Каким может быть российский истребитель 6-го поколения?

16

В конце декабря 2024 года в Китае был испытан прототип истребителя шестого поколения «Цзянь-36», он же, Чэнду J-36 или Chengdu J-36, удививший футуристичностью своей конструкции. Пекин «неожиданно» вырвался вперед в гонке авиастроительных технологий, обогнав и Старый свет, и Новый. Надо ли и нам бежать вслед за ним по той же дорожке?

Китайский путь


В действительности, под занавес уходящего 2024-го в КНР было представлено сразу два концепта истребителей 6-го поколения. Первый был показан на авиасалоне Zhuhai Airshow 2024 и носит имя Baidi B-Type, или «Белый император».



Созданный под крылом государственной корпорации авиационной промышленности Китая (AVIC), этот самолет позиционируется как «интегрированный воздушно-космический истребитель» с потенциальными возможностями для работы в атмосфере Земли и за ее пределами. Последнее необходимо для поражения спутников и иных космических аппаратов, расположенных на низкой околоземной орбите.

Нетрудно догадаться, что «Белый император» в данном отношении представляет собой конкурента перспективному российскому истребителю-перехватчику МиГ-41, который должен уметь сбивать космические спутники, а также перехватывать вражеские гиперзвуковые ракеты. Вот только Baidi B-Type позиционируется еще и как истребитель, предназначенный для завоевания господства в воздухе и выполнения иных ударных задач.

При этом китайский самолет создан при широком использовании технологий стелс, делающих его малозаметным для радаров и превосходящим по данному параметру наш МиГ-41. В бортовые системы «Белого императора» будет интегрирован искусственный интеллект, упрощающий управление им и целым «роем» из ведомых беспилотников.

А вот второй прототип истребителя 6-поколения «Цзянь-36» (Чэнду J-36 или Chengdu J-36) выглядит на фоне Baidi B-Type как настоящий гость из будущего. Он создан по схеме «летающего крыла», не имеет хвостового оперения и оснащен аж тремя двигателями!

При этом западные военные эксперты отметили, что китайский истребитель имеет очень крупные по размерам внутренние отсеки для вооружений, более подошедшие бы бомбардировщику В-21. В частности, его основной бомбоотсек достигает 7,3 метра в длину, что даже превышает длину бомбоотсека американского стелс-бомбардировщика, а два вспомогательных бомболюка имеют длину 5,3 метра. То есть, функционально «Цзянь-36» ближе не к истребителю, а к бомбардировщику.

Не должны вводить в заблуждение и установленные на нем сразу три двигателя, глядя на которые ожидаешь гиперзвуковой скорости. Но нет, сама конструкция самолета позволяет ему летать на дозвуковой скорости, переходя на сверхзвук на форсаже. Гиперзвук, считающийся атрибутом 6-го поколения, это не про Chengdu J-36. Сразу три двигателя на тяжелый самолет, судя по всему, просто пришлось поставить, поскольку Китай только-только осваивает производство реактивных двигателей такого класса.

Иначе говоря, китайская «бесхвостка», как бы странно это ни звучало, является функциональным аналогом нашего сверхтяжелого ударного БПЛА С-70 «Охотник», только опционально пилотируемой. А по этим направлениям работы в нашей стране уже ведутся, и не только у нас, но и в США и Европе.

6-е поколение, рожденное СВО


Проблема с 6-м поколением заключается в том, что никто толком не знает, каким именно должен быть этот самолет. Есть определенный список требований, или пожеланий, выдвигаемых заказчиками. Среди них, например, возможность пилотирования во всех скоростных режимах и использования лазерного оружия, максимальная незаметность на радарах, модульность конструкции, опциональная беспилотность, применение искусственного интеллекта для управления «роем» из ведомых БПЛА и т.д.

При этом следует быть реалистами и понимать, что прямо-таки качественного эволюционного скачка от 5-го до 6 поколения, скорее всего, не произойдет. Отличия между поколением 4++ и 5-м поколением, действительно, есть, но они не являются принципиальными. Так и в 6-м просто будут улучшены определенные параметры, но какие именно?

В разных странах на этот вопрос отвечают по-разному. В США, например, на первом месте стоит малозаметность, на втором – ударный потенциал, и только на третьем находится маневренность самолета. В России, напротив, во главу угла ставят сверхманевренность, следом идет боевой потенциал, а малозаметность осталась на третьем месте. Именно поэтому американский F-35 и наш Су-57 такие разные истребители.

