Вторая жизнь: почему имеет смысл возродить производство Ту-334СМ в Беларуси

46

Крайне непростая ситуация, сложившаяся к концу 2024 года в отечественном гражданском авиастроении, пытающемся уже 10 лет выбраться из «санкционного болота», вынуждает рассматривать самые экзотические варианты того, на чем вскоре будут вынуждены летать российские авиалинии.

Нарастающий как снежный ком вал проблем с ближнемагистральным лайнером «Суперджет-100» в не импортозамещенной версии с российско-французскими двигателями заставляет в очередной раз задаться вопросом – правильно ли было «зарубить» конкурирующий проект отечественного лайнера Ту-334?



И самое главное, может ли этот самолет получить второй шанс вслед за его «сводным братом» среднемагистральным Ту-214, на который уже выстроилась целая очередь?

Не вписался в рынок


Большая часть публикаций, посвященных проблематике Ту-334, построена по следующему принципу: вначале самолет хвалят, а потом его «хоронят», глубокомысленно отправляя на свалку истории как не вписавшийся в рынок. Впрочем, так же раньше писали и про Ту-214, и про Ил-96, если вдруг кто-то позабыл.

Проект Ту-334 является не новым, но и не таким уж и старым, поскольку разрабатывался в начале 90-х годов на замену Як-42, Ту-134 и Ту-154Б. К несомненным плюсам данного ближнемагистрального лайнера относится то, что он был максимально унифицирован со среднемагистральным Ту-204/214. По некоторым данным, степень унификации этих двух самолетов доходила до 60%. Ту-334 сохранил то же сечение фюзеляжа, только был заметно укорочен.

С учетом того что собирались они из отечественных комплектующих, это является их огромным преимуществом перед «Суперджетом» и МС-21, критически зависящих от импортных компонентов. Немаловажно и то, что пассажирский лайнер Ту-334-100 в 2003 году уже был сертифицирован и после проведенных испытаний мог эксплуатироваться по всему миру.

Большой интерес к данному лайнеру был не только со стороны гражданских перевозчиков, но и управления делами президента РФ, где обоснованно решили, что в специальном летном отряде «Россия» должны быть самолеты отечественного производства, не зависящие от импортных комплектующих при обслуживании. Кроме того, интересовались Ту-334 в Минобороны РФ и спецслужбах.

Однако все ранее озвучиваемые предложения о возобновлении производства Ту-334 на замену или в дополнение к проблемному «Суперджету» упирались в ряд контраргументов, среди которых были следующие.

Во-первых, самолет проектировался под украинские двигатели Д-436Т1 производства завода «Мотор Сич». После Майдана 2014 года об их поставках можно было позабыть, а после 24 февраля 2022-го – тем паче. Рассчитывать на то, что в случае освобождения Запорожья украинские нацисты оставят России что-то от авиастроительных производств, было бы крайне наивно, а без двигателей самолеты, увы, не летают.

Во-вторых, от Ту-204/214 ближнемагистральный лайнер унаследовал компоновку кабины с трехчленным экипажем, от которой бизнесмены от авиаперевозок воротят свои носы, не желая оплачивать услуги бортинженера.

В-третьих, критике некоторых экспертов подвергается схема размещения двигателей на Ту-334 в хвостовой части, что, дескать, делает более сложным их техническое обслуживание, если сравнивать с размещением силовой установки на пилонах под крылом.

Вторая жизнь Ту-334СМ?


Под конец 2024 года, спустя десятилетие героического импортозамещения «Суперджета» и МС-21, на эти аргументы, безнадежно «хоронящие» Ту-334, можно посмотреть уже иными глазами.

Да, про украинские двигатели Д-436Т1, без которых проект объективно является мертворожденным, действительно можно забыть. Однако в настоящее время проходят испытания и ожидается сертификация «младшего брата» ПД-14 под названием ПД-8.

Данный двигатель должен устанавливаться на импортозамещенную версию «Суперджета», но ведь возможна ремоторизация Ту-334 под ПД-8, верно? Слушая негативные отзывы об опыте эксплуатации «Суперджет-100» с его низко расположенными под крыльями двигателями, поневоле начинаешь задумываться, а так ли плохо, что на «Тушке» они находятся высоко в хвостовой части?

