Стоит ли России связываться со строительством Никарагуанского канала?

28

Стало известно о том, что Россию вновь приглашают поучаствовать в реализации проекта Никарагуанского канала, который должен стать прямым конкурентом Панамскому. Стоит ли принять столь выгодное, на первый взгляд, предложение, и если да, то в какой форме?

«Задний двор» США


«Великий трансокеанский канал Никарагуа», как официально именуется этот инфраструктурный проект, должен соединить Карибское море и Тихий океан, пройдя через территорию Никарагуа. Его длина должна составить 278 километров, включая 105 км по водам озера Никарагуа, ширина будет варьироваться от 230 до 530 метров, глубина – от 26 до 30 метров.



Уже подсчитано, что за год данная водная артерия сможет пропустить до 5100 крупнотоннажных судов, нефтяных танкеров и контейнеровозов, со средним временем прохождения канала в 30 часов. Для сравнения, ежегодно через знаменитый Панамский канал проходит до 14 тысяч судов, и на него приходится порядка 5% от общих мировых океанских перевозок.

Вот только инфраструктура Панамского канала, запущенного в строй в 1920 году, серьезно изношена, и право за проход через него торгуется на аукционах. К примеру, общая стоимость прохода одного грузового судна может достигать 400 тысяч долларов. А кому не нравится, тот может идти в обход всей Южной Америки, минуя мыс Горн. Почему же до сих пор не был построен альтернативный Панамскому Никарагуанский канал, что разгрузило бы морские артерии и удешевило грузоперевозки?

Потому, что Панама находится на «заднем дворе» Соединенных Штатов и в их сфере влияния. Панамский канал строился американцами под эгидой Пентагона. Несмотря на то, что формально с 2000 года эта судоходная артерия была передана «туземному» правительству, Дядя Сэм имеет разнообразные рычаги воздействия на его работу, вплоть до возможности введения морской блокады силами ВМС США, если такая потребность вдруг возникнет.

О том, какие еще есть у Вашингтона способы создать проблемы конкурентам, можно судить по комментарию посла РФ в Никарагуа Михаила Леденева, который рассказал о внезапном интересе к Никарагуанскому каналу со стороны «экологов» и вдруг озаботившейся правами индейцев Межамериканской комиссия по правам человека:

Действительно, Соединенные Штаты не оставляют континент в покое, в том числе любые попытки конкуренции с уже существующими и подконтрольными США структурами, в том числе и экономического характера. Они вызывают немедленную реакцию… Кроме того, экологи озаботились этим проектом. Весьма синхронно это было сделано, как по команде. Это говорит о том, что проект действительно стоящий и стоит рассмотреть возможность его реализации.

Поможем никарагуанскому народу?


Причем тут вообще мы? Притом, что власти Никарагуа, памятуя об особенных отношениях с Советским Союзом, приглашают Российскую Федерацию поучаствовать в этом инфраструктурном проекте:

Также в рамках проекта мы уже работаем над строительством нового порта со стороны Карибского моря. Необходимый порт со стороны Тихого океана существует, так что мы проводим работы по увеличению его пропускной способности. Уже затем мы приступим непосредственно к строительству канала. Мы ожидаем, что проект будет стабильно продвигаться в следующие годы и, конечно, приглашаем российских друзей принять в нем участие.

Мы работаем над этим очень важным проектом. И 19 ноября в ходе саммита Латинская Америка - Китай для бизнес-сообществ в Манагуа наш президент [Никарагуа Даниэль Ортега] представил новый маршрут канала. В рамках этого нового проекта мы проводим новые раунды переговоров с нашими партнерами по всему миру, например, с китайскими. Мы также приглашаем российские компании, чтобы они могли изучить проект этого маршрута, заняться разработкой его технико-экономического обоснования и продвигаться в направлении реализации.

Вот только каким может быть участие нашей страны?

Интерес Никарагуа понятен: после запуска судоходного канала резко повысится региональное политическое и экономическое значение этой бедной латиноамериканской республики. Появятся новые рабочие места, и она сможет начать зарабатывать на обслуживании транзита. Вот только самостоятельно осилить такой грандиозный строительный проект страна не сможет, поскольку его бюджет в пять раз превышает ВВП.

