Найденные отметины на фюзеляже азербайджанского самолета говорят о воздействии извне

58

Фотографии и видеосъемка самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines, который разбился 25 декабря в Казахстане, свидетельствуют, что Embraer E190AR был поврежден воздействием извне. Отметины на фюзеляже очень похожи на шрапнель от зенитной ракеты. Их выявили в хвостовой части лайнера, там, где находится руль высоты.

О взрыве и неких осколках говорят и выжившие пассажиры.



Так, Субхонкул Рахимов рассказал Russia Today, что пилоты пытались три раза посадить борт в Грозном. В регионе в тот момент был сильный туман.

В третий раз что-то взорвалось. Был взрыв – я бы не сказал, что внутри самолета. Где я сидел, у меня обшивка рядом отлетела

– отметил очевидец.

По его словам, после этого он потянулся за спасательным жилетом, а в нем была дырка.



Жилет взял, смотрю, в жилете дырка – осколком пробило. После этого взрыва как раз между ног у меня – где-то там вот – этот осколок прилетел и попал. Он жилет насквозь пробил

– уверяет Рахимов.

Ранее сообщалось, что авиакомпания Azerbaijan Airlines опубликовала список людей, которые летели на разбившемся в Казахстане самолете. Лайнер осуществлял рейс по маршруту Баку – Грозный, но был перенаправлен на аэродром в Актау. На борту находились 62 пассажира и пять членов экипажа. По предварительной информации, среди них были 16 граждан РФ, 37 – Азербайджана, 6 – Казахстана и 3 – Киргизии. В оперштабе МЧС Казахстана сообщали о 29 выживших.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 декабря 2024 16:57
    как там один персонаж 6 дней назад сказал? "я смотрю на Россию как на семью"???

    ну да, очень похоже...а заодно ещё и азербайджанцев "усыновить" решил...

    какой-то дичайший уровень безалаберности демонстируется в этом декабре...даже страшно становится...
  2. 0
    25 декабря 2024 16:58
    Немного не допетрил. Поясните пожалуйста: - т.е. получается самолет был обстрелян в районе Грозного или уже в Казахстане?
    1. +6
      25 декабря 2024 17:13
      На Грозный утром был налет украинских БПЛА. Дальше можете сами додумать.
      1. -5
        25 декабря 2024 17:23
        Я что-то пропустил? Дронами уже стали сбивать пассажирские (и, заметьте, не российские) самолёты?
        1. +1
          26 декабря 2024 00:04
          Цитата: k7k8
          Дронами уже стали сбивать пассажирские (и, заметьте, не российские) самолёты?

          А этим украинским террористам всё равно какой самолёт сбивать.
          1. 0
            26 декабря 2024 14:14
            Не спорю. Но это никак не отменяет моего вопроса. И не дает на него никакого ответа
    2. -4
      25 декабря 2024 17:17
      Судя по-всему, всё-таки в Казахстане. После обстрела зенитной ракетой под Грозным он бы до Казахстана (через Каспийское море) не дотянул. Конечно, всё выше сказанное верно только в том случае, если информация об обстреле ракетой - не фейк.
      1. +4
        25 декабря 2024 17:18
        После обстрела зенитной ракетой под Грозным он бы до Казахстана (через Каспийское море) не дотянул.

        С такими повреждениями дотянул. Они не критичны были на эшелоне.
        1. -4
          25 декабря 2024 17:24
          Вам известна вся картина повреждений? И внешних, и внутренних?
          1. +7
            25 декабря 2024 17:31
            Очевидно, что была повреждена гидравлическая система приводов рулевых поверхностей. В данном случае руля высоты. На расширенном видео можно заметить, как пилоты пытаются понять остаточный запас по тангажу – самолет то набирает, то теряет высоту. На эшелоне это не столь важно, а на низких высотах, во время активного маневрирования, это имеет решающее значение.
            1. -4
              25 декабря 2024 17:36
              До вынесения решения комиссии по расследованию всё это (в том числе и различные предположения о причинах катастрофы) досужие домыслы.
              1. +4
                25 декабря 2024 17:40
                До вынесения решения комиссии по расследованию всё это досужие домыслы.