Каким должен быть российский истребитель 6-го поколения? Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы высказать некоторые соображения по этому поводу, опираясь на трехлетний опыт СВО.

На Украине наша авиация столкнулась с активным противодействием со стороны вражеских ЗРК и ПЗРК и не может свободно действовать в небе над Незалежной. А вот устаревшая истребительная авиация противника не в силах на равных противостоять ВКС РФ, проигрывая все схватки. Российские самолеты просто сбивают их дальнобойными ракетами класса «воздух – воздух», даже не используя свою сверхманевренность.

Получается, что малозаметность на радарах для истребителей все же является более приоритетной. Однако немногочисленные наши Су-57 активно в небе над Украиной для завоевания господства не используют из-за рисков потерять столь дорогие и технически сложные самолеты. Использование их более бюджетных однодвигательных версий Су-75, да еще и в беспилотной версии, прямо-таки напрашивается. Но, увы, «Шах и мат» является всего лишь инициативной разработкой Сухого, проходит испытания, и на него пока нет твердого заказа Минобороны РФ.

Следующее, 6-е поколение, наверное, должно вобрать в себя все представления о современной войне, где ключевую роль начали играть беспилотники. С одной стороны, нужны будут тяжелые малозаметные истребители, способные действовать на высоких орбитах, поражая спутники противника, и выступать в качестве воздушного командного пункта, управляющего «Роем» БПЛА. С другой стороны, на однодвигательной платформе Су-75 можно было бы создать беспилотник-арсенал, способный в перспективе развивать гиперзвуковую скорость, недоступную в пилотируемой версии, для прорыва вражеской системы ПВО.

Действуя в связке, тяжелые сверхзвуковые истребители и ведомые ими гиперзвуковые ударные БПЛА могли бы стать по-настоящему эффективной грозной силой следующего поколения.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    7 января 2025 14:56
    Получается, что малозаметность на радарах для истребителей все же является более приоритетной.

    Совершенно верно, поскольку пресловутая сверхманевренность не гарантирует успеха в современном бою.
    Что же касается 6 поколения, то на него пока рассчитывать трудно, поскольку не разобрались до конца с 5-м...
    1. 0
      7 января 2025 21:38
      Только в том то и прикол, что приоритетная американская т.н."малозаметность", даже "невидимость" (!), для наших ПВО таковой не является совсем. А вот наша не приоритетная "малозаметность" таковой является. Не особо они видят, мягко говоря, наши су-57 над окраиной. И в купе с приоритетной сверхманёвренностью, при равных приоритетах в оценке боевой оснащённости, наши новые самолёты очень даже выигрывают у них!
      1. +1
        7 января 2025 23:20
        Возможно надо рассматривать действия современной авиации в купе с ДРЛО, спутниками и другими фишками. Тогда может выйти другой расклад и качества самолётов в этом ракурсе могут выглядеть по другому...
        1. 0
          7 января 2025 23:25
          Конечно нужно но всех этих данных мы просто не можем знать, кроме узких спецов. Поэтому рассматриваем то, что общедоступно.
          Ведь один чёрт, со всеми своими ДРЛО, спутниками и приблудами, "невидимый" ф-35 имеет на своем счету только сбитый надувной шар! Вот и суди-ряди тут...
    2. 0
      Вчера, 00:25
      Согласен, что-то не видно на выкладываемых видео и аудио об уходе от ракет патриот, чтобы наши сушки выполняли всякие кобры и другие чудеса, что показываем миру. Уходят на форсаже маневрируя по ситуации.
  2. +3
    7 января 2025 16:10
    При этом китайский самолет создан при широком использовании технологий стелс, делающих его малозаметным для радаров и превосходящим по данному параметру наш МиГ-41