Нужны внешние инвесторы, которые не боялись бы осложнений со стороны США, и тут обычно называют Китай и Россию. С Поднебесной все понятно: контроль над Никарагуанским каналом – это гарантированная транспортная связность Латинской Америки с Юго-Восточной Азией, собственный мост между Тихим и Атлантическим океаном, плюс точка давления на «подбрюшье» Дяди Сэма.

И у Китая, в принципе, есть все, что нужно для реализации такого инфраструктурного проекта, а именно, свободные деньги, рабочие руки, материально-техническая база, влияние и военная сила. ВМС НОАК по силам собрать авианосную ударную группу и отправить ее в Карибское море, чтобы и флаг продемонстрировать, и обеспечить свободу гражданского судоходства. А где в этой схеме Россия?

Свободных средств, которые можно вложиться в мега-стройку на другом конце Света, нет. ФНБ не бездонный, огромные деньги федерального бюджета тратятся на военные цели, а западные санкции объективно сокращают валютную выручку от экспорта. Как инвестор РФ, к сожалению, не конкурент КНР. То же касается и возможности проецирования военной силы за рубежом.

Военно-морского флота океанского класса, что можно было бы без ущерба обороноспособности отправить в дальнюю экспедицию к берегам Никарагуа, тоже, увы, нет. Если разместить там постоянную полноценную военную базу, то возникнут вопросы по ее снабжению. А закончиться все в итоге может по сирийскому сценарию, если какие-нибудь местные «повстанцы» свергнут законно избранного президента Ортегу.

Пожалуй, мы можем предложить никарагуанскому народу только услуги какой-нибудь очередной ЧВК по охране инфраструктуры канала и правопорядка. Максимум, на то стоит рассчитывать в ближайшие десятилетия, это открыть ПМТО для обслуживания надводных кораблей и подводных лодок ВМФ РФ, которые по какой-то причине окажутся в Карибском море.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    19 декабря 2024 17:43
    что Россию вновь приглашают поучаствовать в реализации проекта Никарагуанского канала,

