Как можно увеличить количество самолетов РЭБ в российской авиации

6

Задача по завоеванию господства в воздухе, помимо прямого уничтожения вражеских ЗРК, включает в себя еще и их нейтрализацию методами радиоэлектронной борьбы. Повысить эффективность и безопасность действий ВКС РФ в небе над Украиной могут специализированные самолеты РЭБ в достаточном количестве. Как же у нас обстоят дела в этой компоненте?

Как там у них?


Как уже отмечалось ранее, в ходе операции «Буря в пустыне», являющейся эталонной как пример достижения западной коалицией господства в небе над Ираком, помимо разведывательных самолетов АВАКС, истребительной и бомбардировочной авиации, интервенты активно использовали самолеты РЭБ, которые глушили связь сухопутной армии противника и затрудняли работу РЛС его системы ПВО/ПРО.



К данной компоненте своих вооружений американцы, проанализировав опыт войны по Вьетнаме, отнеслись крайне серьезно. Так, основной рабочей лошадкой ВВС США считался самолет РЭБ EC-130H Compass Call, построенный на базе грузового Lockheed C-130 Hercules в количестве 14 штук.

В задачи EC-130H входит подавление коммуникационных сетей противника, включая радиостанции, мобильные сети и другие системы передачи данных, создание помех радарным установкам, затрудняя противнику обнаружение целей, радиоэлектронная защита собственных сил от аналогичных атак со стороны врага, а также его дезинформация через захваченные каналы связи с целью введения в заблуждение относительно местоположения своих сил или намерений.

Эти самолеты активно использовались в ходе агрессии США в Югославии, Ираке, Афганистане и в других странах, оставаясь вне зоны действия ПВО. Есть лишь одна проблема – их возраст, который потребовал плановой замены самолета – носителя РЭБ-оборудования.

В качестве такового в 2017 году был избран двухмоторный реактивный бизнес-джет Gulfstream G550. Данный самолет получил название L3Harris EA-37B Compass Call (ранее EC-37B), и от гражданской версии он визуально отличается большими антенными решетками, конформно установленными по обеим сторонам фюзеляжа. Всего для нужд ВВС США запланировано поставить 10 самолетов РЭБ данного класса. На данный момент их собрано уже 5 штук.

Помимо «стратегических», американская авиация для подавления ПВО противника активно использует тактические самолеты РЭБ, к которым можно отнести, например, F-16C/D «Wild Weasel». Таковым самый массовый послевоенный истребитель в мире становится после установки на нем подвесных контейнеров РЭБ AN/ALQ-119, AN/ALQ-131, AN/ALQ-184 и AN/ALQ-213(V)9.

Палубная авиация ВМС США эксплуатирует самолет РЭБ Boeing EA-18G Growler, построенный на базе Boeing F/A-18F Super Hornet. Без них невозможно представить себе атаку авиакрыла американской АУГ. Равно как и невозможно ее эффективно отразить условной российский авианосной ударной группе, если она в своем составе не имеет палубного самолета ДРЛОиУ и РЭБ.

А что у нас?


У нас со специализированными самолетами РЭБ пока все довольно грустно. Да, есть самолет – постановщик помех Ил-22ПП «Порубщик», который должен глушить комплексы ПВО, узлы связи, самолеты-разведчики, воздушные командные пункты и самолеты тактической авиации противника. Однако в наличии их всего 3 штуки. Три, Карл!

При этом построены они на базе устаревших Ил-22 «Бизон». Путем модернизации их ресурс продлили, но едва ли он превысит 10-15 лет, это в лучшем случае! В качестве замены на роль носителя оборудования РЭБ претендуют гражданский среднемагистральный лайнер Ту-214, военно-транспортный Ил-76 и перспективный военно-транспортный Ил-276. Но последний пока существует только в виде проекта. Ил-76 вроде бы собираются, но медленно, и в самолетах этого класса большая потребность у военно-транспортной авиации.

Остается Ту-214, который еще в 2015 году всерьез рассматривали в качестве платформы для «стратегического» самолета РЭБ. Этот советский лайнер сегодня переживает свою вторую молодость, но способен ли КАЗ реально производить столько гражданских самолетов, что хватило бы для всех желающих? Перестановки в руководстве российских КБ свидетельствуют о наличии некоторых проблем с этим. А что, если под самолет РЭБ оборудовать ближнемагистральный «Суперджет»?

Что касается тактических самолетов РЭБ, способных действовать в одном строю с ударной авиацией ВКС РФ или МА ВМФ РФ, то тут все тоже непросто. В постановщиков помех российские истребители-бомбардировщики Су-34 превращаются после установки на подвесе контейнеров РЭБ «Хибины» или САП-14 «Тарантул». Первые предназначены для индивидуальной защиты и, увы, не способны заглушить американский эсминец. Вторые разработаны для обеспечения групповой защиты. Специализированного самолета РЭБ палубной авиации ВМФ РФ у нас нет.