    Сергей Маржецкий, вот этот пЭрл обесценивает все ваше творчество. Я не думаю, что вы знакомы даже с внешним видом 41-го МиГа(утверждения, что это глубокая модернизация 31-го сомнительны как и все другие) и его характеристиками (кроме всякого бреда), тем более вы ни чего не знаете о" китайцах" кроме рекламной, китайской же, писанины (кстати откуда двигатели у китайских супер-пупер, в смысле рабочие?) но даете оценку с некой прецензионностью. Желтеете.
    Да и создать на платформе Су-75 "гиперзвуковой беспилотник арсенал..." good может не стоит вам "глаголом жечь..." я бы сказал отжигать.
  3. 0
    7 января 2025 17:31
    100500 раз уже обсуждалось - 6е поколение, это суборбитальный бомбер...
  4. +3
    7 января 2025 21:50
    Статья актуальная, но все китайские вариации на тему 6 поколения это только красивые модели еще в неизвестном масштабе, что вижу как старый пилот и немного общавшийся с пилотами МиГ-25, так вот я вижу только гиперзвук, а это значит ни о какой сверхманевреность речи не идёт, выход на высоту 100 км без ракетных ускорителей не возможно, и вероятно это будет выглядеть так, ракета с авангардом, вероятно с начинкой ракет для поражения спутников и всего прочего, тактических и стратегических целей, и он будет без пилота, так как такие перегрузки человеку сложно одолеть, там будут свыше 9 крат, а если точнее до 50 и полная автоматизация и нормальная программа, а не ваш ИИ, которая будет заточена на поиск и уничтожение целей...
    1. +2
      7 января 2025 22:14
      Пофантазируем. Вы правы, требуемые качества на сегодня,- гиперзвук, высокоточное оружие дальнего радиуса, ИИ в управлении и отсутствие пилота, как помехи для ТТХ.. Конечно незаметность, бортовое оборудование следующего поколения. Вопрос тактики применения, - выход из глубины на рубежи пуска высокоточного и гиперзвукового оружия. Главный вопрос, при таких скоростях (сбить в воздухе гиперскоростную маневрирующую цель станет крайне затруднительно), будет о защищённости на земле.. Вывод: обобщая, самолёт 6 поколения станет многоразовой первой ступенью гиперзвукового оружия.. Ждут большие перемены в военном деле, и мешкать тут равнозначно быть битым.
  5. +1
    Вчера, 00:27
    Может быть самое важное доступное ДРЛО в помощи, свой радар хороший, незаметность, беспилотность (размер меньше, катапульт не надо) и дальнобойное вооружение
  6. +2
    Вчера, 04:23
    Надо сначала 5е довести до ума. Только месяц назад показали плоское сопло. Движочек тоже бы пора поновее.
    И, наконец, перейти с мелкосерийного на серийное производство
  7. 0
    Вчера, 04:36
    Цитата: Владимир Тузаков
    Пофантазируем. Вы правы, требуемые качества на сегодня,- гиперзвук, высокоточное оружие дальнего радиуса, ИИ в управлении и отсутствие пилота, как помехи для ТТХ.. Конечно незаметность, бортовое оборудование следующего поколения. Вопрос тактики применения, - выход из глубины на рубежи пуска высокоточного и гиперзвукового оружия. Главный вопрос, при таких скоростях (сбить в воздухе гиперскоростную маневрирующую цель станет крайне затруднительно), будет о защищённости на земле.. Вывод: обобщая, самолёт 6 поколения станет многоразовой первой ступенью гиперзвукового оружия.. Ждут большие перемены в военном деле, и мешкать тут равнозначно быть битым.

    Харррошие фантазии
  8. 0
    Вчера, 09:39
    Ни о каких реальных победах и достижениях, кроме того, что БПЛА С-70 «Охотник» потерял управление и был сбит, о достоинствах шестого поколения не слышал.
    Разговоров о достоинствах много, а по факту?!
    При том, что воевать нужно сегодня. Завтра будет завтра.
  9. -1
    Вчера, 12:18
    Самолёт 6-го поколения - суборбитальный гиперзвуковой беспилотник под управлением ИИ. С возможностью применения оружия на новых физических принципах - гравитационные бомбы и антипротонные пушки yes
  10. +3
    Вчера, 17:43
    У Китая я лично, увидел только клоунаду визуальную. 3 двигателя. lol слов нет...Многие ещё не понимают, что Китай не в состоянии делать собственные высокотехнологические движки. Цитата: "Всего четыре страны - Великобритания, Россия, США и Франция - владеют технологиями полного цикла создания современных турбореактивных двигателей. Тот же Китай, к примеру, несмотря на предпринимаемые усилия, добиться этого пока не может." Дальше не вижу смысла и продолжать. Без двигателя - данные поделки самолетов это наземные игровые компы
  11. 0
    Сегодня, 13:04
    Может, с пятым хоть как-то закончить уже?