небе, тратя меньше топлива, поднимать мощное радиолокационное оборудование и целую команду специалистов для управления им.

Обратной стороной этих достоинств является их видимость на радарах противника из-за крупных габаритов и мощного источника радиоволнового излучения, что делает их приоритетной целью для истребительной авиации и комплексов ПВО. Поэтому летают они либо в сопровождении собственного эскорта, либо в глубоком тылу.

Чужой опыт


Наиболее ярким представителем данного класса является американский AWACS E-3 Sentry, построенный на базе грузового Boeing 707-320. Это единый самолет ДРЛОиУ блока НАТО, стоящий на вооружении ВВС США, европейского командования НАТО, ВВС Великобритании, Франции и Саудовской Аравии.

Благодаря расположенной наверху РЛС кругового обзора E-3 Sentry способен обнаружить цели над горизонтом на удалении в 650 км, цели типа бомбардировщик – на дальности до 520 км, малоразмерные низколетящие цели – до 400 км, находясь в небе до 6 часов без дозаправки. Его экипаж составляют 4 человека летного состава и 13-19 операторов ДРЛО.

Не менее знаменитым является тактический самолет ДРЛОиУ Grumman E-2 Hawkeye, специально разработанный как палубный для американских авианосцев. Его боевой радиус составляет 320 км, он может патрулировать воздушное пространство в течение 4 часов. Экипаж E-2C состоит из двух пилотов и трех операторов ДРЛО. Помимо ВМС США, эти тактические самолеты ДРЛОиУ состоят на вооружении Франции, Египта, Тайваня и Японии.

Очень хорошо они показали себя также на вооружении ВВС Израиля, не имеющего ни одной АУГ, в ходе второй ливанской войны, когда использовались ЦАХАЛ в сухопутной войне для разведки и корректировки воздушных ударов. Интересно, что израильтяне впоследствии создали собственный воздушный радар IAI Phalcon, аналогичный по функциональности американскому Е-3 Sentry системы AWACS, но не в виде вращающегося сверху «гриба», а с неподвижными АФАР, установленными вдоль фюзеляжа самолета.

Тем же путем пошли и шведы, создав легкий тактический ДРЛО ASC 890 на базе небольшого двухдвигательного турбовинтового самолета Saab 340. Два таких летающих радара обещаны Украине, что должно повысить возможности ее ПВО/ПРО.

Рациональным представляется подход, которым руководствуется Пекин при создании собственного воздушного флота, состоящего из летающих радаров. По образу и подобию советского А-50 в КНР на базе грузового Ил-76ТД разработали собственный самолет ДРЛОиУ KJ-2000. Однако было понятно, что получаются они достаточно дорогими и технически сложными, а значит, много их не будет.

Поэтому параллельно велась работа над созданием более простого и бюджетного тактического самолета ДРЛОиУ. Им стал турбовинтовой KJ-200, построенный на базе среднего военно-транспортного самолета Y-8 (китайская версия Ан-12). Вместо традиционного «гриба» на нем установили неподвижную радарную решетку, напоминающую по форме коромысло, которая позволяет обнаруживать высотные цели на дальности 350-400 км.

Плюсы такого технического решения заключаются в большей простоте и дешевизне тактического самолета ДРЛОиУ. К слову, благодаря более экономичным двигателям KJ-200 способен находиться в воздухе на 2 часа больше, чем KJ-2000 на базе Ил-76ТД. Минусы также очевидны: в носовой и хвостовой частях самолета имеются непросматриваемые зоны, что требует летать «змейкой».

Дальнейшим развитием KJ-200 стал тактический самолет ДРЛОиУ KJ-500, построенный на базе транспортника Y-9, представляющего собой удлиненную версию Y-8 с новыми двигателями и авионикой. В отличие от предшественника с неподвижным радаром в виде коромысла, новый китайский самолет имеет круглую неподвижную антенну РЛС на надфюзеляжном пилоне. Считается, что по своим возможностями китайский радар близок к РЛС американского палубного Grumman E-2D Hawkeye.

Главной особенностью ВВС и ВМС НОАК на сегодняшний день является большое количество тактических самолетов ДРЛОиУ, что компенсирует их меньшую производительность по сравнению со стратегическими KJ-2000.

Наше всё?


Если сравнивать с «западными партнерами» и «восточными», то у нас в этой компоненте не все так хорошо, как хотелось бы. В наследство от СССР России досталось несколько готовых самолетов ДРЛО А-50, построенных на базе военно-транспортного Ил-76. Из-за серьезного устаревания их радиоэлектронного оборудования в 2003 году начался процесс модернизации отечественных АВАКСов до уровня А-50У.

