«Дейтон-2»: может ли Россия повторить судьбу Югославии?

34

Главной геополитической катастрофой XX века считается распад СССР, последствия чего теперь аукаются в Молдавии с ее Приднестровьем, Азербайджане с уже бывшим Арцахом, Грузии и Абхазии с Южной Осетией, а также на Украине. При этом как бы в тени остается распад Югославии, который некоторыми экспертами и аналитиками называется базовым сценарием, уготованным Западом уже РФ.

Югославский сценарий


Несмотря на название, Социалистическая Федеративная Республика Югославия, или СФРЮ, была самой капиталистической из всех стран социалистического блока. При этом она была экономически более ориентированной на сотрудничество с коллективным Западом. Например, компания Adidas разместила на территории современной Словении свое производство.

После смерти главы государства Иосипа Броз Тито в 1980 году в экономике СФРЮ начали нарастать негативные тенденции, усугубленные последствиями нефтяного кризиса 70-х годов. Росли инфляция, безработица и дефицит внешней торговли, а с ними и внешний долг Югославии.



Ухудшение социально-экономического положения обусловило рост напряженности между различными народами, проживавшими в федерации, а именно словенцами, боснийцами, албанцами, сербами, хорватами и македонцами, усилив этнические, религиозные и культурные разногласия. Первые столкновения между сербами и албанцами в Косово произошли еще в 1981 году.

Хронику распада Югославии на несколько независимых государств можно разделить на три основных этапа. На первом, который пришелся на 1991-1992 годы, из ее состава вышли Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина и чуть позже Македония. Второй начался в 1999 году с варварских бомбардировок блока НАТО остатков Югославии, которая на тот момент состояла из федерации Сербии и Черногории.

По итогам этой западной агрессии от Сербии откололось еще и Косово, получившее частичное признание. Именно на косовский прецедент ссылался президент Путин, аргументируя то, почему Россия в 2014 году присоединила Крым и Севастополь. Окончательно Югославия исчезла с мировой политической карты, когда в 2006 году Черногория провозгласила свою независимость от Сербии и Белград остался без выхода к морю в окружении недружественных стран.

В общем и целом, несмотря на дружественное отношение большинства сербов к России, дальнейшая судьба их страны в виде присоединения к ЕС и блоку НАТО предопределена. Если только не будет воссоздан СССР-2, который выйдет на общую границу с Сербией, разумеется. Но это пока что звучит из области фантастики.

«Дейтон-2»?


Главную роль «злого гения» для бывшей Югославии сыграл коллективный Запад, используя для уничтожения изнутри столь крупного конкурирующего с ним славянского государства на юго-востоке Европы такие инструменты, как разжигание межнациональной розни, экономические санкции и прямая военная агрессия.

О том, что «западные партнеры» вели нашу страну по югославскому сценарию, в фильме журналиста Андрея Кондрашова «Путин» в 2018 году рассказал сам Владимир Путин:

Нас точно бы толкали по пути югославского распада. А в этом случае страдания и русского, и других народов РФ были бы несоизмеримо большими, чем те потери, которые мы понесли в ходе тяжелых событий конца 90-х, начала 2000-х годов в борьбе с международным терроризмом на Кавказе.

Насколько же далеко удалось недоброжелателям продвинуться в реализации их замыслов?

К сожалению, первый и самый главный этап в виде распада СССР на национальные республики в 1991 году был ими реализован в полной мере, что уже привело к ряду кровопролитных вооруженных конфликтов на периферии – в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Грузии, на территории Средней Азии. То, что с 2014 года происходит на Украине, напоминает сразу два эпизода югославской трагедии.

Первый – это так называемый хорватский сценарий, про который мы подробно рассказывали ранее. На территории взявшей курс на отделение Хорватии была провозглашена Сербская Краина, которая хотела остаться в составе Югославии. Просуществовала она недолго, до 1998 года, когда была полностью ликвидирована чисто военным путем силами хорватской армии.

