Why Russia should abandon the "passenger Tu-160"

The “revival” of the Russian aviation industry is more and more like projection. First, the government laid out $ 2 billion for the short-haul SSJ-100, which was not commercially successful. According to some estimates, the medium-range MC-21 will cost over $ 2025 billion by 7. Moreover, the MS-21 is clearly going to rise in price even more because it fell under US sanctions. Now domestic innovators from the aviation industry are threatening to make a supersonic passenger liner "for only" $ 1,6 billion.




The idea to create a civilian business jet based on the strategic bomber Tu-160 was expressed by President Vladimir Putin. Officials from the aircraft industry immediately took the visor and connected all the main research institutes and design bureaus to work. Over the past two years since the announcement of the creative idea, 1,37 billion rubles have been spent. In total, the developers call the figure of 105 billion rubles for a brand new supersonic business jet, i.e. $ 1,6 billion at the current exchange rate. Why do independent experts consider these promises to be beautiful fairy tales?

Roman Gusarov, chief editor of Avia.ru portal, explains:

This is unrealistic. For that kind of money, they won’t make a plane from scratch, and besides, an engine must be made.


Indeed, a supersonic airliner will face a number of problems, some of which will become insoluble for him:

At firstThere is no economical engine for this aircraft. Tu-160 go to supersonic afterburner only for a short time. Moreover, a colossal amount of fuel burns out, and the resource of existing engines is small.

The USSR already had its own supersonic airliner Tu-144, but it was decommissioned due to its high cost. Formally, the occasion was two plane crashes with his participation, but one of them occurred during the testing of a new engine, which Soviet engineers tried to make more economical. Today, the creation from scratch of a new energy-efficient engine for a supersonic airliner is a complex and long-term task, the budget of which can at times exceed the declared 1,6 billion dollars.

Secondly, a similar business jet may simply not find a market for itself. The capacity of 30 passengers and the high cost of the flight due to the high consumption of kerosene makes it extremely narrow in specialization. In Russia, only oligarchs and top managers can afford it at the expense of state corporations. Perhaps a number of aircraft will be able to acquire Chinese billionaires and Arab sheikhs. But the most promising American and European markets will be closed for the liner, because there it will not pass certification.

As a result, supersonic liners will become a very expensive toy that will not only be created with public funds, but also acquired at their expense. All of their potential buyers will be sponsored in one way or another at the expense of budget subsidies. It's no secret that the Americans at one time considered the possibility of creating their own supersonic airliner, but left this venture. The problem for them was not technical, economic: for such aircraft, according to their calculations, there simply was not a sufficient sales market.

So why is the state getting involved in another expensive and unpromising project? The mentioned Roman Gusarov expresses the following point of view:

After 9 years, the people who started the project will not be in their places and there will be no one to ask, but for the time being the money will be spent on research and scientific work.


According to the expert, everyone involved in the project will simply take billions of dollars to develop, make a plane, but without an engine. After that, the project will be safely buried, but in the coming years they will ensure a comfortable life.
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.
I have an account? Sign in
  1. Arkharov Offline Arkharov
    Arkharov (Grigory Arkharov) 2 February 2019 12: 10
    +4
    Has anyone taken this technically and economically illiterate and populist undertaking seriously? If something like this, not from a good life and with varying success, happened in 50-60 with the alteration of the TU-16 to TU-104 and TU-95 to TU-114, then now the civilian and military aircraft industry have so diverged that besides a not entirely successful joke, I’m afraid you cannot call this proposal.
    1. vik669 Offline vik669
      vik669 (vik669) 3 February 2019 15: 13
      -3
      But aren't Russian fools the best in the world?
  2. Marzhecki Offline Marzhecki
    Marzhecki (Sergei) 2 February 2019 13: 18
    +2
    Quote: Arkharov
    Has anyone taken this technically and economically illiterate and populist undertaking seriously?