В связке с ЗРК большого радиуса действия С-400 на них возлагались большие надежды в ходе проведения СВО на Украине по «приземлению» вражеской авиации. К сожалению, на войне такой интенсивности без потерь не обойтись, а новых А-50У в нашей стране не производят.

На смену им уже давно разрабатывается более совершенный самолет ДРЛОиУ А-100 «Премьер», чьи тактико-технические характеристики будут значительно превосходить предшественника. Вот только большая техническая сложность и потребность в импортозамещении части оборудования существенно сдвинули вправо сроки сдачи самолета. Хуже того, высокая стоимость оного не позволяет надеяться на большую серию «Премьеров».

Решением данной проблемы дефицита самолетов ДРЛОиУ стратегического класса могло бы стать начало производства более массового и дешевого тактического, как это делают американцы, шведы или китайцы. Однако тактический самолет ДРЛОиУ, способный быть и палубным, и наземным, а именно советский Як-44, существует только в виде пыльной папки в каком-то архиве и к нему нет двигателей.

Можно ли его возродить в модернизированном виде сегодня, и если нет, то какие возможны иные альтернативы? Об этом мы подробнее поговорим далее.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Сегодня, 13:08
    А деньги где ?Зин ? (с)
    1. +1
      Сегодня, 15:06
      На виллы и яхты деньги находятся, и на это большое дело они тоже должны найтись.
  2. +4
    Сегодня, 13:08
    Начало НИОКР ДРЛОиУ А-100 - 2000 год, сейчас ноябрь 2024 г. Самолёта нет. Причин для оправдания куча. То что за рубежом, это чужое. Господа, вы, сначала определите возможности современной РФ сделать ДРЛОиУ. Сколько понадобиться времени. Из чего вы его будете делать. Радиоэлектронной промышленности в РФ нет, от слова совсем.
    1. -2
      Сегодня, 14:19
      Ну а из чего те же контейнеры или подсолнухи изготавливают?
  3. +4
    Сегодня, 13:12
    Идут боевые действия и промедление смерти подобно. Покупаем у КНДР оружие, почему не купить у КНР самолёты ДЛРО и прочие необходимые средства, чтоб закрыть прорехи в вооружении, создавшиеся во времена "биатлонов" и бравурных докладов... Сами на сегодня не способны оперативно создать, ибо не создали А-100 за мирные десятилетия.
    1. 0
      Сегодня, 15:32
      Ещё в 2014 г. один известный товарищ предлагал заказать сделать в КНР 2 турбовинтовых самолёта ДЛРО, для проведения испытаний, но призыв вверху не поняли. Свои есть А-50 и ДРЛО Ил-18, а на выходе А-100.
  4. +3
    Сегодня, 13:29
    Як 44 был не в чертежах в пыльной папке,а был построен полноразмерный макет и движки для него есть-Д 27, стоящие на Ан 70 , причем по планам советского автопрома сначала д 27 должны были стать на крыло Яка,потом на Ан.Запорожье с моторсичью пока под оккупацией украми,но все возможно и может як 44 возродится,а пока нужно брать у КНР ,правда продадут-вот вопрос.
  5. +3
    Сегодня, 14:37
    Чисто теоретически если есть необходимость получения относительно дешевых летающих радаров, для просмотра и контроля хотя бы на 100-150 км вглубь, чтобы своевременно засекать всякие РСЗО, арту и скопления техники ну и всё летающее само-собой. То почему бы не взять готовые РЛС которые выпускаются серийно и имеют дальность +-400км? и впихнуть их по одной-две на борт какого-нибудь Ту-154 или ССЖ-100? Я имею ввиду радары для Су-35С и Су-57.
  6. +2
    Сегодня, 15:04
    Вместе с А-100 «Премьер»: почему России нужны тактические самолеты ДРЛОиУ

    - Сергей Маржецкий вопрос постален не правильно, вопрос не в том почему они нужны, а в том когда будут, этот вопрос обсасывается уже много лет и до сих пор проблема не решена! - когда у России будут самолёты ДРЛО?!!!
  7. 0
    Сегодня, 16:12
    Если локаторы от ЗРК С-400 поднимать привязными аэростатами километров на 5-6, то этот вариант вполне рабочий. Кабину управления для маскировки можно ставить не рядом с лебёдкой под аэростатом, а в сторонке где-нибудь в лесочке.
  8. 0
    Сегодня, 16:24
    Нужно потрясти тех, кто ворует уже не миллиарды, а триллионы. yes может быть тогда найдутся деньги yes на самолёты ДРЛОиУ.