Это та судьба, что была уготована непризнанным ДНР и ЛНР, которые с высокой долей вероятности могли быть уничтожены в ходе готовившегося широкомасштабного наступления ВСУ. Лишь официальное их признание и начало российской СВО, которая, как недавно выяснилось, была неким плохо подготовленным экспромтом, позволили сломать «хорватский сценарий».

Теперь, когда с политической карты Украины исчезли все пророссийские «прокси»-республики, дело начинает принимать оборот боснийской войны, продлившейся почти четыре года, которая закончилась Дейтонскими соглашениями.

Напомним, что для предотвращения кровопролитных боестолкновений на территорию Боснии и Герцеговины тогда вводились так называемые силы по стабилизации (IFOR, позднее SFOR) численностью около 60 тысяч человек под командованием блока НАТО. К такому же исходу «западные партнеры» нас сейчас плавно подводят и на Украине с так называемыми европейскими миротворцами.

Интересно то, как именно по Дейтонским соглашениям было урегулировано послевоенное устройство Боснии и Герцеговины. В соответствии с ними де-факто она превратилась в конфедерацию с двумя обособленными административно-территориальными образованиями – Мусульмано-Хорватскую федерацию Боснии и Герцеговины, занявшую 51% территории республики, и Республику Сербскую, которой достались остальные 49%.

Кое-кому такой исход конфликта на территории Украины даже может показаться приемлемым, если его предложит сам «гегемон». Вопрос в том, из каких именно территорий будет тогда формироваться наша «Республика Сербская – 2»? И насколько хорошо живется вместе после жестокой гражданской войны сербам, хорватам и боснийцам?

Помимо того, не стоит забывать, что после временного затишья, о котором договорились в Дейтоне, были война в Косово в 1998 году и бомбардировки Белграда силами НАТО в 1999-м.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    23 декабря 2024 13:20
    Все монархии были основаны на зависимости окраин от центра.Такой была Сербско-хорватская монархия.Социализм сгладил экономическую разницу между центром и окраинами.Скрепом оставалась идея.И вот когда эта идея лопнула все пошло прахом.Хорваты забыли,что во время ВМВ воевали вместе с хорватами.Национализм сделал свое дело.
  2. -2
    23 декабря 2024 13:52
    узнаю руку профессионала,как всегда обьемно,точно,красочно
  3. -3
    23 декабря 2024 14:09
    Настоятельно рекомендуем людям, проживающим в США, покинуть эту территорию и вернуться на свои исторические родины. laughing
  4. +8
    23 декабря 2024 14:14
    Почему уважаемый Автор плавно съезжает к Украине: "Дейтон-2", хотя в том же заголовке у него: "может ли Россия повторить судьбу Югославии?"?
    Россия может повторить судьбу ...СССР – если не начнет ускоренно развиваться, хотя бы по китайскому образцу!
    1. -4
      23 декабря 2024 14:30
      ...и вы съезжайте. laughing
      1. -3
        24 декабря 2024 13:31
        P.S. Единственно правильный путь развития России. Это делать из бывшей социалистической республики полноценное государство. Напомню, что либералы развалили нашу страну, и ничего не строили.
        Кому интересно, можете подумать, почему функции государства так важны. И в чём они состоят. smile
    2. +1
      23 декабря 2024 16:57
      Уважаемый Комментатор, не объясните ли Вы, почему Россия должна начать развиваться по китайскому образцу? Ведь развиваться по западному образцу после развала СССР Россия тоже начала, но однозначного и окончательного успеха пока не видно. Чем китайский образец лучше западного образца для России?
      1. 0
        24 декабря 2024 02:10
        Цитата: Reklastik
        .... Чем китайский образец лучше западного образца для России?

        Чтобы ответить, сначала нужно знать, чем социализм отличается от капитализма.

        По определению, данному ещё в 19 веке, социализм отличается правами социума. А вовсе не формой собственности. Об этом писал ещё Энгельс:

        Если бы гос собственность означала переход к социализму, то и Наполеона Бонапарта надо было считать коммунистом.

        Он занимался национализацией некоторых предприятий.

        Кстати, Гитлер тоже занимался национализацией. В добывающей отрасли Рейха.