    This is a personal venture of Vladimir Putin. Therefore, everyone was extremely interested.
    1. Arkharov Offline Arkharov
      Arkharov (Grigory Arkharov) 2 February 2019 13: 40
      0
      The impression that prompted some carefully disguised ill-wisher.
    2. vik669 Offline vik669
      vik669 (vik669) 3 February 2019 15: 14
      +2
      Probably Chubais suggested!
      1. Arkharov Offline Arkharov
        Arkharov (Grigory Arkharov) 3 February 2019 15: 36
        0
        Well, and who else, they say, and sold Alaska.
  3. Radikal Offline Radikal
    Radikal 2 February 2019 17: 30
    +2
    The “revival” of the Russian aviation industry is more and more like projection.

    I would also add "... to imitation and profanity ..."! However, unfortunately we have already become accustomed to this. sad
  4. steelmaker Offline steelmaker
    steelmaker 3 February 2019 17: 41
    0
    What is better to invest money in the lunar and Martian program, let them build new planes. To build such an aircraft, hundreds of enterprises and thousands of competent specialists are needed. Therefore, I am only FOR!
  5. nikolaj1703 Offline nikolaj1703
    nikolaj1703 (Nikolai) 4 February 2019 08: 32
    +1
    Who told you that there are no projects, no experimental developments? And then you will broadcast - WHERE THIS IS, as it was in Syria.
  6. Sergey Latyshev Offline Sergey Latyshev
    Sergey Latyshev (Serge) 4 February 2019 10: 00
    +2
    If we recall that it was the Kremlin that pierced purchases during the crisis of 8 years of Boeing, instead of its own, then everything becomes clearer.

    Money does not smell.

Почему России следует отказаться от «пассажирского Ту-160»

«Возрождение» российского авиапрома все более походит на прожектерство. Сперва государство выложило 2 миллиарда долларов за ближнемагистральный SSJ-100, который оказался коммерчески не успешным. По некоторым подсчетам, среднемагистральный МС-21 к 2025 году будет стоить свыше 7 миллиардов долларов. Причем МС-21 явно подорожает еще больше из-за того, что подпал под американские санкции. Теперь отечественные инноваторы от авиапрома грозятся сделать сверхзвуковой пассажирский лайнер «всего» за 1,6 миллиарда долларов.





Идею создать на базе стратегического бомбардировщика Ту-160 гражданский бизнес-джет высказал президент Владимир Путин. Чиновники от авиастроения немедленно взяли под козырек и подключили к работе все основные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. За прошедшие два года с момента озвучивания креативной идеи потрачено 1,37 миллиарда рублей. Всего же разработчики называют цифру в 105 миллиардов рублей за новенький сверхзвуковой бизнес-джет, т.е. 1,6 миллиарда долларов по текущему курсу. Почему же независимые эксперты считают эти обещания красивыми сказками?

Роман Гусаров, главред портала Авиа.ру, поясняет:

Это нереально. За такие деньги они не сделают самолет с нуля, к тому же надо делать еще и двигатель.


Действительно, сверхзвуковой лайнер столкнется с рядом проблем, некоторые из которых станут для него неразрешимыми:

Во-первых, для этого самолета нет экономически выгодного двигателя. Ту-160 выходят на сверхзвуковой форсаж только на короткое время. При том сгорает просто колоссальное количество топлива, а ресурс имеющихся двигателей невелик.

В СССР уже был свой сверхзвуковой лайнер Ту-144, но его сняли с эксплуатации из-за ее высокой стоимости. Формально поводом послужили две авиакатастрофы с его участием, но одна из них произошла во время испытаний нового двигателя, который советские инженеры пытались сделать более экономичным. Сегодня создание с нуля нового энергоэффективного двигателя для сверхзвукового лайнера – сложнейшая и долгосрочная задача, бюджет которой в разы может превысить заявленные 1,6 миллиарда долларов.

Во-вторых, подобный бизнес-джет может просто не найти себе рынка сбыта. Вместимость в 30 пассажиров и высокая стоимость перелета из-за большого расхода керосина делает его крайне узким в специализации. В России его смогут позволить себе только олигархи и топ-менеджеры за счет госкорпораций. Возможно, некоторое количество самолетов смогут приобрести китайские миллиардеры и арабские шейхи. Но самые перспективные американский и европейский рынки будут для лайнера закрыты, поскольку там он не пройдет сертификацию.

