Как можно увеличить количество самолетов РЭБ в российской авиации

33

Задача по завоеванию господства в воздухе, помимо прямого уничтожения вражеских ЗРК, включает в себя еще и их нейтрализацию методами радиоэлектронной борьбы. Повысить эффективность и безопасность действий ВКС РФ в небе над Украиной могут специализированные самолеты РЭБ в достаточном количестве. Как же у нас обстоят дела в этой компоненте?

Как там у них?


Как уже отмечалось ранее, в ходе операции «Буря в пустыне», являющейся эталонной как пример достижения западной коалицией господства в небе над Ираком, помимо разведывательных самолетов АВАКС, истребительной и бомбардировочной авиации, интервенты активно использовали самолеты РЭБ, которые глушили связь сухопутной армии противника и затрудняли работу РЛС его системы ПВО/ПРО.



К данной компоненте своих вооружений американцы, проанализировав опыт войны по Вьетнаме, отнеслись крайне серьезно. Так, основной рабочей лошадкой ВВС США считался самолет РЭБ EC-130H Compass Call, построенный на базе грузового Lockheed C-130 Hercules в количестве 14 штук.

В задачи EC-130H входит подавление коммуникационных сетей противника, включая радиостанции, мобильные сети и другие системы передачи данных, создание помех радарным установкам, затрудняя противнику обнаружение целей, радиоэлектронная защита собственных сил от аналогичных атак со стороны врага, а также его дезинформация через захваченные каналы связи с целью введения в заблуждение относительно местоположения своих сил или намерений.

Эти самолеты активно использовались в ходе агрессии США в Югославии, Ираке, Афганистане и в других странах, оставаясь вне зоны действия ПВО. Есть лишь одна проблема – их возраст, который потребовал плановой замены самолета – носителя РЭБ-оборудования.

В качестве такового в 2017 году был избран двухмоторный реактивный бизнес-джет Gulfstream G550. Данный самолет получил название L3Harris EA-37B Compass Call (ранее EC-37B), и от гражданской версии он визуально отличается большими антенными решетками, конформно установленными по обеим сторонам фюзеляжа. Всего для нужд ВВС США запланировано поставить 10 самолетов РЭБ данного класса. На данный момент их собрано уже 5 штук.

Помимо «стратегических», американская авиация для подавления ПВО противника активно использует тактические самолеты РЭБ, к которым можно отнести, например, F-16C/D «Wild Weasel». Таковым самый массовый послевоенный истребитель в мире становится после установки на нем подвесных контейнеров РЭБ AN/ALQ-119, AN/ALQ-131, AN/ALQ-184 и AN/ALQ-213(V)9.

Палубная авиация ВМС США эксплуатирует самолет РЭБ Boeing EA-18G Growler, построенный на базе Boeing F/A-18F Super Hornet. Без них невозможно представить себе атаку авиакрыла американской АУГ. Равно как и невозможно ее эффективно отразить условной российский авианосной ударной группе, если она в своем составе не имеет палубного самолета ДРЛОиУ и РЭБ.

А что у нас?


У нас со специализированными самолетами РЭБ пока все довольно грустно. Да, есть самолет – постановщик помех Ил-22ПП «Порубщик», который должен глушить комплексы ПВО, узлы связи, самолеты-разведчики, воздушные командные пункты и самолеты тактической авиации противника. Однако в наличии их всего 3 штуки. Три, Карл!

При этом построены они на базе устаревших Ил-22 «Бизон». Путем модернизации их ресурс продлили, но едва ли он превысит 10-15 лет, это в лучшем случае! В качестве замены на роль носителя оборудования РЭБ претендуют гражданский среднемагистральный лайнер Ту-214, военно-транспортный Ил-76 и перспективный военно-транспортный Ил-276. Но последний пока существует только в виде проекта. Ил-76 вроде бы собираются, но медленно, и в самолетах этого класса большая потребность у военно-транспортной авиации.

