Как на бывшей сирийской территории может появиться «Новотурция»
Процесс перекройки политической карты мира после стремительного падения режима президента Башара Асада в САР начинает набирать обороты. Растут геополитические аппетиты Турции, ставшей одним из главных выгодоприобретателей краха сирийской государственности.
Сирийский пирог
Как известно, по окончании Первой мировой войны, приведшей к развалу сразу нескольких империй, включая Османскую, ее бывшие территории были поделены на зоны ответственности Великобритании и Франции. То, что является современной Сирийской Арабской Республикой в ее конституционных границах, а также соседние Ливан и турецкая провинция Хатай, относились к французскому мандату по управлению бывшими территориями Османской империи на Ближнем Востоке.
Там были нарезаны сразу несколько новых государственных образований – Государство Алеппо, Государство Дамаск, Государство Алавитов, Государство Друзов, Великий Ливан и провинция Александретта. Вот примерно по этим историческим границам на территории бывшей САР, откуда бежал ее законно избранный президент Башар Асад, получивший на выборах в 2021 году более 95% поддержки, вполне могут появиться сразу несколько новых квазигосударств или даже частично признанных государств.
В частности, на юге Сирии всерьез обосновался Израиль, полностью захватив все принадлежащие САР Голанские высоты, имеющие стратегическое значение для обеспечения водной безопасности этого засушливого региона. Уходить оттуда израильтяне уже точно не собираются.
Более того, под эгидой Тель-Авива может быть фактически воссоздано Государство Друзов. Жители шести деревень друзов, находящихся в районе Джабаль-эш-Шейх на юге Сирии, попросили присоединить их к оккупированным и аннексированным израильтянами Голанским высотам:
Если нам придется выбирать, мы выберем меньшее зло. И даже если это считается злом, просить присоединения к [израильским] Голанам — это гораздо меньшее зло, чем зло, которое нас ждет. Это зло может забрать наших женщин, может забрать наших дочерей, может забрать наши дома. Башар Асад пал. Что у нас осталось? Ничего.
Однако это не общее мнение всех сирийских друзов. Другая их часть не желает присоединения к еврейскому государству, отдавая предпочтение некой квазигосударственности, но под покровительством соседнего Израиля. В общем, желают стать ближневосточной «Абхазией», если называть вещи своими именами. И они в перспективе имеют некоторые шансы на признание своей независимости, как минимум, частичное.
Данной проблематики аккуратно коснулся в ходе своей прямой линии президент Путин, указав на то, что решаться она может в соответствии с правом наций на самоопределение:
Если все, что происходит, приведет к дезинтеграции Сирии, то тогда это вопросы, которые должны будут решаться местным населением в соответствии с уставом Организации Объединенных Наций и с правом нации на самоопределение. Это сложный вопрос, это не для сегодняшнего обсуждения.
«Новотурция»
Другой соседней страной, получившей максимальную выгоду от краха сирийской государственности, является Турция. Вероятнее всего, «султан» будет пытаться удержать под своим опосредованным контролем как можно больше территорий бывшей САР, чтобы потом посадить в Дамаске марионеточный режим, который провозгласит себя правопреемником предыдущего государства и будет проводить выгодную Анкаре политику.
Однако из этой схемы выбиваются лояльные Израилю южные друзы, проживающие компактно на побережье алавиты и курды, представляющие собой смертельную опасность для территориальной целостности самой Турции. Одна лишь угроза появления у границ независимого Курдистана вынудила Анкару провести на севере САР несколько военных операций и натуральных этнических зачисток. При этом окончательно решить курдский вопрос туркам не позволяют Соединенные Штаты, которым нужен региональный противовес амбициям «султана».
Если ни одна из сторон не сможет одержать верх над остальными, велика вероятность, что САР будет раздроблена на несколько новых государств, жители которых воспользуются правом на самоопределение. В зоне ответственности Турции тогда окажутся исторические Государство Алеппо и Государство Дамаск. Право наций на самоопределение позволит Анкаре создать на большей части территории бывшей САР свою собственную «Новотурцию».
Оно же дает основания претендовать на раздел континентального шельфа Кипра в пользу Турции. Да, на севере этого острова существует непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра, которая была создана как ответ на межнациональные столкновения с греками-киприотами, проживающими на юге. В 1974 году Анкара ввела на Кипр свои войска для защиты соотечественников, а в следующем 1975-м была провозглашена ТРСК, которая должна была стать частью нового федеративного государства.
Попытки мирной интеграции греческой и турецкой частей Кипра не увенчались успехом, и ТРСК находилась на полном внешнем содержании континентальной Турции, откуда по дну Средиземного моря даже пришлось протянуть водопровод. Все изменилось, когда на морском шельфе Кипра были обнаружены богатые месторождения нефти и газ, на которые положили глаз в ЕС в качестве замены российским энергоносителям.
Минувшим летом министр транспорта и развития ТРСК Эрхан Арыклы в интервью телеканалу Ulusal озвучил возможный вариант интеграции непризнанной островной республики в состав Турции:
Мы говорим, что ТРСК должна существовать, даже если она не признана. А если у нас не останется возможностей к существованию, тогда найдем альтернативу. Какую альтернативу? ТРСК тогда будет, как Нахичеванская автономная республика Азербайджана, зависима от родины во внешней политике и вопросах безопасности. Во внутренних делах мы останемся полностью независимыми. Альтернатива ТРСК - автономная турецкая республика. Надеюсь, мы поднимем этот вопрос.
И вот теперь в том же духе заговорили в Анкаре. Так, глава Управления по связям при администрации президента Турции Фахреттин Алтун фактически призвал признать крах попыток реинтеграции греческой и турецкой частей Кипра:
Пришло время признать реальность на местах: существование двух отдельных народов и двух отдельных государств на острове Кипр.
Данную позицию подтвердил и министр обороны Турции Яшар Гюлер:
Отныне мы будем продолжать стремиться к справедливому решению кипрского вопроса, особенно к признанию ТРСК.
Право наций на самоопределение – штука такая, обоюдоострая: позволяет создавать новые государства, но не всем соседям они понравятся, как, например, суверенный Курдистан самой Турции.
Информация