        Социализм отличается от капитализма формой демократии: правами выборного органа власти. Это проявляется в виде лозунга :

        Вся власть - Советам !

        В современном Китае полномочия Всекитайского собрания огромны. Как и полномочия Верховного Совета в СССР.
        А в современной России Гос Дума бесправна.

        Но даже и Гос Дума отметила в своём постановлении в марте 1996, что придя к власти Ельцин первым делом совершил два уголовных преступления : первое--раздел СССР, а второе-уничтожение Всероссийского съезда нар-депов в октябре 1993.

        То, что нашему обществу это все было абс пофиг, сегодня означает одно. Смысл деяний Ельцина стал доходить до мозгов только сегодня, когда нынешние депутаты наблюдают по телеку, что происходит на Украине с детьми диванных наблюдателей расстрела Съезда нар-депов в октябре 1993. hi

        Капитализм - это не только приватизация. Это прежде всего, когда три чувака делят страну под 300 миллионов населения - - ночью в Беловежском лесу под елочкой и никого не спрашивают.
        1. -1
          24 декабря 2024 09:02
          социализм - это всё-таки ОБЩЕСТВЕННАЯ собственность на средства производства, а не государственная...

          была ли в СССР собственность общественной? отчасти безусловно...ибо получать квартиры за труд не равно пахать на банкира по 20-30 лет в надежде отработать ипотеку...

          а насчёт Гитлера...извините, а разве предприятия Круппа были национализированы?

          для власти Гитлера верное определение дал Георгий Димитров: " открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала."

          Далее, Энгельс был ТОЛЬКО теоретиком, а теория и практика не всегда релевантны...

          например, теория социалистической революции в развитых странах показала ПОКА полную несостоятельность, ибо ни Россия, ни Китай на момент Революции и близко не были развитыми...

          но в целом Вы правы, Советы должны играть в социалистическом обществе важнейшую роль. чего не было в позднем СССР. и если при Сталине и после ВОВ было не время для "широкой народной демократии", то после восстановления страны КПСС забрала на себя всю полноту власти, а советы по сути стали лишь декорацией...

          Итогом всего этого стало проникновение в партию карьеристов и прочих персонажей, которые и спустя 30 лет краха СССР, остаются у власти в РФ
        2. +1
          24 декабря 2024 11:47
          Не надо выдергивать из контекста и перевирать Ф. Энгельса, у которого по смыслу: частичное огосударствление – это еще не социализм!
        3. -4
          24 декабря 2024 15:46
          Сидоров, чувак, ваше желание строить похвально. Только. Хочется узнать, что вы умеете делать? Начните с экономики нашей страны. Вы не интересовались мнением других людей, например, что говорит Хазин? Он по образованию экономист. drinks
  5. +8
    23 декабря 2024 16:42
    30 лет реформ в России вернули в страну крепостничество.
    Только если раньше крепостничество было понятием юридическим, сегодня оно стало экономическим.
    Экономическое крепостничество - это полная и абсолютная зависимость основной массы народа от зарплат, налогов, штрафов и платежей.
    Есть экономические баре и дворяне и есть экономические крепостные.
    Будет ли между ними конфликт?! Неизбежно.
    А это прекрасный повод для внешних игроков осуществить развал и раздел современной России.
    Как бы я хотел ошибиться!
    1. -4
      23 декабря 2024 17:33
      prior, говорите прямо! Кто будет делать перестройку?
      И не забудьте огласить свой план. Кстати, а где Чубайс? laughing
      1. +1
        23 декабря 2024 17:38
        Говорю прямо.
        Перестройку начнёт делать тот, кто придёт после Путина.
        Мой план - ничего не планировать на послезавтра.
        Чубайс точно не в России. bully
        1. -3
          23 декабря 2024 18:28
          Это не перестройка. Похоже, что вы решили подождать с оглашением планов. Как вариант, планов, что-то строить, у вас просто нет. laughing
  6. +7
    23 декабря 2024 17:22
    рассказал сам Владимир Путин:.

