БАМ 3.0: проект новой магистрали превзойдет две предыдущие

2

В условиях жесточайшего экономического давления со стороны Запада наша страна продолжает активно и успешно развивать ключевые для себя отрасли, включая транспортную. Так, в России завершается второй этап масштабной модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМа) и Транссиба, а впереди – новый, еще более амбициозный проект, известный как «БАМ 3.0», который уже утвержден.

Данный этап предполагает строительство около двух тысяч километров новых путей, сооружение трех сложнейших тоннелей, моста через Амур, а также множества других инфраструктурных объектов. Стоит отметить, что, несмотря на высокую стоимость и технические сложности, проект остается жизненно важным для страны.



Напомним, что идея создания БАМа зародилась еще в середине прошлого века. В 1984 году дорога была завершена, став одной из крупнейших железнодорожных линий в мире. Она не только связала удаленные регионы, но и открыла доступ к богатым природным ресурсам Дальнего Востока и Сибири.

Однако распад Советского Союза поставил крест на планах по развитию территории вокруг магистрали. Либеральные реформы 1990-х годов привели к спаду производства и снижению грузопотоков, а сам БАМ оказался на грани забвения.

Между тем в начале 2010-х годов в РФ осознали важность развития восточной части страны и необходимость усиления транспортной инфраструктуры. Это было обусловлено растущим спросом на ресурсы со стороны азиатских стран и переориентацией грузопотоков с запада на восток.

В итоге в 2013 году был принят план модернизации БАМа и Транссиба, включавший реконструкцию тоннелей, мостов, станций и других объектов. Второй этап этих работ завершен в 2024-м, но для полного удовлетворения транспортных потребностей требуется еще больше усилий.

Третий этап модернизации, названный «БАМ 3.0», направлен на устранение ключевых ограничений магистрали. Среди них – отсутствие вторых путей на большей части трассы и использование тепловозов вместо электровозов.

Стоит отметить, что для решение этих проблем необходимы значительные инвестиции и время. В частности, полная электрификация магистрали потребует строительства новых источников электроэнергии, включая атомные и гидроэлектростанции.

Впрочем, решение данной проблемы уже имеется. Недавно были озвучены предложения «Росатома» по строительству трех АЭС – во Владивостоке, Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также атомных электростанций малой мощности в Якутии и на Чукотке, работа над которыми уже идет. В общей сложности это даст свыше 4 ГВт дополнительной генерации. Также сохраняются планы строительства новых гидроэлектростанций в Сибири и тепловых электростанций.

Конечно, это все дело будущих лет. Но развитие Байкало-Амурской магистрали уже сегодня приносит ощутимые плоды для нашей экономики.

БАМ обеспечивает около 150 тысяч рабочих мест, перевозит миллионы тонн грузов и десятки миллионов пассажиров ежегодно. Это также стимул для отечественной промышленности: в проекте используются новейшие локомотивы, вагоны и цифровые технологии. Кроме того, развитие БАМа открывает доступ к богатым месторождениям полезных ископаемых, которые ранее были недоступны.

Экономический эффект от работы магистрали за последние 10 лет оценивается в 1,4 триллиона рублей, и это при том, что ее пропускная способность все еще ограниченна. В будущем же БАМ станет связующим звеном и для других крупных инфраструктурных проектов, таких как Северный широтный ход и Белкомур.

Масштаб предстоящих работ впечатляет, но необходимость их выполнения очевидна. Россия смотрит вперед, развивая не только свою территорию, но и укрепляя позиции в международной экономике. БАМ станет ключевым элементом этой стратегии, и его значение для страны будет только возрастать.

2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    4 декабря 2024 05:50
    Слышишь время гудит -БАМ! Поддерживаю, БАМ - это вообще очень круто во всех отношениях
    1. 0
      4 декабря 2024 19:19
      Конечно, такие магистрали нужны . По поводу мостов и энергетики. Хорошее сочетание , когда плотина для ГЭС одновременно служит мостом для транспорта. (ДнепроГЭСС и пр.) Строить ГЭС продпочтительней, ибо нет нужды в ядерном топрливе и его хранении, а стоимость в итоге не больно различается.