                При этом вы достаточно уверенно заявляете:

                После обстрела зенитной ракетой под Грозным он бы до Казахстана (через Каспийское море) не дотянул.

                Определитесь уже.
                1. -5
                  25 декабря 2024 18:02
                  Мои предположения, как и ваши, относятся к той же категории. И, да, на то, что это всего-лишь предположения, указывает частица "бы".
                  1. +3
                    25 декабря 2024 18:24
                    После обстрела зенитной ракетой под Грозным он бы до Казахстана (через Каспийское море) не дотянул.

                    На то, что это всего-лишь предположения, указывает частица "бы".

                    У вас беда с русским языком. В вашем случае это сослагательное наклонение. Оно указывает не на предположение, а на гипотетическое действие. Иными словами, вы утверждаете, что если бы самолет был поражен над Грозным, то до Актау он бы не долетел. Это утверждение, а не предположение.
                    1. Комментарий был удален.
                    2. Комментарий был удален.
                    3. Комментарий был удален.
  3. +4
    25 декабря 2024 17:31
    Тааак, это чем-то становится похожим на малайзийский "Боинг" над Донбассом, но тут хоть выживших много.
  4. -2
    25 декабря 2024 17:33
    Самолет летел из Баку в Грозный, но там туман, поэтому его перенаправили на запасной аэродром в Махачкалу, после этого самолет столкнулся со стаей птиц (по официальной версии) и командир решил уйти на дальний запасной аэродром в Актау.

    А то по статье непонятно куда и как летел самолет.
    1. +5
      25 декабря 2024 17:37
      лететь через море (пусть и не очень большое) на поврежденном самолете так себе идея
    2. 0
      26 декабря 2024 12:45
      Довольно странное решение, если учесть что самолёт почему то не стал приземляться в Махачкале, то при этом до аэропортов Владикавказа, Минеральных Вод и Ставрополя лететь гораздо ближе чем до Актау.
  5. -4
    25 декабря 2024 18:03
    Не похоже на следы поражающих элементов ЗР. Больше сколов, чем пробоин.
  6. -4
    25 декабря 2024 18:17
    На мой взгляд пробоины похожи на воздействие изнутри.
  7. +3
    25 декабря 2024 18:28
    Видно, что снаружи.
    Дрон оказался рядом самолетом.
    Очевидно, подобные финты проделывают не в первый раз.
    Рано или поздно должно было сработать.
    И сработало.

    З. Ы. : Хохлы еще с 2014 начали прикрываться гражданскими рейсами.

    А тут даже не "прикрытие", а целенаправленная постановка борта под удар.
  8. -3
    25 декабря 2024 19:53
    Там при посадке и от самолёта , если кто видел ролик его трагической посадки , могли лететь всякие железки и повредить поверхности. А борт шёл не на прямую через Кавказский хребет из Баку , а по воздушной трассе над Каспием и не долетая Махачкалы , перейти на трассу в направление Чечни. Ну а в Казахстан , в Актау , пошёл, что предполагал уже вынужденную посадку в относительно равнинной местности и у борта была возможность туда дотянуть .
    По поводу ракеты от ПЗРК. Идёт на тепловой след двигателя и поразила бы его ( один из двух).Но тогда бы был доклад пилота.
    А вообще пусть расшифровывают самописцы и обследуют останки борта. Тогда всё станет ясно. Чего гадать то ?
    1. +3
      25 декабря 2024 20:04
      По поводу ракеты от ПЗРК. Идёт на тепловой след двигателя и поразила бы его ( один из двух).

      Это если ракета с тепловой ГСН, что присуще ракетам класса "воздух-воздух". Наземные ЗРК наводятся по радиолучу.

      Чего гадать то?

      Так вы и гадаете. Хотя всё и так понятно.
      1. 0
        25 декабря 2024 21:26
        Наземные ЗРК наводятся по радиолучу.

        Не только авиация имеет такое. В википедии говорят, есть "Стрела", "Игла", "Верба". Возможно, что-то еще. Это все наземные ПЗРК, для них не нужен радиолуч. Головки инфракрасные, фотоконтрастные, ультрафиолетовый диапазон. Для малых, средних высот.
        1. +1
          26 декабря 2024 09:39
          Не только авиация имеет такое. В википедии говорят, есть "Стрела", "Игла", "Верба".

