Почему России следует отказаться от «пассажирского Ту-160»
«Возрождение» российского авиапрома все более походит на прожектерство. Сперва государство выложило 2 миллиарда долларов за ближнемагистральный SSJ-100, который оказался коммерчески не успешным. По некоторым подсчетам, среднемагистральный МС-21 к 2025 году будет стоить свыше 7 миллиардов долларов. Причем МС-21 явно подорожает еще больше из-за того, что подпал под американские санкции. Теперь отечественные инноваторы от авиапрома грозятся сделать сверхзвуковой пассажирский лайнер «всего» за 1,6 миллиарда долларов.
Идею создать на базе стратегического бомбардировщика Ту-160 гражданский бизнес-джет высказал президент Владимир Путин. Чиновники от авиастроения немедленно взяли под козырек и подключили к работе все основные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. За прошедшие два года с момента озвучивания креативной идеи потрачено 1,37 миллиарда рублей. Всего же разработчики называют цифру в 105 миллиардов рублей за новенький сверхзвуковой бизнес-джет, т.е. 1,6 миллиарда долларов по текущему курсу. Почему же независимые эксперты считают эти обещания красивыми сказками?
Роман Гусаров, главред портала Авиа.ру, поясняет:
Действительно, сверхзвуковой лайнер столкнется с рядом проблем, некоторые из которых станут для него неразрешимыми:
Во-первых, для этого самолета нет экономически выгодного двигателя. Ту-160 выходят на сверхзвуковой форсаж только на короткое время. При том сгорает просто колоссальное количество топлива, а ресурс имеющихся двигателей невелик.
В СССР уже был свой сверхзвуковой лайнер Ту-144, но его сняли с эксплуатации из-за ее высокой стоимости. Формально поводом послужили две авиакатастрофы с его участием, но одна из них произошла во время испытаний нового двигателя, который советские инженеры пытались сделать более экономичным. Сегодня создание с нуля нового энергоэффективного двигателя для сверхзвукового лайнера – сложнейшая и долгосрочная задача, бюджет которой в разы может превысить заявленные 1,6 миллиарда долларов.
Во-вторых, подобный бизнес-джет может просто не найти себе рынка сбыта. Вместимость в 30 пассажиров и высокая стоимость перелета из-за большого расхода керосина делает его крайне узким в специализации. В России его смогут позволить себе только олигархи и топ-менеджеры за счет госкорпораций. Возможно, некоторое количество самолетов смогут приобрести китайские миллиардеры и арабские шейхи. Но самые перспективные американский и европейский рынки будут для лайнера закрыты, поскольку там он не пройдет сертификацию.
В итоге сверхзвуковые лайнеры станут очень дорогой игрушкой, которые будут не только создаваться на государственные средства, но и приобретаться за их счет. Все их потенциальные покупатели будут так или иначе спонсироваться за счет бюджетных субсидий. Не секрет, что американцы в свое время рассматривали возможность создания собственного сверхзвукового лайнера, но оставили эту затею. Проблема для них была не техническая, а экономическая: для таких самолетов, по их расчетам, просто не было достаточного рынка сбыта.
Так почему же государство ввязывается в очередной дорогостоящий и бесперспективный прожект? Упомянутый Роман Гусаров высказывает следующую точку зрения:
По мнению эксперта, все причастные к проекту просто возьмут на освоение миллиарды долларов, сделают самолет, но без двигателя. После чего благополучно похоронят проект, но на ближайшие годы обеспечат себе безбедную жизнь.
Идею создать на базе стратегического бомбардировщика Ту-160 гражданский бизнес-джет высказал президент Владимир Путин. Чиновники от авиастроения немедленно взяли под козырек и подключили к работе все основные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. За прошедшие два года с момента озвучивания креативной идеи потрачено 1,37 миллиарда рублей. Всего же разработчики называют цифру в 105 миллиардов рублей за новенький сверхзвуковой бизнес-джет, т.е. 1,6 миллиарда долларов по текущему курсу. Почему же независимые эксперты считают эти обещания красивыми сказками?
Роман Гусаров, главред портала Авиа.ру, поясняет:
Это нереально. За такие деньги они не сделают самолет с нуля, к тому же надо делать еще и двигатель.
Действительно, сверхзвуковой лайнер столкнется с рядом проблем, некоторые из которых станут для него неразрешимыми:
Во-первых, для этого самолета нет экономически выгодного двигателя. Ту-160 выходят на сверхзвуковой форсаж только на короткое время. При том сгорает просто колоссальное количество топлива, а ресурс имеющихся двигателей невелик.
В СССР уже был свой сверхзвуковой лайнер Ту-144, но его сняли с эксплуатации из-за ее высокой стоимости. Формально поводом послужили две авиакатастрофы с его участием, но одна из них произошла во время испытаний нового двигателя, который советские инженеры пытались сделать более экономичным. Сегодня создание с нуля нового энергоэффективного двигателя для сверхзвукового лайнера – сложнейшая и долгосрочная задача, бюджет которой в разы может превысить заявленные 1,6 миллиарда долларов.
Во-вторых, подобный бизнес-джет может просто не найти себе рынка сбыта. Вместимость в 30 пассажиров и высокая стоимость перелета из-за большого расхода керосина делает его крайне узким в специализации. В России его смогут позволить себе только олигархи и топ-менеджеры за счет госкорпораций. Возможно, некоторое количество самолетов смогут приобрести китайские миллиардеры и арабские шейхи. Но самые перспективные американский и европейский рынки будут для лайнера закрыты, поскольку там он не пройдет сертификацию.
В итоге сверхзвуковые лайнеры станут очень дорогой игрушкой, которые будут не только создаваться на государственные средства, но и приобретаться за их счет. Все их потенциальные покупатели будут так или иначе спонсироваться за счет бюджетных субсидий. Не секрет, что американцы в свое время рассматривали возможность создания собственного сверхзвукового лайнера, но оставили эту затею. Проблема для них была не техническая, а экономическая: для таких самолетов, по их расчетам, просто не было достаточного рынка сбыта.
Так почему же государство ввязывается в очередной дорогостоящий и бесперспективный прожект? Упомянутый Роман Гусаров высказывает следующую точку зрения:
Через 9 лет людей, которые начинали проект, не будет на своих местах и спрашивать будет не с кого, а денежки пока будут осваиваться на исследовательские, научные работы.
По мнению эксперта, все причастные к проекту просто возьмут на освоение миллиарды долларов, сделают самолет, но без двигателя. После чего благополучно похоронят проект, но на ближайшие годы обеспечат себе безбедную жизнь.
Информация