Остается Ту-214, который еще в 2015 году всерьез рассматривали в качестве платформы для «стратегического» самолета РЭБ. Этот советский лайнер сегодня переживает свою вторую молодость, но способен ли КАЗ реально производить столько гражданских самолетов, что хватило бы для всех желающих? Перестановки в руководстве российских КБ свидетельствуют о наличии некоторых проблем с этим. А что, если под самолет РЭБ оборудовать ближнемагистральный «Суперджет»?

Что касается тактических самолетов РЭБ, способных действовать в одном строю с ударной авиацией ВКС РФ или МА ВМФ РФ, то тут все тоже непросто. В постановщиков помех российские истребители-бомбардировщики Су-34 превращаются после установки на подвесе контейнеров РЭБ «Хибины» или САП-14 «Тарантул». Первые предназначены для индивидуальной защиты и, увы, не способны заглушить американский эсминец. Вторые разработаны для обеспечения групповой защиты. Специализированного самолета РЭБ палубной авиации ВМФ РФ у нас нет.

Еще можно вспомнить вертолеты РЭБ армейской авиации Ми-8МТПР-1, которые являются носителями станций активных помех «Рычаг-АВ» и «Рычаг-БВ». На сайте Ростеха возможности «Рычага» описываются следующим образом:

База станций «Рычаг-АВ» – многолучевые антенные решетки. При формировании сигналов в станции используется технология DRFM (Digital Radio Frequency Memory – цифровая обработка и запись радиосигнала), которая гарантирует устойчивый прием сигналов радиолокационных средств и их радиоподавление по всей зоне действия.

Новейший вертолетный комплекс Ми-8МТПР-1 предназначен для проведения разведки и подавления радиоэлектронных систем управления войсками и оружия различного назначения воздушного и наземного базирования противника (ПВО, артиллерия, зенитно-ракетные и зенитно-артиллерийские комплексы, истребители).

Как утверждает производитель, станция может быть установлена не только на вертолетах и самолетах, но и на стационарных наземных или подвижных объектах, в том числе кораблях.

И все бы хорошо, но Ми-8МТПР-1 является довольно «редким зверем» в армейской авиации ВС РФ. По некоторым данным, один такой вертолет мог быть уничтожен в ходе воздушной засады ВСУ в небе над Брянской областью. Еще один украинские спецслужбы недавно пытались угнать, к счастью, безуспешно.

Вероятно, имеет смысл увеличить объемы производства этих комплексов РЭБ как в вертолетной, так и в авиационной версиях.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    29 ноября 2024 13:45
    Автор с каких это пор F16 стал самым массовым послевоенным истребителем???посмотрите для начала сколько было выпущено МиГ 21, а потом пишите.а по поводу самолётов РЭБ может действительно взять супер Джет и сделать из него эрзац самолёт рэб-как пассажирский он явно не зашёл,беда в том что радио производства толком нет или почти нет и большая проблема с комплектацией , придется идти на поклон к товарищам из КНР.
    1. 0
      29 ноября 2024 21:18
      Цитата: Алекс Самолётов
      Автор с каких это пор F16 стал самым массовым послевоенным истребителем???посмотрите для начала сколько было выпущено МиГ 21

      Ну, автору надо было лишь добавить "действующий" Миг-21 уже давно неактуален.
  2. +2
    29 ноября 2024 14:57
    Как раз сегодня на ВО статья о нескольких инцидентах с поломками на Суперджетах в последнее время и об "сложностях" в самолетоделании: «Аэробусы» крепко сели, «Суперджеты» не взлетели.

    так что крупных самолетов пока нема.