    Строили уже ... Асуанскую плотину, социализм в Афганистане и Анголе, "Северный поток", базы в Сирии для друга Асада ... эффект в конечном итоге был только отрицательный ... хорошо, хоть не дошло до поворота сибирских рек в Среднюю Азию.
    1. 0
      20 декабря 2024 06:04
      инструктор батутной зоны, предлагаете не совать носа дальше собственной границы? Впрочем, с нынешним руководством, может, так и надо... :(
      1. -1
        20 декабря 2024 07:54
        1) Как лично я понимаю, нынешнее руководство - это давно и надолго.
        2) Я не припоминаю удачных для России экономических проектов. Про перекачку нефтегазов в Индию-Китай я в целом ничего не знаю, поэтому сказать ничего не могу.
  2. +5
    19 декабря 2024 17:54
    Этот вопрос обсуждался ещё 10-15 лет назад, но ни Китай ни Россия (естественно) не перевели его в практическую плоскость...
  3. -1
    19 декабря 2024 18:04
    Помогать в строительстве канала, который больше всего нужен северным американцам?
    Это в благодарность за американские санкции?
  4. +3
    19 декабря 2024 18:08
    На сегодняшний день не вижу смысла
  5. -1
    19 декабря 2024 18:30
    Никарагуанский канал необходим ещё и потому, что Панамский канал ограничен по тоннажу (ширина и глубины), да и последние засухи значимо урезали количества проходов. В Никарагуанский канал десятилетьем ранее КНР уже вложило миллионы, но сейчас политическая обстановка изменяется, и США уже не такие всемогущие. Тем более, если привлечь страны БРИКС, канал построить и быстро, имеются все предпосылки. Вывод: Никарагуанский канал нужен и будет прибыльным, РФ и КНР должны стать "паровозом", остальные из БРИКС подключаться, ибо политически и экономически, вариант без проигрышный..
    1. +7
      19 декабря 2024 18:55
      Для того, чтобы попасть из Атлантического океана в Тихий у нас есть СМП.
      А власть американцам поменять в Никарагуа проще, чем снять Асада в Сирии.
      И что тогда? Чемодан, корабль , Россия?
      Уж если России и строить морской канал, то лучше из Каспия в Персидский залив через Иран.
      1. +1
        19 декабря 2024 19:22
        Да вот для США поменять власть в Никарагуа не очень получается и не одно десятилетие. Если пойдут действа глобальной политики РФ и КНР, так уж точно , власть поменять у США не получится. СМП и Никарагуанский канал,- два дела очень разные. СМП: только Европа-Азия, Никарагуанский,- Азия и Американских континентов оба побережья.
  6. 0
    19 декабря 2024 19:52
    надо понять одно: да мы сильная военная держава. да самодостаточны в экономических ресурсах. но, людские ресурсы ограничены, чего не сказать о кнр. нам какую выгоду может принести никарагуанский канал? конкретно- никакой. у кнр свои мысли более ограничены своим регионом. да людских ресурсов и технологии строительства у него хоть отбавляй, но и ему сейчас он для чего? его интерес : азия, европа, африка. где тот путь к никарагуа?
  7. +2
    19 декабря 2024 21:31
    Если честно, "канал Никарагуа" никакой экономической и политической выгоды России не принесёт. Одни траты. Что из портов России, через два океана, будут везти суда и куда. Пример. Владивосток-Панамский канал = 8000 миль или 14400 км. Протяженность СМП от Санкт-Петербурга до Владивостока = 14,28 тыс. км или около 7700 морских миль . Маршрут, проходящий через Суэцкий канал намного длиннее – 23,2 тыс. км. Из Владивостока в Санкт-Петербург по пути Тихий океан - Панамский канал - Атлантический океан никто перегонять судно не будет.
    России надо развивать "Северный морской путь".
    1. -1
      19 декабря 2024 23:22
      Зачем Россия в Африке (Ливия, Мали и пр.),- по политическим причинам и далее следуют экономические и прочие бонусы. То самое с Никарагуанским каналом, политические дивиденды, а с ними и экономические, по поступлениям, как акционеру ... Никарагуанский канал не для российского транспорта, для российской политической составной (так и США и прочие действуют). До сих пор Россия отступала, пора начинать обратное движение.
      1. +1
        20 декабря 2024 00:28
        РФ, это не Советский Союз. В РФ нет газа в сёлах и деревнях, в некоторых нет электричества. Промышленность в нуле. Средства средств производства практически отсутствуют. Инфляция в стране. Денег в казне нет, власть обдирает население через разные налоги. Билеты на все виды транспорта скоро станут космическими. Транспорт скоро станет не доступен, бензин дорогой. РФ ведёт войну - расходы большие. В таких условиях вкладывать деньги в чужое развитие, это преступление. Китаю флаг в руки и пусть строит. Чтобы двигаться вперёд нужна своя экономика и свои колёса, на чужих далеко не уедешь.
        1. +2
          20 декабря 2024 00:38
          Какая была внутренняя политика РФ, такой и останется, независимо, будет ли Африка с Мали и Ливией, или Никарагуанский канал. При власти круг высших чинвников держат народ на голодном пайке, так и далее будут держать, изменить можно только сменой засидевшихся высших чиновников.
          1. +1
            20 декабря 2024 06:00
            изменить можно только сменой засидевшихся высших чиновников.

            Как говорил один знакомый сантехник, "тут всю систему менять нужно!" :))
            1. -3
              20 декабря 2024 07:59
              Как говорил один знакомый сантехник, "тут всю систему менять нужно!" :))

              Советская мифология утверждала, что после казни старшего брата Володя Ульянов сказал: "Мы пойдем другим путем". В 1917г пошли, но в 1991г выяснилось, что совсем не туда.
              Ваш сантехник = 17-летний Ульянов.
              1. +2
                20 декабря 2024 09:41
                Советская мифология утверждала, что после казни старшего брата Володя Ульянов сказал: "Мы пойдем другим путем". В 1917г пошли, но в 1991г выяснилось, что совсем не туда.

