«Звездный ковчег»: Самые необычные космические корабли России
Сегодня вспомним о проектах наиболее странных космических кораблей, представленных в постсоветской России.
В последнее время западные компании явили миру множество проектов пилотируемых космических аппаратов и некоторые из них действительно весьма оригинальны. Речь не только про Starship Илона Маска. В прошлом году Lockheed Martin показала концепт нового космического корабля MADV (Mars Ascent/Descent Vehicle), способный садиться на поверхность Красной планеты. В то же время российские разработки все чаще ассоциируются с советским наследием, а вернее — «выжиманием» из него последнего. Доля правды в этом, конечно, есть. Даже самые последние версии «Союза» выглядят весьма архаично: это же, увы, можно сказать и про созданный на его базе грузовой «Прогресс». Хорошо это или плохо, но перспективная «Федерация» также не станет революцией: ее, скорее всего, будут на Западе воспринимать как «русский Dragon» или что-то в этом духе. Но, справедливости ради, российские инженеры предлагали и предлагают свое виденье того, как можно улучшить космические запуски. Именно об этих идеях мы сегодня и поговорим.
«Клипер»
Разрабатываемый в РКК «Энергия» с 2000 года корабль «Клипер» уже забыли, но некогда он имел неплохие шансы на то, чтобы стать воплощением российских технологий будущего. Это, напомним, многоразовый космический корабль, который внешне похож на уменьшенную версию американского Шаттла. Главной его особенностью стала многоразовая капсула, которую можно использовать для запусков много раз. Конструкция, похожая на «утюг» должна была позволять возвращать корабли на Землю путем планирования в верхних слоях атмосферы и посадки в самолетном режиме. На орбите же одним из главных преимуществ видели возможность совершать сложные маневры: двигатели орбитального маневрирования хотели сделать на топливной паре этанол/жидкий кислород. «Сухие» же характеристики корабля, в целом, сравнимы с характеристиками более поздних частично-многоразовых аппаратов. При массе в 13-14 тонн «Клипер» мог бы брать на борт до четырех членов экипажа при запуске и возвращать обратно на Землю до пяти человек. Масса доставляемого груза — 700 килограммов. Старты хотели осуществлять с помощью ракеты-носителя «Онега».
Видели «Клипер» и как инструмент покорения других планет, и как туристический комплекс, и как базу для отработки технологий будущего. Однако чаще всего его воспринимали как средство доставки грузов и людей на МКС. То есть, корабль должен был стать заменой «Союзу». Но не стал ею. О причинах этого судить тяжело, однако, очевидно, что в первом десятилетии 2000-х денег у «Энергии» на столь сложный проект просто не было. Уже в 2009 году корпорация победила в новом конкурсе, результатом чего и стало появление проекта «Федерация». К слову, его будущее не многим менее туманно, чем у «Клипера» в 2000-е. Напомним, что сейчас она существует только как макет. На этом же этапе остался и ее предок.
МАКС
МАКС — это не только аббревиатура известного авиасалона, но также и название нереализованного космического корабля. «Многоцелевую авиационно-космическую систему» правильней назвать советской, чем российской, однако работы в рамках проекта продолжались и после распада СССР. В центре концепции лежал так называемый воздушный старт, при котором запуск космического аппарата производят не с земли, как в случае с обычными ракетами, а в воздухе, с применением специального самолета-носителя. Двухступенчатый комплекс должен был в себя включать огромный Ан-225 «Мрия» и орбитальный космический корабль-космоплан. Для реализации пилотируемого старта намеревались использовать огромный топливный бак, который крепился к наружной части ракетоплана. Таким образом, чисто внешне он напоминал американский Шаттл, но, как и в случае с «Клипером» был намного меньше по своим размерам. Если же запуск беспилотный, то баки можно было разместить внутри корабля. Еще на всякий случай прорабатывал вариант «МАКС-Т», при котором беспилотный корабль должен был выводиться на орбиту с помощью привычной ракеты-носителя. В вариантах с запускаемым посредством воздушного старта ракетопланом полезный груз на низкую орбиту составлял 7 тонн, а в случае с ракетой — 18 тонн.