Что касается трехчленной компоновки кабины, стоит напомнить, что прорабатывалась глубоко модернизированная версия Ту-334СМ, рассчитанная на двух членов экипажа. Это достигалось за счет фактической унификации кабины ближнемагистрального лайнера со среднемагистральным Ту-204СМ, разработанным под требования иностранных заказчиков.

Да, вместо технически более продвинутого «ульяновского» Ту-204СМ ставка сегодня сделана на «казанский» Ту-214. Однако в планах туполевцев выпустить модель с двухчленным экипажем, позаимствовав кабину от МС-21. Так почему бы не унифицировать бортовое оборудование сразу для трех самолетов, сделав двухчленным Ту-334СМ2?

Больше того, сама по себе вторая молодость советского среднемагистрального лайнера Ту-214, на который в условиях западных санкций возник повышенный спрос, повышает экономическую целесообразность реновации и ближнемагистрального Ту-334. Не стоит забывать про высочайшую степень унификации узлов и агрегатов этих двух самолетов, достигающую 60%, что увеличивает серию для производителей комплектующих, что само по себе более выгодно.

Наконец, проблему с дефицитом профессиональных кадров и производственных мощностей для развертывания модернизированного Ту-334СМ2 можно было бы решить за счет кооперации в рамках Союзного государства России и Белоруссии. Так, Минск проявляет повышенный интерес к участию во всевозможных авиастроительных проектах с Москвой. Уже достигнута договоренность об участии белорусских предприятий в производстве комплектующих для Ту-214.

Почему бы не создать там совместное предприятие по сборке Ту-334СМ2 с локализацией в 50%? Почему бы не увеличить объемы производства остро необходимых двигателей ПД-8 в Белоруссии по российской лицензии? При таком подходе возрождение проекта Ту-334 может оказаться вполне реалистичным и коммерчески оправданным.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    16 декабря 2024 12:12
    с трехчленным экипажем, от которой бизнесмены от авиаперевозок воротят свои носы

    Народ воротит носы от бесчисленной армии бесполезных чиновников и депутатов.
    Но их почему-то не сокращают.
    1. 0
      Вчера, 11:40
      Цитата: prior
      Но их почему-то не сокращают.

      Понятненько- добрый барин опять не приехал....
  2. -3
    16 декабря 2024 13:05
    Двигателей нет. Советских комплектующих нет. Промышленности авиационной в РФ мизер. Площадка в Белоруссии хорошая для строительства Ту-334, но в моём понимании, когда нет возможностей, лучше бросить все силы на выпуск Ту-204/214. Пусть лучше в Белоруссии выпускают Ту-204/214.
    1. +4
      16 декабря 2024 13:21
      Правильно замечено, при необходимости быстрого массового выпуска самолётов, необходимо сосредоточится на двух вариантах в разных категориях и по полной по ним работать. Беларусь вполне может участвовать и выпускать сборки комплектующих для самолётов.. Но когда много вариантов, тогда разброс усилий и мало достижений. Вывод: стратеги в РФ явно не в компетенциях. (и почти по всем направлениям)...
  3. +6
    16 декабря 2024 13:44
    У нас не хватает производственных мощностей? У нас избыток квалифицированных авиастроителей и двигателестроителей (В Белорусии эта величина и вовсе стремится к нулю)? С чего мы должны поднимать с нуля авиаотрасль в соседнем (пусть братском) государстве, если сами из разрухи не можем выбраться.
    За батьку то я спокоен, он сейчас гребет под себя все и "Орешники", и ТЯО, и первый переговорщик по Украине, и авиапром за наш счет поднимет, но нам то это сейчас зачем? На сроках это не скажется, отвлечение(переманивание) сил и ресурсов на лицо. Короче - Сергей, это глупость, заразная и с большими последствиями.
    1. +5
      16 декабря 2024 13:54
      У нас не хватает производственных мощностей? У нас избыток квалифицированных авиастроителей и двигателестроителей (В Белорусии эта величина и вовсе стремится к нулю)? С чего мы должны поднимать с нуля авиаотрасль в соседнем (пусть братском) государстве, если сами из разрухи не можем выбраться.

