Почему России следует отказаться от «пассажирского Ту-160»

«Возрождение» российского авиапрома все более походит на прожектерство. Сперва государство выложило 2 миллиарда долларов за ближнемагистральный SSJ-100, который оказался коммерчески не успешным. По некоторым подсчетам, среднемагистральный МС-21 к 2025 году будет стоить свыше 7 миллиардов долларов. Причем МС-21 явно подорожает еще больше из-за того, что подпал под американские санкции. Теперь отечественные инноваторы от авиапрома грозятся сделать сверхзвуковой пассажирский лайнер «всего» за 1,6 миллиарда долларов.





Идею создать на базе стратегического бомбардировщика Ту-160 гражданский бизнес-джет высказал президент Владимир Путин. Чиновники от авиастроения немедленно взяли под козырек и подключили к работе все основные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. За прошедшие два года с момента озвучивания креативной идеи потрачено 1,37 миллиарда рублей. Всего же разработчики называют цифру в 105 миллиардов рублей за новенький сверхзвуковой бизнес-джет, т.е. 1,6 миллиарда долларов по текущему курсу. Почему же независимые эксперты считают эти обещания красивыми сказками?

Роман Гусаров, главред портала Авиа.ру, поясняет:

Это нереально. За такие деньги они не сделают самолет с нуля, к тому же надо делать еще и двигатель.


Действительно, сверхзвуковой лайнер столкнется с рядом проблем, некоторые из которых станут для него неразрешимыми:

Во-первых, для этого самолета нет экономически выгодного двигателя. Ту-160 выходят на сверхзвуковой форсаж только на короткое время. При том сгорает просто колоссальное количество топлива, а ресурс имеющихся двигателей невелик.

В СССР уже был свой сверхзвуковой лайнер Ту-144, но его сняли с эксплуатации из-за ее высокой стоимости. Формально поводом послужили две авиакатастрофы с его участием, но одна из них произошла во время испытаний нового двигателя, который советские инженеры пытались сделать более экономичным. Сегодня создание с нуля нового энергоэффективного двигателя для сверхзвукового лайнера – сложнейшая и долгосрочная задача, бюджет которой в разы может превысить заявленные 1,6 миллиарда долларов.

Во-вторых, подобный бизнес-джет может просто не найти себе рынка сбыта. Вместимость в 30 пассажиров и высокая стоимость перелета из-за большого расхода керосина делает его крайне узким в специализации. В России его смогут позволить себе только олигархи и топ-менеджеры за счет госкорпораций. Возможно, некоторое количество самолетов смогут приобрести китайские миллиардеры и арабские шейхи. Но самые перспективные американский и европейский рынки будут для лайнера закрыты, поскольку там он не пройдет сертификацию.

В итоге сверхзвуковые лайнеры станут очень дорогой игрушкой, которые будут не только создаваться на государственные средства, но и приобретаться за их счет. Все их потенциальные покупатели будут так или иначе спонсироваться за счет бюджетных субсидий. Не секрет, что американцы в свое время рассматривали возможность создания собственного сверхзвукового лайнера, но оставили эту затею. Проблема для них была не техническая, а экономическая: для таких самолетов, по их расчетам, просто не было достаточного рынка сбыта.

Так почему же государство ввязывается в очередной дорогостоящий и бесперспективный прожект? Упомянутый Роман Гусаров высказывает следующую точку зрения:

Через 9 лет людей, которые начинали проект, не будет на своих местах и спрашивать будет не с кого, а денежки пока будут осваиваться на исследовательские, научные работы.


По мнению эксперта, все причастные к проекту просто возьмут на освоение миллиарды долларов, сделают самолет, но без двигателя. После чего благополучно похоронят проект, но на ближайшие годы обеспечат себе безбедную жизнь.
Использованы фотографии: https://mtdata.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Архаров Офлайн
    Архаров (Григорий Архаров) 2 февраля 2019 12:10
    +4
    • 4
    • 0
    Неужели к этой технически и экономически безграмотной и популисткой затее кто-то отнесся серьезно? Если что-то подобное, не от хорошей жизни и с переменным успехом, получилось в 50-60 года с переделкой ТУ-16 в ТУ-104 и ТУ-95 в ТУ-114, то сейчас гражданское и военное авиастроение настолько разошлось в свои стороны, что кроме как не совсем удачной шуткой это предложение боюсь не назовешь.
    1. vik669 Офлайн
      vik669 (vik669) 3 февраля 2019 15:13
      -3
      • 0
      • 3
      А что, разве русские дураки уже не лучшие в мире?
  2. Маржецкий Онлайн
    Маржецкий (Сергей) 2 февраля 2019 13:18
    +2
    • 2
    • 0
    Цитата: Архаров
    Неужели к этой технически и экономически безграмотной и популисткой затее кто-то отнесся серьезно?

    Это личная затея Владимира Путина. Поэтому все отнеслись крайне заинтересованно.
    1. Архаров Офлайн
      Архаров (Григорий Архаров) 2 февраля 2019 13:40
      0
      • 0
      • 0
      Впечатление, что подсказал какой-то тщательно замаскированный недоброжелатель.
    2. vik669 Офлайн
      vik669 (vik669) 3 февраля 2019 15:14
      +2
      • 2
      • 0
      Наверное Чубайс подсказал !
      1. Архаров Офлайн
        Архаров (Григорий Архаров) 3 февраля 2019 15:36
        0
        • 0
        • 0
        Ну а кто еще, он говорят и Аляску продал.
  3. Radikal Офлайн
    Radikal 2 февраля 2019 17:30
    +2
    • 3
    • 1
    «Возрождение» российского авиапрома все более походит на прожектерство.

    Я бы ещё добавил " ...на имитацию и профанацию..."! Впрочем, к этому , к сожалению мы стали уже привыкать. sad
  4. сталевар Офлайн
    сталевар 3 февраля 2019 17:41
    0
    • 1
    • 1
    Чем деньги вкладывать в лунную и марсианскую программу лучше пусть новые самолёты строят. Чтоб построить такой самолёт нужны сотни предприятий и тысячи грамотных специалистов. Поэтому я только ЗА!
  5. nikolaj1703 Офлайн
    nikolaj1703 (Николай) 4 февраля 2019 08:32
    +1
    • 1
    • 0
    Кто Вам сказал, что нет проектов, нет опытных разработок? А потом будете вещать - ОТКУДА ЭТО, как было в Сирии.
  6. Сергей Латышев (Серж ) 4 февраля 2019 10:00
    +2
    • 2
    • 0
    Если вспомнить, что именно Кремль пробивал закупки в кризис 8 года боингов, вместо своих, то все становится понятнее.

    Деньги не пахнут.