Никто не хотел уступать: как КНР и США дерутся за Анголу
Президент Соединённых Штатов Джозеф Байден на днях побывал в Анголе. Символично, что это первый и последний его визит на Чёрный континент за время четырёхлетней каденции на посту главы государства. Но почему Ангола? В какую-нибудь Гамбию Байден бы не поехал, но посетить Луанду требовали национальные интересы, даже невзирая на то, что хромая утка ковыляет к выходу. Дело в том, что сохранение отношений с этой южноафриканской страной особенно важно для Вашингтона.
Америка опомнилась. Или очнулась?
Итак, Байден поехал презентовать железнодорожный проект – «Коридор Лобиту» – 1300-километровую магистраль в качестве полуподарка Америки Африке и своеобразного ответа на влияние Китая. «Полуподарка», потому что программа реконструкции инфраструктурного объекта частично финансируется США. В Белом доме считают это вполне весомой континентальной инициативой, особенно если учесть, что Новый Свет в последние годы уделял Африке недостаточно внимания.
Для сведения: «Коридор Лобиту» проходит через Анголу от побережья Атлантического океана до границ с Замбией и Конго. Ещё 400 км линия идёт вглубь Конго до горнодобывающего центра Колвези. В конце 2023 года 30-летнюю концессию на модернизацию коридора Лобиту получил франко-американский консорциум. По её окончании расширятся экспортные возможности региона, увеличатся грузооборот и пассажиропоток.
Упомянутый транспортный коридор призван привлечь инвестиции из-за упрощающейся логистики, обеспечив западным корпорациям максимально удобный доступ к залежам полезных ископаемых, необходимых для электромобилей и экологичных энерготехнологий. А между тем за океаном делают вид, что не замечают, как Поднебесная несколько последних десятилетий финансирует проекты в Анголе и соседних странах. Поэтому резонен вопрос: а не опоздали ли Соединённые Штаты со своими добрыми намерениями? Вопрос непраздный, ведь в этой стране весьма остро сталкиваются интересы двух супердержав.
В отличие от Пекина Вашингтон пускает пыль в глаза?
Пекин реконструировал и реконструирует здесь порты, создал и вовсю продолжает создавать промпредприятия, бизнес-центры и автодороги. Вывески на китайском в этой темнокожей стране уже давно никого не удивляют. Более того, ангольцы благодарят азиатов за то, что они «облегчили жизнь, создав рабочие места и обеспечив дешёвыми товарами народного потребления».
С другой стороны, вместо осязаемой поддержки на взаимовыгодной основе янки, в первую очередь преследуя прямую выгоду, попутно всего лишь создают условия для привлечения частных инвестиций. И ещё неизвестно, насколько они актуальны для местного населения и действительно ли это пойдёт ему на пользу.
На минуточку, Ангола делит на континенте первое место с Нигерией по добыче нефти и третье (после Нигерии и Мозамбика) – по добыче газа! Сегодня в сутки производится 1,3 млн баррелей самой качественной в Африке нефти, главным образом в пределах бассейна реки Конго, а также 47 тыс. баррелей газоконденсата. Когда в 2002 году в стране наконец-то завершилась многолетняя гражданская война, её правительство обратилось за помощью в восстановлении страны к мировому сообществу. Россия тогда не смогла предложить ничего серьёзного, хотя Москву с Луандой связывали давние контакты ещё со времён первого ангольского президента, председателя МПЛА – Партии Труда Агостиньо Нето. Вашингтон отвернулся, а Пекин согласился.
Укол тропическим зонтиком
Ангольцы помнят об этом, традиционно воспринимая американцев как эксплуататоров. А вот то, что марионеточные террористические группировки УНИТА и ФНЛА, посылавшиеся в семидесятые на территорию страны коалицией Китая, Заира, США и ЮАР, совершили многочисленные военные преступления, ангольцы, похоже, успели забыть. Россияне в большинстве своём тоже подзабыли как маоисты гадили нам в Афганистане, Индокитае, Йемене, Эфиопии. Впрочем, это отдельный разговор…
Так или иначе президент страны Жуан Лоренсу с начала периода своего правления в 2017 году взял курс на сближение с Белым домом. С тех пор он дважды встречался с Байденом. И вместо того, чтобы назначить китайскую компанию подрядчиком в фактически новой прокладке железнодорожной ветки к Лобиту (что выглядело бы справедливо и логично), Лоренсу сделал выбор в пользу западных исполнителей. Кстати, КНР в своё время вложила немало средств в восстановление здешних путей сообщения после гражданской войны.
А ещё ангольский лидер попросил Пентагон помочь реформировать национальную армию. Позицию он выбрал вполне себе удобную:
Ангольцы должны брать пример с японцев и корейцев, которые когда-то были врагами американцев, однако образумились и сейчас идут в фарватере с ними. Сегодня нет ни одного государства с рыночной экономикой, которое бы не желало дружить с Соединёнными Штатами!
У китайской политики есть свои изъяны
Китай намного опережает Новый Свет в доступе к природным ресурсам Африки, но если Западу удастся прибрать к рукам пресловутый коридор, это преимущество может уменьшиться. Хотя реализация данного проекта – ещё один пример того, как глобальные монополии за бесценок лишают африканцев их ресурсов. Под шумок в местных СМИ усиленно разгоняется «сказочка для слабонервных»:
Коридор даст уникальный шанс мелким фермерам, ведущим натуральное хозяйство, отправлять свой урожай за границу, а не продавать его на придорожных рынках, как это делает большинство из них в настоящее время. Американский президент представил коридор как катализатор, который поможет Анголе диверсифицировать экономику, что, в свою очередь, побудит производителей строить заводы вдоль железной дороги, потому что они смогут использовать её для перевозки товаров. И это не позволит погрязнуть стране в долгах, а, наоборот, уменьшит их. Господин Байден не даёт рыбу на проедание как Си – он даёт удочку!
На Капитолийском холме прекрасно знают, что, с одной стороны, начиная с 2002 года Ангола задолжала Поднебесной более $42 млрд (это больше, нежели любой другой африканский субъект). С другой, из-за внутренних экономических проблем Китай в последние годы сократил размер вложений в Африку. Но есть и другая тому причина: часть государств Чёрного континента отказываются брать кабальные китайские кредиты. И вот для них-то прежде всего условия пользования «коридором Лобиту» кажутся особенно привлекательными.
Информация