          Я говорил не о переносных ЗРК, потому что под Грозным работал ЗРПК "Панцирь".
    2. 0
      26 декабря 2024 02:11
      В видео показано ещё в полёте отверстия в фюзеляже из вне прям у ног пассажиров.
  9. +1
    25 декабря 2024 23:42
    По вмятинам вокруг и профилю пробоин хорошо видно, что осколки прилетели сбоку, чуть спереди и сверху летящего самолёта, а не какой-то внутренний взрыв.
    Вполне коррелирует с версией поражения каким-то управляемым зенитным снарядом( то ли ракетой ПЗРК, то ли, уже потерявшим фокус струи, издали взорванным кумулятивным зарядом беспилотника).
    Да и само это место попадания, стабилизатор руля высоты и киль руля направления, выступает гигантским "уголковым отражателем" для радионаведения, в такой трудно промахнуться.
    1. 0
      26 декабря 2024 01:21
      Остаюсь при своем мнении. Осколки прилетели изнутри самолета. По последним данным самолет вылетел из Баку в 08:00 (МСК). Через 35 минут в 08:35 экипаж доложил диспетчеру в Ростове, что на борту неисправность. На внешнее воздействие не указывалось. Аэропорты Грозного и Махачкалы были закрыты (Махачкала из-за тумана). В течении 50 минут самолет летел в Актау. Флайтрадар показывает, что до подлета к Актау полет проходил относительно нормально. Отклонения от маршрута начались при подлете к Актау. Видимо экипаж пытался снизить высоту и зайти на посадку. Диспетчер Актау показал, что экипаж запросил экстренную посадку. Но выровнять самолет не получилось. После двух кругов, экипаж принял решение садиться на относительно ровную площадку в стороне от строений. Удержать машину не удалось и посадка получилась жесткой.
      Специалисты оценят приказ стюардессы переместить 20 человек в носовую часть кабины. Все погибшие находились в носовой части самолета. Выжили те, кто был в хвостовой части.
      Дополнение. Самолету 11 лет. Нормальный срок эксплуатации самолетов этого типа 12 лет (но это точнее скажет производитель). Когда проводился плановый осмотр и ремонт скажут в авиакомпании.
      1. 0
        26 декабря 2024 02:13
        В видео ещё в полёте уже имеются пробоины у ног пассажиров из вне.
        1. 0
          26 декабря 2024 08:22
          По тому видео, что есть из салона самолета, внутрення обшивка с левого борта, по крайней мере в одном месте, повреждена. Также, по меньшей мере, в двух-трех местах видны кислородные маски.
          Пробоина если и есть, то как определить извне она или нет?. Выходное отверстие всегда больше входного. По той фотографии, что приведена, пробоины именно во внешней обшивке выглядят больше.
          Но это моё субъективное мнение. Эксперты скажут точнее. По высказыванию одного из выживших, в самолете произошел взрыв балона. Возможно кислородный.
      2. 0
        26 декабря 2024 08:07
        Цитата: Bakht
        Остаюсь при своем мнении. Осколки прилетели изнутри самолета. По последним данным самолет вылетел из Баку в 08:00 (МСК). Через 35 минут в 08:35 экипаж доложил диспетчеру в Ростове, что на борту неисправность. На внешнее воздействие не указывалось. Аэропорты Грозного и Махачкалы были закрыты (Махачкала из-за тумана). В течении 50 минут самолет летел в Актау. Флайтрадар показывает, что до подлета к Актау полет проходил относительно нормально. Отклонения от маршрута начались при подлете к Актау. Видимо экипаж пытался снизить высоту и зайти на посадку. Диспетчер Актау показал, что экипаж запросил экстренную посадку. Но выровнять самолет не получилось. После двух кругов, экипаж принял решение садиться на относительно ровную площадку в стороне от строений. Удержать машину не удалось и посадка получилась жесткой.
        Специалисты оценят приказ стюардессы переместить 20 человек в носовую часть кабины. Все погибшие находились в носовой части самолета. Выжили те, кто был в хвостовой части.
        Дополнение. Самолету 11 лет. Нормальный срок эксплуатации самолетов этого типа 12 лет (но это точнее скажет производитель). Когда проводился плановый осмотр и ремонт скажут в авиакомпании.