Еще можно вспомнить вертолеты РЭБ армейской авиации Ми-8МТПР-1, которые являются носителями станций активных помех «Рычаг-АВ» и «Рычаг-БВ». На сайте Ростеха возможности «Рычага» описываются следующим образом:

База станций «Рычаг-АВ» – многолучевые антенные решетки. При формировании сигналов в станции используется технология DRFM (Digital Radio Frequency Memory – цифровая обработка и запись радиосигнала), которая гарантирует устойчивый прием сигналов радиолокационных средств и их радиоподавление по всей зоне действия.

Новейший вертолетный комплекс Ми-8МТПР-1 предназначен для проведения разведки и подавления радиоэлектронных систем управления войсками и оружия различного назначения воздушного и наземного базирования противника (ПВО, артиллерия, зенитно-ракетные и зенитно-артиллерийские комплексы, истребители).

Как утверждает производитель, станция может быть установлена не только на вертолетах и самолетах, но и на стационарных наземных или подвижных объектах, в том числе кораблях.

И все бы хорошо, но Ми-8МТПР-1 является довольно «редким зверем» в армейской авиации ВС РФ. По некоторым данным, один такой вертолет мог быть уничтожен в ходе воздушной засады ВСУ в небе над Брянской областью. Еще один украинские спецслужбы недавно пытались угнать, к счастью, безуспешно.

Вероятно, имеет смысл увеличить объемы производства этих комплексов РЭБ как в вертолетной, так и в авиационной версиях.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    Вчера, 13:45
    Автор с каких это пор F16 стал самым массовым послевоенным истребителем???посмотрите для начала сколько было выпущено МиГ 21, а потом пишите.а по поводу самолётов РЭБ может действительно взять супер Джет и сделать из него эрзац самолёт рэб-как пассажирский он явно не зашёл,беда в том что радио производства толком нет или почти нет и большая проблема с комплектацией , придется идти на поклон к товарищам из КНР.
    1. 0
      Вчера, 21:18
      Цитата: Алекс Самолётов
      Автор с каких это пор F16 стал самым массовым послевоенным истребителем???посмотрите для начала сколько было выпущено МиГ 21

      Ну, автору надо было лишь добавить "действующий" Миг-21 уже давно неактуален.
  2. +1
    Вчера, 14:57
    Как раз сегодня на ВО статья о нескольких инцидентах с поломками на Суперджетах в последнее время и об "сложностях" в самолетоделании: " «Аэробусы» крепко сели, «Суперджеты» не взлетели. .."

    так что крупных самолетов пока нема.

    Если есть готовые установки РЭБ , их только на военные СУ и МИ.
    Но если за 3 года не поставили , может их и нет в наличии?
  3. Комментарий был удален.
  4. Подавление электромагнитных волн противника и работа РЭБ определяет нахождение в досягаемости противником, что чревато поражением носителя. Значит переходить на большие БПЛА, действующие в автономном режиме, ибо и управление может быть заблокировано. Вывод: Если создавать самолёты РЭБ, так нужно сразу работать на будущее, с использованием больших БПЛА и нового поколния оборудования.. (которых тоже пока нет)_
  5. 0
    Вчера, 21:31
    Как можно увеличить количество самолетов РЭБ в российской авиации

    Реально... никак в ближайшие лет 5 так точно не получить ничего вменяемого. Так как бессменный главком во главе своего правительства и МО сгнобили ГА, и борта вот прямо теперь искать только по свалкам или экспроприировать. И надеятся что не будет очередных переносов вправо выпуска SJ-100, МС-21 и Ту-214. Хотя там за них такая драка будет.... Ну и аналогов Ворчуна тоже не сделать быстро , потому что аналовнетное МОРФ упорно и с оттягом клало/ложило/забивало на распространенную и очень удачную практику быстрой модернизации самолетов или их переспециализации в лице подвесных контейнеров. Ну прямо один в один JDAM и УМПК. И быстро как с УМПК решить проблему тоже не получится и сложная техника и не умеют у нас работать быстро почему-то.
  6. 0
    Сегодня, 00:29
    При желании количество производимых в РФ самолетов можно увеличить...Навести порядок на ВАСО,заменив не эффективное руководство вплоть до национализации завода,реанимировать авиазавод в Самаре....Нужна на это прежде всего политическая воля Москвы ну и конечно средства...В крайнем случае что то,как временное решение вопроса,можно купить в Китае...А в качестве машины на которую можно сделать ставку Ту-214 вполне подойдет...критикуют его только за экипаж из трех человек..зато у Тушки нет косяков в конструкции,в виде например слишком низко расположенных моторов на Джете,которые превращают их в пылесос,что негативно влияет на их ресурс и безопасность полетов в целом