                Зато в 2024-м видно, что пришли туда, куда и планировалось yes

                Ваш сантехник = 17-летний Ульянов.

                И еще он атомную бомбу подложил под СССР, который сам же и создал yes
            2. 0
              21 декабря 2024 12:39
              Как говорил один знакомый сантехник, "тут всю систему менять нужно!

              Говорят потом этого сантехника посадили? А трубы как текли,так и текут.
      2. -1
        21 декабря 2024 09:35
        Зачем Россия в Африке

        Не Россия, а российские олигархи.
      3. +1
        23 декабря 2024 01:57
        Правильно, России поучаствовать в создании и последующем контроле такого канала мирового значения было бы явно не лишним! А за последующую "долю малую" с него, очень даже и пользительно. Правда заняты мы пока очень, но наши же инжинеры и строители каналов не копают на окраине пока оные? Значит, одно другому не мешает, и могут пока подписывать договоры, ездить в командировки за пол света и разрабатывать документацию, и проект!
        Что-то америкосы с Панамским и наглы с Суэуцким каналом вкладывались по-полной и носились до последнего, как ужаленные, а мы значит дураки и рыжие, если также захотим!
        Ну вот вражины- наглосаксы нам это и втемяшивают. Мол, сидите русские у себя на болоте и носа не кажите к приличным людям. А лучше вообще сдохните там и нечего рыпаться! А "наших" жабы подпевают им.
  8. +3
    19 декабря 2024 22:01
    Сначала одно дело доделайте. СВО само победой не закончится, само оно только поражением (перемирием) может закончиться. Одно строительство за счёт российского бюджета АЭС в Турции тянет прямиком на госизмену. Теперь ещё канал заканальте. Пындоссы вам в своём подбрюшье так заканалят - Северный поток семечками покажется. Пиннддоссыы не мы, дуракам и убогим милостыню не подают.
  9. +2
    20 декабря 2024 00:02
    Как правильно заметил автор Россия эту тему не потянет, но может быть в тандеме с кнр, получить долю в канале и упрочить сотрудничесво с кнр и никарагуа, вообще мое мнение нужно более тесно сотрудничать с кнр по всем вопросам, ...так что решение вопроса за кнр, мы за и можем сотрудничать в проекте.... что скажет трамп на это ? ..хотелось бы посмотреть на его лицо
  10. -1
    20 декабря 2024 05:57
    Если канал будут охранять ракеты Орешник, то стоит связываться! :)))
    1. 0
      20 декабря 2024 08:03
      Туда орехи ниоткуда (кроме Кубы) не долетят. Карибский кризис показал, что и с Кубы - очень проблематично.
    2. -1
      20 декабря 2024 09:07
      хроший повод продать ненужного для нас кузю китайцам а они его используют как раз в никакрагуа, подгонят туда все их авианосцыи сотни кораблей сопровождения, высадят десант в 200 тыс солдат , и возьмут на свое содержание социальную политику никарагуа все будут довольны, россия получит деньги, никарагуанцы повысят уровень жизни в разы а китай приобретет себе канал..... только дядя сэм останется с носом ...... нет , дядя сэм будет получать китайские товары через канал
  11. 0
    20 декабря 2024 12:17
    Всё заранее известно, за российские деньги построят канал, потом США устроят цветную революцию и задаром приберут канал себе....
    Нашим олигархам лишь бы побольше денег из России вывести, любым способом....
  12. +1
    20 декабря 2024 18:56
    Китайские товарищи помогут. Мы можем войти в состав с военным прикрытием канала. Под это дело можно и базу создать. Небольшую, радующую полосатых партнеров.
  13. +1
    20 декабря 2024 20:39
    Посмотрел на карту и подумал: " А ведь не ту страну Гондурасом назвали." Да и столица "Тегусигальпа" как-то не кошерно звучит. То ли дело "КУИВ".