    Если есть готовые установки РЭБ , их только на военные СУ и МИ.
    Но если за 3 года не поставили , может их и нет в наличии?
  3. Комментарий был удален.
  4. 0
    29 ноября 2024 19:35
    Подавление электромагнитных волн противника и работа РЭБ определяет нахождение в досягаемости противником, что чревато поражением носителя. Значит переходить на большие БПЛА, действующие в автономном режиме, ибо и управление может быть заблокировано. Вывод: Если создавать самолёты РЭБ, так нужно сразу работать на будущее, с использованием больших БПЛА и нового поколния оборудования.. (которых тоже пока нет)_
  5. +1
    29 ноября 2024 21:31
    Как можно увеличить количество самолетов РЭБ в российской авиации

    Реально... никак в ближайшие лет 5 так точно не получить ничего вменяемого. Так как бессменный главком во главе своего правительства и МО сгнобили ГА, и борта вот прямо теперь искать только по свалкам или экспроприировать. И надеятся что не будет очередных переносов вправо выпуска SJ-100, МС-21 и Ту-214. Хотя там за них такая драка будет.... Ну и аналогов Ворчуна тоже не сделать быстро , потому что аналовнетное МОРФ упорно и с оттягом клало/ложило/забивало на распространенную и очень удачную практику быстрой модернизации самолетов или их переспециализации в лице подвесных контейнеров. Ну прямо один в один JDAM и УМПК. И быстро как с УМПК решить проблему тоже не получится и сложная техника и не умеют у нас работать быстро почему-то.
  6. +1
    30 ноября 2024 00:29
    При желании количество производимых в РФ самолетов можно увеличить...Навести порядок на ВАСО,заменив не эффективное руководство вплоть до национализации завода,реанимировать авиазавод в Самаре....Нужна на это прежде всего политическая воля Москвы ну и конечно средства...В крайнем случае что то,как временное решение вопроса,можно купить в Китае...А в качестве машины на которую можно сделать ставку Ту-214 вполне подойдет...критикуют его только за экипаж из трех человек..зато у Тушки нет косяков в конструкции,в виде например слишком низко расположенных моторов на Джете,которые превращают их в пылесос,что негативно влияет на их ресурс и безопасность полетов в целом
    1. 0
      30 ноября 2024 14:27
      заменив не эффективное руководство вплоть до национализации завода,реанимировать авиазавод в Самаре....

      Боюсь, не получится, Александр. это ВЫ считаете руководство "не эффективным", а "эффективные манагеры" оказались настолько эффективными, что завод "скорее мертв, чем жив"...
      Это мое частное мнение, как местного... Это же не ткацкая фабрика, однако...
  7. -1
    30 ноября 2024 11:48
    Есть готовая платформа - SSJ-100. Для европейского ТВД самое то. Чего огород городить.
  8. 0
    30 ноября 2024 12:42
    Как можно увеличить количество самолетов РЭБ в российской авиации

    Да никак, Сергей (автор), да никак. Вы знаете, где я служил. Так вот, еще тогда, в 78-79, зимой, мы передислоцировали свое оборудование с открытой "всем ветрам" позиции в капониры - ж/бетонные ангары, с насыпным земляным слоем сверху... Елочек потом сверху по весне насажали... Как чуяли, что придет такое время...
    В основном - комкор Акчурин, ген-майор, на МО как тогда, так и сейчас, надежды было мало (это утверждение - по отзывам офицеров, с кем я служил).
    Но... маятник качнулся в другу сторону с приходом А.Р. Белоусова. Ничего не буду цитировать - прочтите сами :
    https://politcentr.ru/52682-sputnikam-nato-prikryli-glaza-na-russkih-aviabazah-fiksiruetsja-rabota-po-porucheniju-belousova.html
    Ссылка, как обычно, "чистая", проверенная.
    Да, небольшая цитата из нее -

    ... Шлепченко подчеркнул, что необходимость укрытий для самолётов была очевидна для всех разумных людей, за исключением тех, кто, получая небольшие деньги, оправдывал неэффективные действия руководства. По его словам, как средства массовой информации, так и независимые эксперты неоднократно поднимали этот вопрос. Он указал на то, что опыт СССР и практика других стран подтверждают важность таких укрытий. Однако из-за некомпетентности бывшего министра обороны и его команды ничего не было сделано в этом направлении до недавнего времени.

