Вместо «Коалиции»: подходит ли САУ M1989 Koksan для контрбатарейной борьбы?

29

Замеченная некоторое время назад в России на железнодорожном составе 170-мм САУ M1989 Koksan северокорейского производства, по ряду данных, оказалась в зоне СВО на Украине. Какие же задачи сможет начать решать этот «подгон от Кима»?

Трудности контрбатарейной борьбы


Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми российской армии пришлось столкнуться в ходе спецоперации, оказалась контрбатарейная борьба. Поначалу ВСУ также использовали артиллерию советского производства, но вскоре блок НАТО начал поставлять им свои самоходные артустановки и РСЗО.



И тут вдруг выяснилось, что дальность поражения из натовских «цезарей», «крабов», «сюзанн», «панцире» и прочих «трех топоров», значительно превосходит наши «Гвоздики», «Мста», «Гиацинты» и «Акациями». Это обеспечивалось за счет широкого применения противником специальных активно-реактивных боеприпасов, да еще и корректируемых, что позволило ВСУ сделать ставку на артиллерийскую оборону, к сожалению, весьма эффективную, стоящую штурмующим подразделениям значительных потерь.

Украинцам было достаточно накрыть их кассетными боеприпасами, а после добить павших или залегших дронами-«камикадзе». Превосходство в дальности действия позволяло врагу размещать свою ствольную артиллерию в относительной безопасности, оперативно меняя позиции после нескольких выстрелов, избегая ответного удара в контрбатарейной борьбе.

Оптимальным ответом натовской артиллерии могла бы стать САУ «Коалиция-СВ». Заявлено, что она способна поражать цели активно-реактивными снарядами калибра 152 мм на расстоянии до 70-80 километров. Ее скорострельность составляет 16 выстрелов в минуту, причем, за счет серии выстрелов под разными углами она может укладывать боеприпасы в цель практически единомоментно, создавая эффект «огненного шквала».

Все это очень здорово, и «Коалиция» действительно могла бы сыграть важную роль в проламывании вражеского фронта в зоне СВО. Однако на момент ее начала в наличии имелось всего несколько образцов, собранных для участия в парадах и выставках, и даже они были вынуждены поехать воевать. Утверждают, что в конце 2023 года данная САУ начала поступать в войска, и ее поставили на конвейер, несмотря на наличие некоторых «детских болезней». Решение это вынужденное, но куда было деваться?

Стрелять ВС РФ пришлось столько, что показали дно даже казавшиеся неисчерпаемыми запасы артиллерийских снарядов, созданные при СССР. Да и ресурс у артиллерийских стволов, скажем прямо, далеко не бесконечный. Потому слухи о поставках северокорейских снарядов и северокорейских артиллерийских и реактивных установок, судя по всему, все-таки оказались не пустыми слухами.

Вместо «Коалиции»


Как ни странно, весьма эффективным средством контрбатарейной борьбы с ВСУ оказались не другие артиллерийские орудия, а барражирующие боеприпасы семейства «Ланцет». Их дальность действия в 40-70 километров позволяла выслеживать вражеские гаубицы и РСЗО и оперативно поражать, даже когда они двигались на марше или пытались сменить позицию.

Но понятно, что одними «Ланцетами» войну выиграть невозможно. Северокорейская САУ M1989 Koksan в отечественной прессе позиционируется сейчас как эффективное средство контрбатарейной борьбы, но так ли это?

Действительно, длиннющий ствол в 58 калибров позволяет «пушке чучхе» выбросить снаряд внушительным калибром в 170 мм на расстояние в 40 километров, а при стрельбе активно-реактивными снарядами - на все 60, а то и 70 км. Тем самым она оказывается в одном ряду с «Коалицией» по дальнобойности, но серьезно уступает российской САУ по другим не менее важным характеристикам.