      А кому у нас интересен Ту-334? Никому, будем мучаться с Суперджетом еще много лет. А скорее всего, в итоге вернемся к покупке бушных Арбузов и Боингов в Африке.
      Совместно с белорусами бы можно было создать альтернативный самолет в том же классе. И кажется, что они бы поспели раньше нас.

      нам то это сейчас зачем? На сроках это не скажется, отвлечение(переманивание) сил и ресурсов на лицо

      Какие конкретно ресурсы это туда бы отвлекло? Унификация Ту-334 с Ту-214 огромная. Тушку уже договорились совместно делать.
      1. +4
        16 декабря 2024 14:17
        У белорусов нет своей авиапромышленности, что бы что то производить надо сначала ее создать. Спецов в диком виде и в достаточном количестве там не бегает. Это далеко не Украина с ее развитым (наверное уже когда то) авиапромом, а у нас и с ней ни чего не вышло в прошлые мирные годы (в том числе и из за разности интересов).
        Вы воодушевляетесь лозунгом и бежите с хоругвями наперевес, а то что все строить придется практически нашими силами и себе в ущерб, не догадываетесь.

        Цитата: Бейдодыр
        Тушку уже договорились совместно делать.

        В каких долях и на чьих мощностях?
        1. +3
          16 декабря 2024 14:31
          У белорусов нет своей авиапромышленности, что бы что то производить надо сначала ее создать. Спецов в диком виде и в достаточном количестве там не бегает. Это далеко не Украина с ее развитым (наверное уже когда то) авиапромом, а у нас и с ней ни чего не вышло в прошлые мирные годы (в том числе и из за разности интересов).

          С Украины много народу убежало, в том числе, в Белоруссию. До миллиона человек.

          Вы воодушевляетесь лозунгом и бежите с хоругвями наперевес, а то что все строить придется практически нашими силами и себе в ущерб, не догадываетесь.

          Есть очень большие сомнения, что наши менеджеры вообще смогут что-то довести до результата... Ту-334 им в принципе не интересна, может Батьке она понадобится? В форме СП почему не сделать?

          В каких долях и на чьих мощностях?

          Об этом они не сообщают.
        2. 0
          16 декабря 2024 19:19
          на чьих мощностях?

          - скорее всего 407ой авиаремонтный завод в Минске
        3. 0
          Вчера, 13:23
          Что касается ТУ-334, то зачем нам одноклассник с суперджетом. Надо уж допилить суперджет, поскольку туда уже угрохали кучу денег. Что касается специалистов, то лет 20-30 простоя и всё! Преемственность потеряна, специалистов нет, что в России, что на Украине. Тому же Антонову амба! Такова жизнь. По сути производство самолетов в России во многом начало возрождаться, так что не ждите "прямо сейчас"
    2. +7
      16 декабря 2024 15:51
      РФ много чего может, но всё упирается в тех господ, которые уничтожили российский авиапром в угоду Airbus и Boeing. Эти господа сидят во власти и не дают развиваться нашей авиации. В Белоруссии эти господа власти не имеют. Там будут строить самолёты, а не покупать Airbus и Boeing.
      1. +3
        16 декабря 2024 16:43
        Цитата: vlad127490
        Там будут строить самолёты, а не покупать Airbus и Boeing.

        Так строить то будут для себя? У нас

        Цитата: vlad127490
        господа сидят во власти и не дают развиваться нашей авиации.

        Или вы думаете, что строить в РФ не дадут а покупать в Белоруссии дадут?
        И строить то они хотят сами или за наши кредиты и техпомощь и пр. ресурсы отвлеченные от собственного авиапрома? И в сроках мы ни чего не выигрываем ибо ваш пресловутый Ту-334бе начнет поступать (если все срастется на ура) не раньше 2035 года а скорее не раньше 2040.
        И если будут строить для себя - много ли им надо?
        1. 0
          16 декабря 2024 18:25
          Читайте, выше мной написано. Пусть лучше в Белоруссии выпускают Ту-204/214.
          1. +2
            16 декабря 2024 18:40
            Цитата: vlad127490
            Пусть лучше в Белоруссии выпускают Ту-204/214.