    Вот и "ларчик", который открывался очень просто...
  9. 0
    30 ноября 2024 14:39
    В дополнение к моему комментарию :
    Но есть ещё один нюанс. Перла рассмотрел новую сторону назначения Белоусова, на которую мало кто обратил внимание. Эксперт объяснил, что назначением Белоусова президент "гасит в зародыше" рассуждения о коррупции в министерстве. Кроме того, управление армией и организационная деятельность окончательно разделяются. Военные действия остаются за главой Генштаба Валерием Герасимовым.

    Несмотря на то, что Белоусов - экономист, многие эксперты приветствовали то, что он станет министром обороны. Ведь экономика для армии крайне важна.

    Это грандиозное решение меняет принципиально всё,- сказал философ, общественный и политический деятель Александр Дугин.

    Дополнительно к этому, многие ждут, когда в Москву вернётся генерал Сергей Сурoвикин. Политолог Сергей Марков высказался вполне конкретно, комментируя эту инсайдерскую информацию: "Все ждут возвращения Сурoвикина из Африки на украинский фронт. Многие считают Сурoвикина лучшим генералом. А его уход в Африку ошибкой на основе личных обид замов министра. А теперь Сурoвикин будет бить Сырского и все ВСУ

    Все оттуда же, с этого сайта. А они, так думаю, черпают информацию с ресурса "Царьград".
  10. Комментарий был удален.
  11. 0
    1 декабря 2024 08:57
    Вероятно, имеет смысл увеличить объемы производства этих комплексов РЭБ как в вертолетной, так и в авиационной версиях.

    - если имеется нехватка в количестве бортов ДРЛО, так значит надо таки начать их строить, и если казанский авиазавод не успевает обеспечивать запросы - значит надо построить ещё завод, слишком долго у нас обсуждается этот вопрос и ничего не делается.
    1. 0
      1 декабря 2024 09:27
      ну да-все так просто-надо просто построить завод. а так же вырастить выучить рабочих, конструкторов инженеров) иметь производственные мощности- станки и прочее прочее прочее...))
      надо просто построить завод)).откуда вы такие беретесь то. А простите зачем тогда рушили построенные?)) ааа...нафига нам мы же все купим)
      ну как..напокупались?))) свое то стойки, то колеса отрывается..а чужое все больше в "цалафане" стоит в отстойниках выработав свое.
      1. +1
        1 декабря 2024 09:39
        Построенные заводы рушил не я, и беремся мы оттуда же - из разваленного СССР, зря вы на меня так, а разговоры о постройке самолётов РЭБ идут давно ещё с советских времён, с тех самых пор, когда для ВМФ СССР начинали строить "тяжёлые авианесущий крейсеры", как у нас тогда стыдливо называли авианосцы, так вот - самолёты ДРЛО были нужны ещё тогда, и до сих пор дальше разговоров никто ни на что не сподобился, а строить заводы и обучать рабочих надо всегда, по той же глупости развалили и похерили и электронную промышленность, но часовню 12 века развалил не я!
        1. 0
          1 декабря 2024 09:43
          а кроме разговоров у нас больше ничего и не происходт) какие самолеты рэб? тут с гражданской авиацией полный провал))) все доклады и планы сдвинуты вправо-потому что нет ни единого борта кроме разговоров. а тут борта рэб) кроме как по 1-2 за несколько лет на базе 76го..нефиг и ожидать)) а учитывая сколько из за последние годы..."упало"...то вообще печально.
          Какой понт от построенного завода если работать на нем будет НЕКОМУ? да и сам завод..это по сути сборочное производство... из чего собирать те самолеты? а двигатели и авианику и прочее...поставщикам тоже надо строить новые заводы?
          1. 0
            1 декабря 2024 10:25
            Ну почему же некому? - у нас есть подрастающее поколение, которое нужно правильно сориентировать, грамотных мигрантов тоже можно трудоустроить - в Германии на заводах мигранты тоже работают, Ульяновской авиазавод тоже загружен на всю катушку, а чтобы поставлять комплектующие можно подвязать частников, да и само строительство самолётов это не отверточная сборка как в автопроме - это полноценное производство - самолёты вообще товар штучный, а спрос на них будет только увеличиваться - вот и весь расклад.
            1. 0
              1 декабря 2024 10:28
              про подрастающее уже можете забыть. оно ему и нафиг ЭТО не надо. у тех цености .тикток да показуха с мерянием линейкой. Учить и воспитывать надо с яслей, и то уже паровоз ушел и с этими. Это не тупо в школе на линейке согнанным постоять. Когда люди прекрасно видят что творится вокруг и как все это не более чем показуха-при том что у кого то все без изменений.