В итоге сверхзвуковые лайнеры станут очень дорогой игрушкой, которые будут не только создаваться на государственные средства, но и приобретаться за их счет. Все их потенциальные покупатели будут так или иначе спонсироваться за счет бюджетных субсидий. Не секрет, что американцы в свое время рассматривали возможность создания собственного сверхзвукового лайнера, но оставили эту затею. Проблема для них была не техническая, а экономическая: для таких самолетов, по их расчетам, просто не было достаточного рынка сбыта.

Так почему же государство ввязывается в очередной дорогостоящий и бесперспективный прожект? Упомянутый Роман Гусаров высказывает следующую точку зрения:

Через 9 лет людей, которые начинали проект, не будет на своих местах и спрашивать будет не с кого, а денежки пока будут осваиваться на исследовательские, научные работы.


По мнению эксперта, все причастные к проекту просто возьмут на освоение миллиарды долларов, сделают самолет, но без двигателя. После чего благополучно похоронят проект, но на ближайшие годы обеспечат себе безбедную жизнь.
Использованы фотографии: https://mtdata.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Архаров Офлайн
    Архаров (Григорий Архаров) 2 февраля 2019 12:10
    +4
    • 4
    • 0
    Неужели к этой технически и экономически безграмотной и популисткой затее кто-то отнесся серьезно? Если что-то подобное, не от хорошей жизни и с переменным успехом, получилось в 50-60 года с переделкой ТУ-16 в ТУ-104 и ТУ-95 в ТУ-114, то сейчас гражданское и военное авиастроение настолько разошлось в свои стороны, что кроме как не совсем удачной шуткой это предложение боюсь не назовешь.
    1. vik669 Офлайн
      vik669 (vik669) 3 февраля 2019 15:13
      -3
      • 0
      • 3
      А что, разве русские дураки уже не лучшие в мире?
  2. Маржецкий Онлайн
    Маржецкий (Сергей) 2 февраля 2019 13:18
    +2
    • 2
    • 0
    Цитата: Архаров
    Неужели к этой технически и экономически безграмотной и популисткой затее кто-то отнесся серьезно?

    Это личная затея Владимира Путина. Поэтому все отнеслись крайне заинтересованно.
    1. Архаров Офлайн
      Архаров (Григорий Архаров) 2 февраля 2019 13:40
      0
      • 0
      • 0
      Впечатление, что подсказал какой-то тщательно замаскированный недоброжелатель.
    2. vik669 Офлайн
      vik669 (vik669) 3 февраля 2019 15:14
      +2
      • 2
      • 0
      Наверное Чубайс подсказал !
      1. Архаров Офлайн
        Архаров (Григорий Архаров) 3 февраля 2019 15:36
        0
        • 0
        • 0
        Ну а кто еще, он говорят и Аляску продал.
  3. Radikal Офлайн
    Radikal 2 февраля 2019 17:30
    +2
    • 3
    • 1
    «Возрождение» российского авиапрома все более походит на прожектерство.

    Я бы ещё добавил " ...на имитацию и профанацию..."! Впрочем, к этому , к сожалению мы стали уже привыкать. sad
  4. сталевар Офлайн
    сталевар 3 февраля 2019 17:41
    0
    • 1
    • 1
    Чем деньги вкладывать в лунную и марсианскую программу лучше пусть новые самолёты строят. Чтоб построить такой самолёт нужны сотни предприятий и тысячи грамотных специалистов. Поэтому я только ЗА!
  5. nikolaj1703 Офлайн
    nikolaj1703 (Николай) 4 февраля 2019 08:32
    +1
    • 1
    • 0
    Кто Вам сказал, что нет проектов, нет опытных разработок? А потом будете вещать - ОТКУДА ЭТО, как было в Сирии.
  6. Сергей Латышев (Серж ) 4 февраля 2019 10:00
    +2
    • 2
    • 0
    Если вспомнить, что именно Кремль пробивал закупки в кризис 8 года боингов, вместо своих, то все становится понятнее.

    Деньги не пахнут.