Главной причиной отказа от проекта стал крах СССР, однако в 2012 году проект получил вторую путевку в жизнь, уже в доработанном виде. Тогда НПО «Молния» и завод имени Мясищева взялись за работку новых аэрокосмических систем для суборбитальных туристических полетов и вывода на орбиту коммерческих спутников. В качестве носителей стали рассматривать уже не «Мрию», которая осталась на Украине, а самолет М-55 «Геофизика» и транспортировщик ЗМ-Т. Согласно замыслу, космический аппарат должен был стартовать с помощью твердотопливного ракетного ускорителя, достигая высоты в 120 километров. Само собой, финансовые трудности последних лет и, конкретно проблемы космической отрасли, не прибавляют шансов на рождение чего-то подобного в обозримой перспективе. Да и конкуренция на поприще космического туризма с каждым годом будет только расти.
Проект Владимира Денисова
Еще менее известный, однако, гораздо более амбициозный проект, предложенный сотрудником ракетного центра им. Хруничева Владимиром Денисовым. На концепцию в 2017 году обратило внимание РИА Новости. В центре ее находится космический корабль, которому для запуска не нужна ракета-носитель. Совсем. Таким образом, речь идет об одноступенчатой аэрокосмической системе. Предполагается, что ее можно будет использовать много раз. Стартовая масса изделия должна достигать 500 тонн. Для преодоления столь тяжелой конструкцией «гравитационного колодца», Денисов предложил применить ядерную установку комбинированного типа. Как следует из доклада, аппарат предлагается снабдить электроракетными двигателями и бортовой ядерной электростанцией. Для достижения отдаленных космических объектов Владимир Денисов предложил использовать космические заправщики. Кстати, что-то похожее предлагает Илон Маск со своим Big Falcon Rocket. Однако, конечно, уровень проработки у SpaceX несравнимо выше, да и не претендует пока что компания Маска на описанную выше революцию.
К слову, сам проект Денисова базируется не на пустом месте. В его основе лежит нереализованный проект советского суборбитального аппарата МГ-19. Этот проект разрабатывали в КБ «Мясищева». Как несложно догадаться, он так и остался проектом. Говорят, даже в советские годы предложенную схему сочли слишком революционной.
В последнее время западные компании явили миру множество проектов пилотируемых космических аппаратов и некоторые из них действительно весьма оригинальны. Речь не только про Starship Илона Маска. В прошлом году Lockheed Martin показала концепт нового космического корабля MADV (Mars Ascent/Descent Vehicle), способный садиться на поверхность Красной планеты. В то же время российские разработки все чаще ассоциируются с советским наследием, а вернее — «выжиманием» из него последнего. Доля правды в этом, конечно, есть. Даже самые последние версии «Союза» выглядят весьма архаично: это же, увы, можно сказать и про созданный на его базе грузовой «Прогресс». Хорошо это или плохо, но перспективная «Федерация» также не станет революцией: ее, скорее всего, будут на Западе воспринимать как «русский Dragon» или что-то в этом духе. Но, справедливости ради, российские инженеры предлагали и предлагают свое виденье того, как можно улучшить космические запуски. Именно об этих идеях мы сегодня и поговорим.
«Клипер»
Разрабатываемый в РКК «Энергия» с 2000 года корабль «Клипер» уже забыли, но некогда он имел неплохие шансы на то, чтобы стать воплощением российских технологий будущего. Это, напомним, многоразовый космический корабль, который внешне похож на уменьшенную версию американского Шаттла. Главной его особенностью стала многоразовая капсула, которую можно использовать для запусков много раз. Конструкция, похожая на «утюг» должна была позволять возвращать корабли на Землю путем планирования в верхних слоях атмосферы и посадки в самолетном режиме. На орбите же одним из главных преимуществ видели возможность совершать сложные маневры: двигатели орбитального маневрирования хотели сделать на топливной паре этанол/жидкий кислород. «Сухие» же характеристики корабля, в целом, сравнимы с характеристиками более поздних частично-многоразовых аппаратов. При массе в 13-14 тонн «Клипер» мог бы брать на борт до четырех членов экипажа при запуске и возвращать обратно на Землю до пяти человек. Масса доставляемого груза — 700 килограммов. Старты хотели осуществлять с помощью ракеты-носителя «Онега».