              В том то и дело что да-все мощности загружены но и те можности они чьи? зао пао ооо?)))) ) где возможно) увеличить одномоментно невозможно. люди тоже не могут как роботы.
              Самолеты товар штучный да спрос есть-особено от МО-но сильно то наши и не стремятся..авось опять флюгер подует не туда- зачем торопиться, вдруг отменят. Никто ни во что вкладываться не собирается) а частники-тем выгода нужны здесь и сейчас при минимальных затратах) никто со стороны никого в эту "цепочку" не впустит")
              Кстати для примера..китайцы на днях сдали авианесущий корабль..авианосец по сути от момента закладки до ходовых прошло чуть больше ТРЕХ месяцев..и это не лоханка надувная..полноценный корабль... это чисто так для примера..когда надо и МОГУТ, а не когда надо и ищут оправдания
              1. 0
                1 декабря 2024 10:36
                про подрастающее уже можете забыть. оно ему и нафиг ЭТО не надо. у тех цености .тикток да показуха с мерянием линейкой. Учить и воспитывать надо с яслей, а не тупо в школе на линейке согнанным постоять

                - нет не забуду, кушать захотят - придут и будут работать, уже приходят и работают, и частники не подведут - им важна долгосрочная занятость, от госзаказов ещё никто не отказывался - сам был частником и в других частных конторах работал, опыт имею, и инвесторов у нас полно - не за бугор деньги надо везти, а здесь подключать чтоб работали - и всё будет.
                1. 0
                  1 декабря 2024 10:38
                  кем ? дворниками , грузчиками? чтобы кем то работать надо иметь как минимум ЗНАНИЯ..а их брать неоткуда? следом опыт....училища пту ..где они? на производстве обучать? кто будет учить? все это время. месяцы ГОДЫ.
                  навезли чурбанья так те не знают с какой стороны штангенциркуль в руки брать)
                  1. 0
                    1 декабря 2024 10:39
                    На заводах идёт обучение молодых рабочих - всё идёт по плану.
                    1. 0
                      1 декабря 2024 10:40
                      это вы из отчетов услышали или прочитали?)
                      а там еще было про очередь желающих стоящих за забором..нет?
                      1. 0
                        1 декабря 2024 10:44
                        это вы из отчетов услышали или прочитали?)
                        а там еще было про очередь желающих стоящих за забором..нет?

