Как и почему японский Nissan оказался в крутом пике

7

Дебютный компакт-хетчбэк Leaf на электротяге в 2010 году был презентован японским «Ниссаном» как транспортное средство будущего, призванное завоевать мировой рынок. По прошествии полутора десятилетий бренд не может похвастаться в этой сфере сколько-нибудь серьёзными успехами и вообще находится в шаге от банкротства подобно немецкому «Фольксвагену».

Японцы теряют квалификацию


Эксперты оставляют этому азиатскому автопроизводителю годовой срок, чтобы поправить своё финансово-хозяйственное положение. В противном случае «Ниссан» ждёт экономический крах. За это время надлежит нарастить объём продаж, погасить задолженности и начать достойно конкурировать с китайцами и американцами. Справится ли с этой триединой задачей топ-менеджмент?



Нынешние беды происходят оттого, что в прошлом чуткий к изменению конъюнктуры Токио почему-то оказался не готовым к динамичному уходу от ДВС и состязанию с Пекином в конструировании электромобилей.

Троица – «Тойота», «Хонда» и «Ниссан» – чересчур увлеклась выпуском гибридных моделей и классических дэвээсников. Поначалу продажи в Новом Свете поползли вверх, и это усыпило бдительность. Однако незаметно упомянутые корпорации отстали от «Теслы» и «БиВайДи» на стремительно развивающемся рынке электрокаров, а их продукция постепенно оказалась невостребованной и убыточной. И если у «Тойоты» дела в этом плане сложились скверно, но небезнадёжно, то по «Ниссану» впору справлять поминки.

Не надо было почивать на лаврах


В прошлом году «Ниссан» реализовал всего-навсего 130 тыс. электрокаров, а «Тесла» – 1,81 млн. В нынешнем продажи японцев упали на 3,8%, причём на ключевом, китайском рынке наблюдается проседание на 14%. В ноябре администрация концерна презентовала программу сокращения затрат на $2,6 млрд, увольнение 9 тыс. единиц персонала и сворачивание технологического потенциала на 20% (закрытие части производственных линий, которых насчитывается 25).

С одной стороны, подобные меры чреваты ограничением возможности «Ниссана» соперничать с соседкой «Тойотой» и китайскими конкурентами. А с другой, это может стать довольно слабой и запоздалой попыткой спасения.

Ведь долги, например, продолжают уверенно множиться. Уже подсчитали: даже при относительно благоприятном раскладе к 2026 году сумма невозвращённых средств составит $5,6 млрд. Финансовую оптимизацию начальство решило начать с себя. Генеральный директор корпорации Макото Усида урезал себе доход наполовину, а коммерческого директора Стивена Ма вообще решили отправить в отставку.

Лихой пацан во главе «Ниссан»


По поводу отставки вспоминается скандал пятилетней давности с тогдашним шефом компании Карлосом Гоном, обвинённом в создании преступных финансовых схем и злоупотреблении служебными полномочиями. Тогда незадачливый экс-глава «Ниссана» успел удрать в Ливан. 30 декабря 2019 года он, изменив внешность, облачённый в кеды и джинсы, вышел из дома, где находился под домашним арестом…

Операция по тайному вывозу частным самолётом злоумышленника в ящике из-под пианино прошла успешно. За пределы Японии его транзитом через Стамбул в багажном отсеке авиалайнера вывезли в обход пропускных пунктов в Бейрут.

Гон по сей день живёт припеваючи в Ливане неслучайно. Это одно из немногих государств, которое не имеет со Страной восходящего солнца соглашения об экстрадиции. Кстати, именно он в 1999 году выступил инициатором на поверку оказавшегося провальным объединения с «Рено» (где являлся совладельцем) и «Мицубиси», хотя поначалу дела пошли неплохо. Между прочим заметим, что этот деятель неплохо обобрал АвтоВАЗ, будучи руководителем его совета директоров в 2012-2016 годах.

Наследие Гона


С самого начала доля «Рено» в альянсе по объяснимым причинам составляла 43% акций, а «Ниссан» обладал лишь 15% акций без права голоса в «Рено», что обеспечивало тотальный контроль со стороны французского правления. Только в 2023 году «Рено» наконец-то уменьшил в «Ниссане» долю с правом голоса до 15%, да и то не от хорошей жизни.