        12 лет для самолета это вообще не возраст
        1. 0
          26 декабря 2024 08:17
          Возможно. Я пользовался той информацией, что есть в интернете.

          Дополнение

          Когда проводился плановый осмотр и ремонт скажут в авиакомпании.

          Пресс-служба Azerbaijan Airlines сообщила агентству ТАСС, что потерпевший крушение самолет был выпущен в 2013 году и последний раз проходил полный технический осмотр в октябре 2024 года.

          Вот и подробности от компании. Самоет был в технически исправном состоянии.
      3. 0
        26 декабря 2024 09:44
        На внешнее воздействие не указывалось.

        Ложь. Пилоты сообщили, что было "столкновение с птицами". Так они оценили прилет по ним ЗУР.

        экипаж доложил диспетчеру в Ростове, что на борту неисправность.

        Флайтрадар показывает, что до подлета к Актау полет проходил относительно нормально.

        Это уже противоречие. Пилоты сообщили не просто о неисправности, а о проблемах с гидравликой после удара, похожего на столкновение с птицами. От птиц подобного быть не может, потому что гидравлика находится внутри фюзеляжа. Абсолютно все данные указывают на то, что по самолету отработала ЗУР.
        1. 0
          26 декабря 2024 09:51
          Пилоты сообщили, что было "ВОЗМОЖНО" столкновение с птицами. О взрыве ЗУР или дронах они не сообщали.
          Как проходил полет неизвестно. Флайтрадар показывает трекер до Дербента. Потом пунктиром до Владикавказа, и через Грозный в Актау. Флайтрадар включился только при подходе к Актау.
          Я не настаиваю ни на одной из версий. В пользу атаки дронов (ЗУР) говорит время. Атака на Северном Кавказе проводилась в 08:30. Пилоты сообщили о неисправности в 08:35.
          При подрыве ЗУР пробоины должны иметь характерную форму (вспомните пробоины на Боинге). Здесь же пробоины совершенно разные. Есть версия (ВЕРСИЯ) что пробоины были получены при приземлении.
          Еще раз. Я не настаиваю ни на какой версии. Просто собираю информацию из разных источников. Версию даст расследование.
          1. 0
            26 декабря 2024 09:57
            Пилоты сообщили, что было "ВОЗМОЖНО" столкновение с птицами.

            Естественно. Потому что следов от птиц на лобовом стекле не было, но удар был. Понятное дело, что они предположили, что это птицы, потому как это наиболее частая и очевидная причина удара по самолету.

            О взрыве ЗУР или дронах они не сообщали.

            Как они могли сообщить о том, чего в принципе не могли знать?

            Как проходил полет неизвестно. Флайтрадар показывает трекер до Дербента. Потом пунктиром до Владикавказа, и через Грозный в Актау. Флайтрадар включился только при подходе к Актау.

            Потому что работали глушилки в районе Грозного.

            При подрыве ЗУР пробоины должны иметь характерную форму (вспомните пробоины на Боинге).

            Вы про 2014 год? Так там "Бук" работал. Совсем другая БЧ у ЗУР, совсем другие поражающие элементы. Не нужно сравнивать с ракетой "Панциря" или ПЗРК (возможно).

            Есть версия (ВЕРСИЯ) что пробоины были получены при приземлении.

            Исключено. Совершенно другой характер отметин. Это не порезы, не вмятины. Это именно пробоины, причем с загнутым вовнутрь металлом. Это значит, что было воздействие извне, а не изнутри.
            1. 0
              26 декабря 2024 10:03
              Я привел сведения, которые говорят о том, что было поражение средствами ПВО. Кстати, какие поражающие элементы у Панциря?

