Почему России следует отказаться от «пассажирского Ту-160»

10
«Возрождение» российского авиапрома все более походит на прожектерство. Сперва государство выложило 2 миллиарда долларов за ближнемагистральный SSJ-100, который оказался коммерчески не успешным. По некоторым подсчетам, среднемагистральный МС-21 к 2025 году будет стоить свыше 7 миллиардов долларов. Причем МС-21 явно подорожает еще больше из-за того, что подпал под американские санкции. Теперь отечественные инноваторы от авиапрома грозятся сделать сверхзвуковой пассажирский лайнер «всего» за 1,6 миллиарда долларов.





Идею создать на базе стратегического бомбардировщика Ту-160 гражданский бизнес-джет высказал президент Владимир Путин. Чиновники от авиастроения немедленно взяли под козырек и подключили к работе все основные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. За прошедшие два года с момента озвучивания креативной идеи потрачено 1,37 миллиарда рублей. Всего же разработчики называют цифру в 105 миллиардов рублей за новенький сверхзвуковой бизнес-джет, т.е. 1,6 миллиарда долларов по текущему курсу. Почему же независимые эксперты считают эти обещания красивыми сказками?

Роман Гусаров, главред портала Авиа.ру, поясняет:

Это нереально. За такие деньги они не сделают самолет с нуля, к тому же надо делать еще и двигатель.


Действительно, сверхзвуковой лайнер столкнется с рядом проблем, некоторые из которых станут для него неразрешимыми:

Во-первых, для этого самолета нет экономически выгодного двигателя. Ту-160 выходят на сверхзвуковой форсаж только на короткое время. При том сгорает просто колоссальное количество топлива, а ресурс имеющихся двигателей невелик.

В СССР уже был свой сверхзвуковой лайнер Ту-144, но его сняли с эксплуатации из-за ее высокой стоимости. Формально поводом послужили две авиакатастрофы с его участием, но одна из них произошла во время испытаний нового двигателя, который советские инженеры пытались сделать более экономичным. Сегодня создание с нуля нового энергоэффективного двигателя для сверхзвукового лайнера – сложнейшая и долгосрочная задача, бюджет которой в разы может превысить заявленные 1,6 миллиарда долларов.

Во-вторых, подобный бизнес-джет может просто не найти себе рынка сбыта. Вместимость в 30 пассажиров и высокая стоимость перелета из-за большого расхода керосина делает его крайне узким в специализации. В России его смогут позволить себе только олигархи и топ-менеджеры за счет госкорпораций. Возможно, некоторое количество самолетов смогут приобрести китайские миллиардеры и арабские шейхи. Но самые перспективные американский и европейский рынки будут для лайнера закрыты, поскольку там он не пройдет сертификацию.

В итоге сверхзвуковые лайнеры станут очень дорогой игрушкой, которые будут не только создаваться на государственные средства, но и приобретаться за их счет. Все их потенциальные покупатели будут так или иначе спонсироваться за счет бюджетных субсидий. Не секрет, что американцы в свое время рассматривали возможность создания собственного сверхзвукового лайнера, но оставили эту затею. Проблема для них была не техническая, а экономическая: для таких самолетов, по их расчетам, просто не было достаточного рынка сбыта.

Так почему же государство ввязывается в очередной дорогостоящий и бесперспективный прожект? Упомянутый Роман Гусаров высказывает следующую точку зрения:

Через 9 лет людей, которые начинали проект, не будет на своих местах и спрашивать будет не с кого, а денежки пока будут осваиваться на исследовательские, научные работы.


По мнению эксперта, все причастные к проекту просто возьмут на освоение миллиарды долларов, сделают самолет, но без двигателя. После чего благополучно похоронят проект, но на ближайшие годы обеспечат себе безбедную жизнь.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    2 февраля 2019 12:10
    Неужели к этой технически и экономически безграмотной и популисткой затее кто-то отнесся серьезно? Если что-то подобное, не от хорошей жизни и с переменным успехом, получилось в 50-60 года с переделкой ТУ-16 в ТУ-104 и ТУ-95 в ТУ-114, то сейчас гражданское и военное авиастроение настолько разошлось в свои стороны, что кроме как не совсем удачной шуткой это предложение боюсь не назовешь.
    1. -3
      3 февраля 2019 15:13
      А что, разве русские дураки уже не лучшие в мире?
  2. +2
    2 февраля 2019 13:18
    Цитата: Архаров
    Неужели к этой технически и экономически безграмотной и популисткой затее кто-то отнесся серьезно?

    Это личная затея Владимира Путина. Поэтому все отнеслись крайне заинтересованно.
    1. 0
      2 февраля 2019 13:40
      Впечатление, что подсказал какой-то тщательно замаскированный недоброжелатель.
    2. +2
      3 февраля 2019 15:14
      Наверное Чубайс подсказал !
      1. 0
        3 февраля 2019 15:36
        Ну а кто еще, он говорят и Аляску продал.
  3. +2
    2 февраля 2019 17:30
    «Возрождение» российского авиапрома все более походит на прожектерство.

    Я бы ещё добавил " ...на имитацию и профанацию..."! Впрочем, к этому , к сожалению мы стали уже привыкать. sad
  4. 0
    3 февраля 2019 17:41
    Чем деньги вкладывать в лунную и марсианскую программу лучше пусть новые самолёты строят. Чтоб построить такой самолёт нужны сотни предприятий и тысячи грамотных специалистов. Поэтому я только ЗА!
  5. +1
    4 февраля 2019 08:32
    Кто Вам сказал, что нет проектов, нет опытных разработок? А потом будете вещать - ОТКУДА ЭТО, как было в Сирии.
  6. +2
    4 февраля 2019 10:00
    Если вспомнить, что именно Кремль пробивал закупки в кризис 8 года боингов, вместо своих, то все становится понятнее.

    Деньги не пахнут.