Россия создает независимое авиастроение, опережая в этом деле Китай
Первые полеты полностью импортозамещенных самолетов МС-21 и SSJ-100 с отечественными двигателями запланированы на следующий год. Это событие станет знаковым шагом, демонстрирующим способность России не только проектировать и строить современные лайнеры, но и делать их полностью из собственных компонентов, исключая зависимость от западных поставщиков.
Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов на днях рассказал, что для МС-21 уже готов и сертифицирован двигатель ПД-14 и сертификационные полеты с этим двигателем начнутся уже совсем скоро.
К марту-апрелю 2025 года мы ожидаем первые вылеты МС-21 в полностью импортозамещенной конфигурации
– заявил он в интервью телеканалу «Россия 24».
Изначально поставки МС-21 авиакомпаниям должны были стартовать еще в 2022 году, однако санкции Запада внесли свои коррективы. Задержки в первую очередь связаны с необходимостью полного импортозамещения всех узлов и агрегатов, включая композитные материалы, что потребовало дополнительных испытаний и сертификации. После успешного завершения этих процедур самолеты будут переданы заказчикам.
Испытания отечественных компонентов продолжаются
Каждая новая система, установленная на самолете, проходит тщательные тесты, в том числе и тысячи часов в воздухе. Финальный этап сертификации полностью отечественного МС-21 планируется завершить в 2025 году, после чего первые 10 произведенных самолетов поступят в эксплуатацию.
Параллельно готовятся к полетам и ближнемагистральные SSJ-100, оснащенные двигателями ПД-8. Если для МС-21 отечественный двигатель проектировался с самого начала, то для «Суперджета» это новая задача, сопряженная с большими объемами импортозамещения. Тем не менее ключевые технические проблемы уже решены, и скоро начнутся испытания ПД-8 на летающей лаборатории. В следующем году двигатель планируется тестировать уже на самом самолете.
Долгосрочные планы: широкофюзеляжные самолеты
В рамках стратегического развития российской авиации ведутся работы над созданием двигателя большой тяги ПД-35, предназначенного для широкофюзеляжных лайнеров. Ожидается, что этот проект будет полностью реализован в следующем десятилетии. Основные сложности связаны с разработкой новых материалов и технологий.
Работы в этом направлении уже активно ведутся, а финансирование частично заложено в бюджет. При этом потребность в таких самолетах относительно невелика: на 100 широкофюзеляжных машин приходится около 500 узкофюзеляжных, то есть примерно 1 к 5.
Производственные возможности и перспектива рынка
На сегодняшний день в России произведено 10 серийных самолетов МС-21, однако их передача авиакомпаниям откладывается до завершения сертификации. Заводы способны выпускать до 36 самолетов в год, но для выхода на этот объем потребуется не менее трех-четырех лет. При увеличении спроса производственные мощности в Иркутске могут быть расширены до 80 самолетов ежегодно.
Ситуация с «Суперджетом» выглядит несколько сложнее, так как лайнер изначально состоял почти полностью из импортных комплектующих. МС-21, напротив, с самого начала включал до 50% отечественных компонентов, что ускорило процесс импортозамещения.
Конкуренция и независимость
Создание собственной линейки самолетов разных классов – это не только вопрос престижа, но и жизненно важная задача для России. В мире доминируют американский Boeing и европейский Airbus, а китайские разработки типа Comac C919 хотя и выглядят конкурентоспособно, во многом все еще зависят от импорта западных технологий. В случае введения санкций против Китая их авиапром окажется парализованным ввиду отсутствия отечественных авиационных двигателей.
РФ, имея свою технологическую базу, стремится не только преодолеть санкционное давление, но и обеспечить долгосрочную независимость. МС-21 и SSJ-100 – это шаги к созданию устойчивой и полностью автономной авиационной отрасли.
Информация