              А теперь данные против. Вылет самолета в 08:00 МСК. Время полета до Грозного чуть более часа. В 08:35 самолет физически не мог находиться над Грозным. Он был максимум в районе Дербента. Об этом говорят данные с флайтрадара. Самолет просто не долетел до Грозного, когда произошло ЧП.

              Нужны данные МО России. Работали ли средства ПВО в районе Дербент-Махачкала?
              1. 0
                26 декабря 2024 10:22
                А теперь данные против. Вылет самолета в 08:00 МСК. Время полета до Грозного чуть более часа.

                Ошибка. Время отправления и прилета всегда указывается по местному времени. 08:00 по Баку это 07:00 МСК. Прилет в 08:20 по Грозному (совпадает с МСК). Вот вам и "чуть более часа".
                1. Комментарий был удален.
                2. 0
                  26 декабря 2024 10:31
                  Да, сейчас проверил. Вылет по Москве в 07:49 (вылетел раньше на 11 минут. Время бакинское). Время прилета в Грозный 08:09 (по расписанию). Время московское.
                  Но вылет раньше срока и 08:09 немного отличаются от 08:35.

                  В любом случае нужны данные от МО Рф.
                  1. 0
                    26 декабря 2024 10:38
                    Вылет по Москве в 07:49

                    Не по Москве. Это бакинское время. Указано же, +04. Плюс 4 часа от Гринвича. Москва была бы +3 часа.
                    1. 0
                      26 декабря 2024 10:40
                      Ошибка. Я в скобках указал, что время бакинское.
                    2. 0
                      26 декабря 2024 10:44
                      По Панцирю. По данным интернета, высота поражения до 20 км. Птицы на 10 км вряд ли летают. Боевая часть или стрежневые поражающие элементы или осколочнчо-фугасная БЧ.
                      В любом случае МО и руководство Чечни уже заявило, что 25 декабря в районе Грозного атаки беспилотников не было и ПВО не применялось. В то же время глава одного из районов Ингушетии заявил, чтов 08:00 был сбит дрон. 90 км от Грозного.
                      Атак на Дербент и Махачкалу не зафиксировано. Вполне возможно, что кто-то и нажал кнопку. По любому нужна информация от МО РФ.

                      Если и была атака ЗУР, то явно не в районе Грозного, а немного раньше.
                      1. 0
                        26 декабря 2024 10:47
                        По Панцирю. По данным интернета, высота поражения до 20 км. Птицы на 10 км вряд ли летают.

                        До 20 км не значит только на 20. 10 км тоже ни при чем. Вы же читали расшифровку радиообмена между экипажем и диспетчером? Вышке было доложено, что они летят на высоте FL80. Это flight level 80, то есть 8000 футов. Или 2400 м.
                      2. 0
                        26 декабря 2024 10:49
                        Расшифровки переговоров не видел. Где можно послушать?
                      3. 0
                        26 декабря 2024 10:55
                        https://t.me/Aviahub34/4733
                      4. 0
                        26 декабря 2024 11:03
                        Спасибо. Повреждений внутри кабины не было. Это подтверждает и видео из кабины самолета.

                        Не могу загрузить видео. Если откроется ссылка, то снималось, видимо, из хвостовой части. Пробоин не видно нигде.

                        https://scontent.cdninstagram.com
                      5. 0
                        26 декабря 2024 11:49
                        Пробоин не видно нигде.

                        А на 00:56 секунде что? Автор даже немного фокус приблизил, что показать оторванную панель. Да и полно других видео с дырками в полу и прошитыми насквозь спасательными жилетами.
                      6. 0
                        26 декабря 2024 15:37
                        Оторванная панель - это не пробоина. Разгерметизации корпуса нет. Кислородные маски висят в 3-4 местах.

                        Я еще раз повторяю. Я не настаиваю на какой-то определенной версии. Пробоины в корпусе всё же, на мой взгляд выглядят как будто шли изнутри. В то же время всё больше косвенных данных, что борт был обстрелян с земли. И пробоины в хвостовом оперении тоже смущают. Там вроде бы нечему взрываться.
                        И я подозреваю, что черные ящики тоже не прольют свет. Ну дадут они информацию, что на такой-то минуте произошел сбой гидравлики или рулей управления. А причина?
                        Если борт шел на посадку во время атаки дронов, то вина полностью на диспетчерах и аэродромной службе Грозного. Почему не развернули самолет на подходе к городу? Даже зенитчиков (если это были они) я не могу винить. Во время боя они стреляли по всему что движется. И ссылка на разницу скорости БПЛА и самолета, а также в отражающую поверхность не принимаются. ПВО могло посчитать это не беспилотником, а ракетой.