                        - это я не услышал и не прочитал, а увидел на заводе на котором работаю, и знаю что на других заводах делается.
                      2. 0
                        1 декабря 2024 10:46
                        ) это видимо от безысходности) потому что надо ЗДЕСЬ и сейчас а не потом, потом может быть уже и не нужно. а если опять договорнячки то производство опять свернут ибо ЭТО будет не нужно уже..и НИКОМУ..а все эти " у станка" обученные..пойдут...на биржу снова.
                        Все это затыкание течи в борту старого корабля..а не постройка нового корабля со стапеля
                      3. 0
                        1 декабря 2024 10:50
                        Не говорите ерунды - заводы сейчас, слава богу, закрывать никто не собирается, а молодые рабочие, получив опыт и знания, умение пользоваться инструментом не пропадут и всегда буду востребованы.
                      4. 0
                        1 декабря 2024 10:51
                        да да)) особено успешно происходит процесс "национализации") таких вот заводов..и производств.. все типо "национализируется", а потом тут же передается или сдается...в частные нужные руки) где все успешно осваивается и растворяется)
                        вам список успешно национализированого привести или не надо? там полно обороннызх предприятийц..занимавшихся ремонтом техники, производством..ВВ..и прочее....работали..производили....) оказались не нужны .
                      5. 0
                        1 декабря 2024 10:53
                        Вы так переживаете за чужие деньги? - вот откуда растет ваша забота и беспокойство - не считайте чужие деньги.
                      6. 0
                        1 декабря 2024 10:55
                        )) чужие это какие? я речь веду о бюджетных деньгах страны., а не о частных карманах. да, я переживаю за то как государство теряет активы и наследие. И как подменяются понятия. и как никакое государство и не собирается быть им, а все стремится стать частью чего то под кем то за счет кого то
                      7. 0
                        1 декабря 2024 10:59
                        Это вы сейчас про какое государство говорите? - про украину? - у этого государства нет активов - украина просрала всё что могла, и даже то что не могла - она существует на подачки запада, что не делает украинскому государству чести.
                      8. 0
                        1 декабря 2024 10:59
                        юноша у вас смотрю что в голове то и на языке. какая украина??? а так смотрю у таких как вы очень удобно- виноваты хохлы американцы и вобще европе скоро кабздец) удобно..чтобы тут под носом..творить безобразие) под видом "национализации" со сменой просто бефенициара,
                      9. 0
                        1 декабря 2024 11:03
                        Спасибо вам - вы мне польстили, на моем 7-мом десятке лет назвали меня юношей, но для утверждения всего выше сказанного вашего образования и развития не достаточно - работайте над собой.
                      10. 0
                        1 декабря 2024 11:05
                        и как вам там..на заводе на 7м десятке..не утомляет?)) на заслуженную пенсию все никак не получается...или это не то государство и оно как кто не так заботится о своих гражданах что оно песок вынуждено сыпать у станка последний? или тоже..хохлы виноваты?)))
                        или так получилось) причем почему так так везде получается
                      11. 0
                        1 декабря 2024 11:06
                        и как вам там..на заводе на 7м десятке..не утомляет?)) на заслуженную пенсию все никак не получается...или это не то госуодарство и оно ка кто не так заботится о своих гражданах что оно песок вынуждено сыпать у ст анка последний? или тожде..хохлы виноваты?)))

                        - а это уже не ваше дело - работайте над собой.
                      12. Комментарий был удален.
                      13. Комментарий был удален.
                      14. Комментарий был удален.
                      15. Комментарий был удален.
                      16. Комментарий был удален.
                      17. Комментарий был удален.
                      18. Комментарий был удален.
                      19. Комментарий был удален.
                      20. Комментарий был удален.
  12. -1
    1 декабря 2024 09:22
    я так смотрю-проблема только в бортах а с самой техникой и станциями рэб для них типо нет))) стоят ждут....и почему же у нас все так)) мало вам проблем с этими обмылками супержджетовыми-давайте еще и аппаратуру рэб которой нет будем на них гробить)) а самой джет дорабатывать нет не надо? он сразу рассчитан на это?))) мелочь..кресла выкидываем..аппаратуру закидываем))))))))))) что у вас в голове..давайте тогда на кукурузники лепить..их то еще вроде много...)) миг21е типо еще где то не до конца распиленые по базам может быть стоят))) чего мелочиться то))) что нам стоит дом построить-НАРИСУЕМ-будем жить.
  13. 0
    1 декабря 2024 19:11
    Ни ССЖ, ни тем более Ми8 для этих целей не подходят вообще. Нужна машина с продолжительностью полета часов 7-8 минимум. Т.е. в одну сторону час-полтора, работа в зоне 4-5 часов и назад час-полтора. И С130, и тем более Гольфстрим могут лететь без дозаправки 10 часов. А Гольфстрим - и все 15