В частности, под вопросом остается точность стрельбы, поскольку нет никаких верифицируемых данных о наличии корректируемых боеприпасов для M1989 Koksan. При их отсутствии есть риски сведения контрбатарейной борьбы к «перепахиванию полей». Другой немаловажный момент касается невысокой скорострельности, составляющей всего 2 выстрела в минуту, требующей расчета в 6-7 человек, а также скромного по размерам возимого боекомплекта, составляющего всего 12 снарядов.

Скажем прямо, для поединка с какой-нибудь шведской САУ FH77 BW L52 «Archer», которая может за 2,5 минуты выпустить по цели 21 снаряд калибра 155 мм из автомата заряжания на расстояние от 40 до 60 километров, M1989 Koksan подходит не самым лучшим образом. Впрочем, в зоне СВО для этих целей уже применяли даже САУ «Пион» и «Малка» калибра 203 мм, понятно, не от хорошей жизни.

Наилучшим применением для мощной северокорейской пушки видится разрушение долговременных фортификационных сооружений противника, как и для «Пиона» с «Малкой». Что же тогда можно использовать для эффективной контрбатарейной борьбы на дистанциях до 40 километров, если пока позабыть про «Коалиции» в товарных количествах?

Как ни странно, для этой цели могла бы подойти РСЗО калибра 122 мм «Торнадо-Г». Она была разработана на базе обычного «Града», но выгодно отличается по важнейшим тактико-техническим характеристикам.

С одной стороны, «Торнадо-Г» получила более совершенную систему управления огнем со спутниковой навигацией и компьютером расчета баллистических показателей, что позволяет выполнять наведение на координаты цели в автоматическом режиме, сократить экипаж с трех человек до двух и вести огонь даже с неподготовленной позиции, без топографической привязки, а отстрелявшись, прямо из кабины перевести артиллерийскую часть системы в походное положение и оперативно сменить позицию.

С другой стороны, РСЗО получила обновленные боеприпасы с увеличенной дальностью действия. В частности, неуправляемый реактивный снаряд 9М217 с самоприцеливающимися боевыми элементами, предназначенный для поражения бронированной техники, добивает на расстоянии до 30 километров, а модернизированные реактивные снаряды 9М521/522 могут пролететь уже до 40 километров!

То есть, «Торнадо-Г» – это низкобюджетный функциональный аналог американской РСЗО HIMARS, который позволяет на дальности в 30-40 километров накрыть поражающими элементами кассетных боеприпасов достаточно обширный участок, где может находиться вражеская гаубица. Чем не эффективное средство контрбатарейной борьбы? А что мешает установить направляющие от «Торнадо-Г» на какое-то более бюджетное шасси, скажем, на внедорожник «Тигр», как это предполагалось сделать в проекте «Мини-Град»?

Тогда бы российская армия получила очень серьезный инструмент, который можно применять даже на низовом организационном уровне. Впрочем, это не отменяет необходимости поставки в войска САУ «Коалиция-СВ» в товарных количествах. И северокорейским пушкам тоже найдется на войне применение.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    8 января 2025 19:15
    Не нравилась Советская власть,хотелось быть буржуинами,поголовно.Теперь цена этому-реки крови.
    1. +5
      9 января 2025 13:07
      Зато "движуха, пули свистят". Не скучно. А в бункере, ещё и безопасно.
    2. +3
      9 января 2025 15:19
      А самое главное - ни одна гадина не ответила за этот позор!
      1. 0
        10 января 2025 21:11
        А что мы про это можем знать? Может и ответила.
  2. -1
    8 января 2025 19:22
    Чтобы была эффективность применения на фронте, необходимо иметь 500 шт. и более M1989 Koksan с северокорейским военнослужащими, обеспечение их снарядами и запчастями. Использование их в системе даст возможность применять их для уничтожения стационарных, неподвижных объектов. Открытым остался вопрос количества M1989 Koksan и обеспечения.
    1. +5
      8 января 2025 20:28
      Для улучшения скорострельности "Коксан", доработать и приспособить механизм заряжания от существующих современных систем, а такое займёт считанные недели, если работать в военном режиме. По поводу "Торнадо", первейшим наладить массовое производство высокоточных снарядов для "Торнадо-С", что было необходимо делать ещё 2 года назад. Тем перекрыть нужды в контрбатарейной борьбе. В МО РФ по-прежнему сидят на решающих должностях не те люди, ибо нет необходимых и своевременных улучшений на главных направлениях вооружения...-.
  3. +11
    8 января 2025 20:13
    Вместо «Коалиции»: подходит ли САУ M1989 Koksan для контрбатарейной борьбы?