                        Песков уже заявил, что Кремль не будет комментировать эту катастрофу. Что тоже добавляет подозрений в адрес МО РФ. Без их данных картину вряд ли удастся восстановить.
                      7. 0
                        26 декабря 2024 15:47
                        Оторванная панель - это не пробоина.

                        Так её оторвало как раз из-за прилета осколка.

                        Разгерметизации корпуса нет. Кислородные маски висят в 3-4 местах.

                        Ложь. Вот вам кадр из салона. Маски висят у всех в обоих рядах.
                      8. 0
                        26 декабря 2024 15:55
                        В том видео, что я привел маски не висели.
                        И что за за частое использование слова "ложь"? Я не лгу, а пытаюсь найти полную информацию.
                      9. 0
                        26 декабря 2024 15:51
                        Пробоины в корпусе всё же, на мой взгляд выглядят как будто шли изнутри.

                        Я не знаю, что у вас со зрением, но в местах пробоин металл загнут вовнутрь. Это видно абсолютно четко. Если бы взрыв был внутри, металл был бы выгнут наружу.
                      10. 0
                        26 декабря 2024 15:57
                        Я не вижу "вогнутого внутрь металла". Я вижу размер выходного отверстия. При ударе снаружи внутрь дырки были бы намного меньше. Это выходные отверстия.
                      11. 0
                        26 декабря 2024 16:01
                        Понятно. Я думаю, спор можно окончить на этом. Правду вы найти не пытаетесь. Даже не стараетесь. Я не знаю, как можно не видеть входной отверстие. Это примерно то же, что смотреть на закат и не видеть солнца.
                      12. 0
                        26 декабря 2024 16:03
                        Я еще раз повторяю, что я не вижу входного отверстия. С этого я и начал свои комментарии. Попробуйте выстрелить из любого оружия в доску или металл и вы увидите разницу.
                      13. 0
                        27 декабря 2024 13:17
                        С одной стороны входные, с другой – выходные отверстия. Очень хорошо различимы. Шрапнель насквозь прошила фюзеляж: https://vk.com/video-31371206_456276904
                      14. 0
                        26 декабря 2024 16:02
                        Я думаю, что дискуссию на этом можно завершить. Первичные выводы уже сделаны.

                        Из достоверных правительственных источников, по предварительным итогам расследования было установлено, что самолет AZAL, направлявшийся по маршруту Баку - Грозный, подвергся атаке на подлете в город Грозный с помощью системы российской ПВО "Панцирь-С". Более того, в результате использования систем РЭБ российской стороной была полностью парализована система связи азербайджанского борта. Именно с этим обстоятельством самолет исчез с радаров в российском авиационном пространстве, и был восстановлен только в районе акватории Каспийского моря.
                      15. 0
                        26 декабря 2024 16:04
                        Для азербайджанской стороны, участвующей в расследовании, ситуация абсолютно очевидна. Никто не утверждает, что сделано это было целенаправленно. Однако, учитывая установленные факты, в Баку ожидают, что российская сторона признается в сбитии азербайджанского борта, принесет официальные извинения азербайджанскому народу и проведет полноценное расследование, по итогу которого будут привлечены к ответственности все виновные.
                      16. 0
                        26 декабря 2024 16:06
                        Да я это всё вижу. И меня это ничуть не удивляет. Но удивит, если Москва не признает ответственность.
                      17. 0
                        26 декабря 2024 16:11
                        Думаю, что признает. Когда в Нахичевани сбили по ошибке российский вертолет, Азербайджан сразу признал свою вину. Принес извинения, виновные (расчет ПЗРК) были наказаны и, насколько я знаю, Азербайджан выплатил компенсации семьям погибших.
                        Здесь будет то же самое.