    Все 20 лет своего правления, Путин и создаёт условия развала России. СВО это финальный аккорд. Достаточно сравнить как Китай развивался эти 20 лет и как Россия. А что Путину мешало развиваться как Китай, хотя бы на 30% китайского? Он ведёт себя так, как будто он глухой, слепой и живёт в закрытом бункере. Каждый год ему миллионы вопросов прямо со всей страны задают и каждый год он ведёт себя так как будто первый раз об этом слышит. Ладно ему на свой народ наплевать, так ему же военные про Курск говорили, теперь депутат Луговой в открытую говорит о предательстве в высших эшелонах власти.

    Депутат ГД РФ Андрей Константинович Луговой 10 декабря 2024 года на пленарном заседании законодательного органа России выступил с докладом «Об угрозе мигрантский бунтов в России», в котором обосновано, с фактами и на цифрах, предупредил законодателей о вероятности в самом ближайшем времени возникновении мигрантских бунтов, управляемыми спецслужбами Британии и США с опорой на российскую 5-ю колонну.

    https://usprus.ru/category/item/5754-rossii-grozit-vosstanie-migrantov-lugovoj
    И что, результат какой? Генерала убили, а ведь Бастрыкин с этой же трибуны спрашивал, что сделано после Крокуса! А Путин у нас кто? Как будто это где то на "Луне" происходит и его это не касается. Путин привёл страну уже к войне и ведёт к ещё более страшной - гражданской! Потому что только гражданская война уничтожит Россию как государство! СССР, Горбатый начал разваливать с национальных республик. А как развалить Россию ? Правильно, надо эти национальные республики завести - переселить в Россию!!
    1. +5
      23 декабря 2024 23:14
      Гражданская война либо уничтожит Россию как государство, либо очистит её от коррупционеров, подмявших под себя буквально всё. Но если не очистить общество от них, то они рано или поздно уничтожат Россию как государство, ибо пока они самозабвенно распихивают по карманам бабки, выделенные, к примеру, на импортозамещение, сводя его к переклеиванию шильдиков, другие страны технологически развиваются. А будущее вполне конкретно отрисовывается противостоянием дронов в БУ. У кого технологии, тот и подомнёт под себя всех. И пока что у "них" Атлас и Биг Дог, а у нас истукан Фёдор, даже о котором, кстати, уже давно ни слуху ни духу.
      1. +2
        24 декабря 2024 09:19
        для гражданской войны нужна вторая сила...извините, второй силой Зюганов что ли с орденом Столыпина станет???

        если же второй силой станут так называемые "националисты",то уж извините, лучше остаться в долгом государстве кое-кого...тут умирание хотя бы постепенное...а у капустобородых всё грохнется гораздо быстрее...пока они будут "изобретать" "русскую" физику, от нас последние якуты разбегутся под крыло Эрдогана...

        1. +2
          24 декабря 2024 09:43
          будущему российскому государству крайне необходимо сохранить ХОТЯ БЫ нынешнюю территорию РФ...поэтому нужны не национализмы, а образ СОВМЕСТНОГО будущего...

          ибо рассказывать как русские всех кормят - это хорошо, только вот с потерей нефте и газовых месторождений экономика "русских" перейдёт к натуральному хозяйству...да и в регионах, в которых нефть с газом останется никакой сытой жизни не будет, ибо ресурсы небольших государственных квазиобразований очень быстро перейдут к транснациональных корпорациям...

          наша сила в единстве. за что собственно и боролись наши предки, особенно в годы ВОВ
        2. +1
          25 декабря 2024 20:21
          для гражданской войны нужна вторая сила...

          Всё правильно. А бунт Пригожина ко второй силе отнести можно? Я считаю, что если бы у Пригожина была хоть какая идея в голове, кроме денег, у нас был бы другой президент. Что то я не видел запутинцев бросившихся защищать своего "кумира".
          Поэтому эта вторая сила, может появиться в любой момент.
    2. +3
      24 декабря 2024 09:16
      Горбатый начал разваливать с национальных республик. А как развалить Россию ? Правильно, надо эти национальные республики завести

      а что, в России сейчас национальных республик нет?