            Пусть... -за свои. Но у них не получится (да и не захотят). А вот комплектующие, кой какие, смогут и на сроках не скажется т.к. будет дублироваться первое время (а может и всегда) у нас, и совместное производство в таком виде имеет смысл.
            1. +3
              16 декабря 2024 19:45
              В Белоруссии господ нет, нет откатов, нет воровства вселенского масштаба, а есть план, есть ответственность в лицах, поэтому у них вероятность параллельного производства Ту-204/214 выше. В РФ всего два самолёта готовых к производству, в которых импорта минимум, это Ту-204/214 и Ил-96, т.е. РФ их может производить без запада. В МС-21 импорта 60%, в Суперджете 80%. Китайская электроника присутствует везде, т.к. российской практически нет. РФ нужно много самолётов прямо сейчас и в этом может помочь Белоруссия.
              1. +1
                16 декабря 2024 20:00
                Прямо сейчас Белоруссия ни чем помочь не может

                Цитата: vlad127490
                вероятность параллельного производства Ту-204/214

                ни какая

                Цитата: vlad127490
                много самолётов прямо сейчас и в этом может помочь Белоруссия.

                а это и вовсе упертая демагогия
                1. +1
                  16 декабря 2024 22:13
                  Что вы так взъелись на белорусов? У нас союзное государство. В РБ проживает 10 млн чел., в РФ 146 млн чел., навредить они нам никак не могут. Машиностроение в РБ развито, есть кадры. Вовлекать в кооперацию их надо, а вы про демагогию. Работать надо, а не болтать языком.
                  1. 0
                    16 декабря 2024 22:46
                    Так и не болтайте, в кооперации каждая сторона делает то что может к взаимной выгоде.
  4. -3
    16 декабря 2024 14:15
    А разве нет в России руководителя - типа Берии, кто бы мог поднять нашу гражданскую авиацию? Уверен, что есть!!! Вот и назначить с широчайшими полномочиями. А то корреспондентов назначат, а потом плачут.
    1. +4
      16 декабря 2024 14:53
      Цитата: Владимир45
      А разве нет в России руководителя - типа Берии, кто бы мог поднять нашу гражданскую авиацию? Уверен, что есть!!! Вот и назначить с широчайшими полномочиями.

      А Дениску куда? Начальником Генштаба? Может после договорняка так и будет. Он же один из ценнейших и преданнейших! Старец окружил себя ложкомойниками, а мы тут очевидное с пеной у рта обсуждаем...
      1. +1
        Вчера, 00:10
        Хрипатого Дениску на Колыму лес валить, давно заслужил! Как и половину правительства, Набиулину и губеров! Впрочем, у нас ваш сарказм с ГШ может и осуществится, они умеют! Тьфу-тьфу-тьфу! Бухгалтера-финансиста то вон, поставили хенералов гонять!
    2. +5
      16 декабря 2024 18:01
      Есть аксиома "руководитель не может быть тупее подчиненного",так кого , вы говорите , они назначат?
  5. 0
    16 декабря 2024 19:17
    Пд-8 оказался проблемным, когда его допилят никто его знает, а без движков смысла городить огород нет.
    А так сама по себе идея неплоха
  6. -1
    16 декабря 2024 20:20
    В Ту-334 возможность комплектации российскими компонентами ещё меньше чем Суперджете. А главное, что сам самолёт вообще древней разработки, как ущербный обрезок Ту-204 под винто-вентиляторные двигатели, которые не получились и вместо них влепили турбовентиляторные с Украины.
    1. +1
      Вчера, 08:59
      В Ту-334 возможность комплектации российскими компонентами ещё меньше чем Суперджете.