В свою очередь, «Ниссан» на днях сократил свою долю в «Мицубиси-моторс» до 24%, передав компаньону 10%. Это даст экономию в $3 млрд путём уменьшения количества рабочих мест и мощностей. Альянс находится на грани распада, и «Ниссан» ищет другого, более-менее надёжного инвестора в лице крупного страхового холдинга либо банка, который бы для начала сыграл роль санатора.

Однако время поджимает. Управленцы компании на камеру признают, что существующего ресурса хватит не более чем на 12-14 месяцев. После раскола с «Рено» остаётся «Хонда»; «Ниссан» уже разрабатывает с ней совместный образец электромобиля и соответствующий софт. Так называемый план Arc предполагает раскрутку на рынке компактного городского электромобиля Micra и паркетника Ariya. В «Ниссане» также надеются, что как раз «Хонда» выкупит у «Рено» пакет ценных бумаг и прочих активов, от которых французы якобы не прочь избавиться. Но это всё гадание на кофейной гуще.

А похоронит японскую автосборку рыжий американец


Новоявленный лидер Соединённых Штатов Дональд Трамп грозится 25%-ми пошлинами на импорт из Канады и Мексики после вступления в должность. Но лиха беда начало, ибо никто не забыл, как в ходе предвыборной гонки кандидат от республиканцев провозгласил введение 200%-х пошлин на авто мексиканского происхождения, которых, кстати, экспортируется в США более 2,3 млн в год. Помнит об этом и Трамп.

К сведению: «Ниссан» владеет в Мексике четырьмя предприятиями, и каждое четвёртое изделие бренда, изготовленное в октябре 2024 года, согласно статистическим данным, было собрано именно на мексиканских промплощадках. Так что волевые решения новой администрации Белого дома обернутся для «Ниссана» гарантированной катастрофой.

***

Мы же в связи с проблемами в японском автопроме хотели бы обратить внимание вот на что. О российском факторе в этой красноречивой истории западная пресса не упоминает. Случайно ли? А мы упомянем, что «Фольксваген», «Ниссан» и прочие некогда процветающие иномарки, которые в одночасье очутились в глубоком кризисе, в своё время поднялись и окрепли не в последнюю очередь благодаря рынку РФ. Да, электромобили здесь не пользуются спросом, но за счёт реализуемых у нас моделей с ДВС японцы, французы, немцы и сегодня, и в ближайшем будущем чувствовали бы себя гораздо увереннее. Так что, как говорил Давид Маркович Гоцман из «Ликвидации», хлебайте вы теперь свои санкции мелким ситечком.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    9 декабря 2024 11:59
    Вот пусть к нам и переезжают, если хотят выжить.. А там поглядим, как справляться будут..
    1. +2
      9 декабря 2024 13:00
      Хватит, "пожили" они у нас уже. Сдрызнули, санкции на нас наложили, тачки и запчасти не продают, а мы спасай врагов теперь! Пусть расплачиваются вражины!
      1. +2
        9 декабря 2024 15:07
        Ну почему же... При переносе полного цикла производства к нам с технологиями - то тогда полное вэлкам
        1. 0
          9 декабря 2024 16:42
          Уже переносили, забыли? Или вам мало один раз на грабли наступать?
          Так, что досвидос! С предателями работать, себе дороже, опять кинут и по-крупному!
          Вот пусть извинятся, покаются, выплатят нам компенсации за убитых и раненных наших бойцов на их деньги, разрущенные дома, кинутые сервисы и непроданные запчасти, вот тогда и подумаем ещё! А то они нам серят на головы, а мы должны их радостно прощать с поклоном, когда они захотели?! Да пошли они на...
          Едиственный вариант, после покаяния и выплат, это делать как в Китае. Только совместный предприятия с нами, и чтобы контрольный пакет 51 % у нас!
        2. 0
          9 декабря 2024 18:56
          А мы его чутка позже и отожмем laughing
  2. +2
    9 декабря 2024 18:33
    А я и не знал, что Фольксваген поднялся благодаря России. Спасибо за информацию.
  3. 0
    9 декабря 2024 21:13
    Рынков сбыта много не бывает. Намудрив с санкциями, европейские и японские автоконцерны потеряли огромные доходы от сбыта авто на территории России