      или что помешает создать условную "уральскую Республику" с лозунгом "хватит кормить Москву"???

      тем более, что откровенно жирующая московская "ылита" на фоне стагнирующей провинции всё к подобным настроениям и ведёт...

      да и не из-за национальных республик СССР распался...тот же Назарбаев никуда особо не собирался...Латвию Рижский ОМОН в считанные часы в стойло отправил, в Вильнюсе тоже...

      а потом их предали, и предали в Москве...эти все армении и эстонии были мелочами...даже если бы они вышли из состава, Союз мало бы что потерял кроме географических плюшек...центробежные стремления были в Москве и Украине...в двух сильнейших республиках страны...

      да и в Беловежской пуще ни таджиков, ни киргизов, ни молдаван не было...
      1. -4
        24 декабря 2024 18:38
        Было остановлено "цветное" нашествие либералов на власть коммунистов. Которое неминуемо должно было закончиться гражданской войной. Не закончилось.

        Стройте. Стройте новую Россию. Но без революций. Все сегодняшние революционеры это либо дyрaки, либо последователи либералов, которые не ожидали, что коммунисты выберут мир, чтобы спасти Россию. yes
  7. -4
    24 декабря 2024 09:42
    А, обычная идея Сергея.
    Может, не может... а может и не как в Югославии...

    У нас есть ВВП, а у них небыло. Вот и все.
    1. -2
      24 декабря 2024 13:12
      Товарищ Латышев, спасибо. Я ваши комментарии, часто просматриваю. И если вы ругаете автора, значит, автор правильно беспокоится.
      Жду вашего ответа на вопрос. Чей Крым? laughing
      1. -1
        24 декабря 2024 16:19
        Наш конечно. Российский.
        А что вы и часть других потоком цепляетесь к комментам, а не обсуждаете заметки, заметно
        1. -2
          24 декабря 2024 16:57
          Товарищ Латышев, вы ошибаетесь, когда рисуете виртуальную картинку моего цепляния. Или я вас не понимаю, это тоже возможно.
          В любом случае, когда вы говорите об обычных идеях Сергея, то вы "цепляете" автора статьи. Поэтому и я иногда вам об этом, или других похожих ситуациях, говорю. yes
          1. -1
            24 декабря 2024 17:02
            Дык, видел, бывало что под каждым комментом ваши очень ценные замечания не по теме
            1. -2
              24 декабря 2024 18:07
              Товарищ, предлагаю оставить мою личность и личность автора статьи в покое. Может ли Россия повторить судьбу Югославии?
              Напомню, что вы прицепились к тому, что это обычная идея Сергея. Про ВВП тоже, маловразумительно. Увы.

              Совсем коротко, я своё мнение изложил. Сегодня, 16:04.
              1. -2
                24 декабря 2024 18:59
                P.S. Вот, ещё добавил. Сегодня, 18:38 yes
                Или так:
                https://topcor.ru/54902-dejton-2-mozhet-li-rossija-povtorit-sudbu-jugoslavii.html#findcomment503065
              2. -1
                24 декабря 2024 19:00
                Дык, опять юлите вбок. Типа, сами к половине почти коментариев цеплялись не по статье, но самого себя - ни-ни...
                .
                1. -2
                  24 декабря 2024 19:14
                  Прекратите цепляться! am
  8. -2
    24 декабря 2024 16:04
    С гражданской войной можно справиться, и думаю, что легко. Я говорю об оранжевых гражданских войнах. Начинать надо с наглой рыжей морды, из которой торчит английский язык. laughing
  9. 0
    24 декабря 2024 19:32
    базовый сценарий... Югославия это СССР в миниатюре а РФ это СССР в миниатюре и что то типа Югославии 1999года... выводы
  10. 0
    24 декабря 2024 19:37
    Крайна и украина суть одно и то же и виновник то же папа римский ведь униаты укропы ему подчиняются и усташи/фашисты хорваты то же
    кстати сербы это балканские русские как и болгары кроме элиты а русские по сути евразийские сербы