Видели «Клипер» и как инструмент покорения других планет, и как туристический комплекс, и как базу для отработки технологий будущего. Однако чаще всего его воспринимали как средство доставки грузов и людей на МКС. То есть, корабль должен был стать заменой «Союзу». Но не стал ею. О причинах этого судить тяжело, однако, очевидно, что в первом десятилетии 2000-х денег у «Энергии» на столь сложный проект просто не было. Уже в 2009 году корпорация победила в новом конкурсе, результатом чего и стало появление проекта «Федерация». К слову, его будущее не многим менее туманно, чем у «Клипера» в 2000-е. Напомним, что сейчас она существует только как макет. На этом же этапе остался и ее предок.
МАКС
МАКС — это не только аббревиатура известного авиасалона, но также и название нереализованного космического корабля. «Многоцелевую авиационно-космическую систему» правильней назвать советской, чем российской, однако работы в рамках проекта продолжались и после распада СССР. В центре концепции лежал так называемый воздушный старт, при котором запуск космического аппарата производят не с земли, как в случае с обычными ракетами, а в воздухе, с применением специального самолета-носителя. Двухступенчатый комплекс должен был в себя включать огромный Ан-225 «Мрия» и орбитальный космический корабль-космоплан. Для реализации пилотируемого старта намеревались использовать огромный топливный бак, который крепился к наружной части ракетоплана. Таким образом, чисто внешне он напоминал американский Шаттл, но, как и в случае с «Клипером» был намного меньше по своим размерам. Если же запуск беспилотный, то баки можно было разместить внутри корабля. Еще на всякий случай прорабатывал вариант «МАКС-Т», при котором беспилотный корабль должен был выводиться на орбиту с помощью привычной ракеты-носителя. В вариантах с запускаемым посредством воздушного старта ракетопланом полезный груз на низкую орбиту составлял 7 тонн, а в случае с ракетой — 18 тонн.
Главной причиной отказа от проекта стал крах СССР, однако в 2012 году проект получил вторую путевку в жизнь, уже в доработанном виде. Тогда НПО «Молния» и завод имени Мясищева взялись за работку новых аэрокосмических систем для суборбитальных туристических полетов и вывода на орбиту коммерческих спутников. В качестве носителей стали рассматривать уже не «Мрию», которая осталась на Украине, а самолет М-55 «Геофизика» и транспортировщик ЗМ-Т. Согласно замыслу, космический аппарат должен был стартовать с помощью твердотопливного ракетного ускорителя, достигая высоты в 120 километров. Само собой, финансовые трудности последних лет и, конкретно проблемы космической отрасли, не прибавляют шансов на рождение чего-то подобного в обозримой перспективе. Да и конкуренция на поприще космического туризма с каждым годом будет только расти.
Проект Владимира Денисова
Еще менее известный, однако, гораздо более амбициозный проект, предложенный сотрудником ракетного центра им. Хруничева Владимиром Денисовым. На концепцию в 2017 году обратило внимание РИА Новости. В центре ее находится космический корабль, которому для запуска не нужна ракета-носитель. Совсем. Таким образом, речь идет об одноступенчатой аэрокосмической системе. Предполагается, что ее можно будет использовать много раз. Стартовая масса изделия должна достигать 500 тонн. Для преодоления столь тяжелой конструкцией «гравитационного колодца», Денисов предложил применить ядерную установку комбинированного типа. Как следует из доклада, аппарат предлагается снабдить электроракетными двигателями и бортовой ядерной электростанцией. Для достижения отдаленных космических объектов Владимир Денисов предложил использовать космические заправщики. Кстати, что-то похожее предлагает Илон Маск со своим Big Falcon Rocket. Однако, конечно, уровень проработки у SpaceX несравнимо выше, да и не претендует пока что компания Маска на описанную выше революцию.
К слову, сам проект Денисова базируется не на пустом месте. В его основе лежит нереализованный проект советского суборбитального аппарата МГ-19. Этот проект разрабатывали в КБ «Мясищева». Как несложно догадаться, он так и остался проектом. Говорят, даже в советские годы предложенную схему сочли слишком революционной.
Информация