      Особенно с учетом того, что он изначально был весь российский, кроме двигателей, да?
  7. +3
    16 декабря 2024 20:21
    Идея с размещением производств в Белоруссии аналогична идеям руководства СССР, которое размещало производства на Украине. А с отделением Украины Россия утратила свои компетенции в ряде наукоёмких производств. Сейчас власть в Белоруси по каким-либо причинам поменяется и все вложения в чужую страну пойдут в одно популярное место. Сирия тому пример. Надо вкладывать деньги в свою страну
  8. +1
    16 декабря 2024 22:04
    ...с российско-французскими двигателями

    Сколько можно уже. С мистралями обманули в итоге, теперь с двигателями. Что там еще есть совместное, интересно.
  9. +1
    16 декабря 2024 23:29
    Утопия! Движки на нем были Д-436, украинские. Можно подумать о ПД-8, но он на испытаниях и тяга его меньше. Тяжеловат будет. Есть полный аналог на 100 пассажиров - Суперджет, его импортозамещают, но этот самолет уже вовсю летает. Лишено смысла…
    1. 0
      Вчера, 08:58
      Есть полный аналог на 100 пассажиров - Суперджет, его импортозамещают, но этот самолет уже вовсю летает. Лишено смысла…

      Вы правда верите, что наши менеджеры в состоянии заместить 80% комплектующих для Суперджета?
      1. 0
        Вчера, 11:40
        Ну, значит с Ту-334 тем более ничего не получится - двигателя нет, восстанавливать производство древней электроники никто не будет, да и не смогли бы. И что там остаётся? Да ничего! То есть у этой машины нужно наладить производство фактически с нуля даже не 80, а 100% комплектующих! И в чём профит?
        1. +1
          Вчера, 12:07
          Ну, значит с Ту-334 тем более ничего не получится - двигателя нет, восстанавливать производство древней электроники никто не будет, да и не смогли бы.

          Двигатель проходит испытания и ждет сертификации.
          Древнюю электронику от Ту-334 можно заменить на современную от МС-21, унифицировав ее с Ту-214.

          Да ничего! То есть у этой машины нужно наладить производство фактически с нуля даже не 80, а 100% комплектующих! И в чём профит?

          60% комплектующих для Ту-334 производятся УЖЕ, поскольку Ту-214 все это время производился малыми сериями, и они унифицированы на 60% с Ту-334. Остальные 40% - это ПД-8 и новая кабина.
          То есть, начало крупносерийного производства Ту-214 и ПД-8 может само вытянуть за собой Ту-334. Разве не понятно?
  10. +1
    16 декабря 2024 23:42
    Наши прошаренные чинуши - деффективные манагеры его даже в планы не поставили. Видать не занесли им кому надо!
  11. +1
    16 декабря 2024 23:53
    согласен с автором и с многими экспертами здесь, но осуждаю экпердов хаящих все русское и белорусское ,
    1 по моему сугубо личному мнению, главная задача авиапрома это запуск в серию имеющегося УЖЕ СЕЙЧАС ту214 паралельно на нескольких заводах
    2 конечно авиакомпании хотели бы иметь не только средний самолет но и поменше но на первых порах остроту проблемы ту214 снимет и авиаперевозки будут обеспечены... авиакомпании недоволны тремя пилотами но при замене ту 214 на два суперджета получается 4 пилота, как я вижу и 100 местный и 200 местный летают по тем же линиям, и вполне земеняемы с минимальным ухудшением частоты расписания
    3 если ту 214 идет в серию то и создание ту334 было бы удобным для унификации оборудования, а пд8 так и так делать, что для суперджета что для ту 234,
    4 двигатели сзади вполне удобны так как выход из строя одного из них лучше переносится при близком к фюзеляжу расположении, они высоко и меньше пыли попадет в них, итог= схема ту 334 лучше чем суперджета
    5 боинги оснащены секретной возможностью провокации авиакатстрофы по команде с земли именно поэтому то авиаотряд россия базируется ТОЛЬКО на полностью импортозамещенных ту 214 и ил 86 и ил 62 (кажется еще остались)
    1. 0
      Вчера, 19:08
      добавлю выход из строя заднего двигателя не так опасен нак подкрыльевого, его обломки не подожгут и не пробьют крыло наполненое керосином, пожар в нем легче локализуется, он тише в салоне ибо звук уходит назад, считаю целесоборазным вернуться к схеме ту334 тем более такие самолеты садятся и на пыльные грязные полосы
  12. +1
    Вчера, 06:34
    В России на аэродромах простаивает около 50-ти работоспособных Супеджет 100 по причине отсутствия рейсов у авиакомпаний.
    По этой же причине Комсомольский авиазавод снизил практически в два раза объм выпуска новых Суперджетов.
    Зачем России ещё один "кот в мешке" в виде Ту-334 если у авиакомпаний нет спроса на ближнемагистральный самолёт.
    1. +1
      Вчера, 08:56
      В России на аэродромах простаивает около 50-ти работоспособных Супеджет 100 по причине отсутствия рейсов у авиакомпаний.
      По этой же причине Комсомольский авиазавод снизил практически в два раза объм выпуска новых Суперджетов.

      Можно встречный вопрос задать? На Суперджеты ставятся двигатели российско-французского производства, которые в Россию больше не поставляются.
      О каком производстве Суперджетов вообще может тогда идти речь, если ПД-8 только на испытаниях?

      Зачем России ещё один "кот в мешке" в виде Ту-334 если у авиакомпаний нет спроса на ближнемагистральный самолёт.

      Спрос есть, производства самолетов нет. Есть проблемы с обслуживанием уже произведенных.
    2. -1
      Вчера, 09:36
      В России на аэродромах простаивает около 50-ти работоспособных Супеджет 100 по причине отсутствия рейсов у авиакомпаний.

      - кхм, батва какая-то, может поделитесь источником?
  13. +1
    Вчера, 07:19
    Было бы логичнее передать Беларуси в рамках Союзного государства выпуск лайнеров поменьше и попроще - Ил 112/114. Самолёт поменьше, а необходимость в нём огромная. Парк Антоновых стремительно стареет.
  14. +2
    Вчера, 07:31
    Выпуск авиатехники нужно налаживать прежде всего в РФ и площадки свободные для этого есть,просто на них нужно навести порядок уволив не эффективных управленцев ,а если нужно,то и национализировать производство...Налаживать что то за пределами РФ за счет РФ чревато тем,что в случае смены власти там мы вполне можем останемся ни с чем...как уже остались без турбин для фрегатов с Украины
  15. +2
    Вчера, 09:16
    1. Захват и освоение Моторсича...
    2. Не для того сидят во власти те кто уничтожал и авиастроение.
    3. Пока руководят эффективные крутильщики денег чужих ничего не изменится...
    4. Банду Ельцина под суд...
  16. Комментарий был удален.
  17. +1
    Вчера, 10:43
    Пока двигатели ПД не будут висеть под крыльями серийно выпускаемых самолётов, партиями от 500 штук. Лучше вообще этот мотор не упоминать. Иначе выглядит как издевательство. Все про ПД говорят, а их серийных пока нет...
  18. +1
    Вчера, 13:10
    Расстояние, которое пролетает самолёт Москва-Владивосток - 6 422 километра. Дальность полёта с максимальным запасом топлива Ту-204СМ - 8300 километров. Ту-214 практическая дальность — 6500 км, максимальное количество пассажиров — 210 чел. Ту-214 является пассажирским самолетом, который обслуживает авиалинии средней дальности. Этот самолёт закрывает все внутренние авиалинии России. Москва-Хургада - 3192 километров, Москва и Анталья - 2159 километров, Москва - Пекин - 5795 километров, Москва - Париж - 2500 км. Чем он плохой? Один самолёт "Ту-214" равен двум самолётам "Sukhoi Superjet 100", уже выгода и экономия. Тем более, SSJ-100: опасный нерусский самолёт.
  19. +1
    Вчера, 13:13
    Это чудовищная глупость про третьего члена экипажа уже надоела!Он только добавляет надёжность и качество эксплуатации.Никто не визжит по поводу того,что в американских танках 4 члена экипажа,а в русских три!
  20. +1
    Вчера, 13:19
    Всем давно понятно,что Суперджет неудачный и крайне опасный самолёт.К тому же коммерчески неэффективный и трудный в производстве.То есть барахло по всем позициям.Но у него есть плюс: огромное количество откатов и воровство бюджета.
  21. 0
    Вчера, 19:32
    Очень жаль,что в мутные времена(ЕВН) личная выгода стала приоритетом и для государственных мужей...без наказания и преследования.. вот и пришло войско менеджеров, с опытом продаж дерьма и пиджаков..