    А что есть выбор ??? "Каолиция" только на бумаге или по другому в мечтах. А " Коксан" в любых количествах. И это еще надо в ножки поклонится Советскому строю за то что наделали в свое время и пушек и снарядов, не говоря о ракетно - ядерном щите ( без которого была бы просто погибель).
  4. +4
    8 января 2025 21:11
    А что мешает установить направляющие от «Торнадо-Г» на какое-то более бюджетное шасси, скажем, на внедорожник «Тигр»

    - Сергей, основное шасси для РСЗО Град/Торнадо это Урал-4320, цена шасси меньше 4млн.рублей, очень сомневаюсь что вам удастся купить Тигра по такой цене, да и по вдвое большей тоже hi
  5. +4
    8 января 2025 23:02
    То есть, «Торнадо-Г» – это низкобюджетный функциональный аналог американской РСЗО HIMARS, который позволяет на дальности в 30-40 километров накрыть поражающими элементами кассетных боеприпасов достаточно обширный участок, где может находиться вражеская гаубица.

    Ну, и ... . И каков же результат. На бумаге гладко, на местности забыли об оврагах.
  6. +6
    9 января 2025 01:09
    А что мешает установить направляющие от «Торнадо-Г» на какое-то более бюджетное шасси...

    Этому, и много чему еще, мешают, как давно уже известно, скрепные перманентные кадры, которые по скрепному удаленно-бессрочному неконтролируемому голосованию уж четверть века как не меняются.

    Не следует браться за частные вопросы без предварительного решения общих

    (В. И. Ленин)
  7. +3
    9 января 2025 01:42
    170 мм это очень хорошо, но 2 выстрела в минуту - караул…
    1. -1
      9 января 2025 02:08
      Точно. Ну хотя бы даже не в два раза больше - 4, а надо минимум 6 в минуту!Но уверен, что трудолюбивые и супер мотивированные своим строем северо-корейцы смогут улучшить свои САУ, их скорострельность, после операции на войне в кратчайшие сроки! Тем более с нашей помощью и опытом. Ким рассусоливаться и позориться не будет. Пару месяцев, ну три, а может и раньше, и новые опытные образцы покатят на фронт!
      Очень бы в это хотелось бы верить!
      1. +4
        9 января 2025 08:04
        Пару месяцев, ну три, а может и раньше, и новые опытные образцы покатят на фронт!

        - писать фантастические рассказы не пробовали?
        1. -2
          9 января 2025 08:41
          С детства пишу. А про корейцев, уже чёрт его знает! Понятно, что технически, особенно к нас, это годы работы! Но раньше думали до 22 г., что КНДР вообще ничего не имеет из вооружения, кроме какой-то русской стрелковки (ППШ!), и возят мулежи всего на параде!
          А теперь мы у них необычные и более мощные РСЗО, снаряды, гаубицы, САУ закупаем, даже корявуют стрелковку! И, что там ещё получаем только МО с Путиным и солдатам известно!
          И в военное время, а у них оно там всегда, особенно когда теперь они нам помогают, их учёные под задачей товарища Кима могут так мобилизоваться, что нам и не снилось!
          Опять же, а почему бы и не помечтать? Хоть чему-то порадоваться в мыслях. Может кто-то тоже разделит это со мной.
  8. +7
    9 января 2025 08:21
    И тут вдруг выяснилось, что дальность поражения из натовских «цезарей», «крабов», «сюзанн», «панцире» и прочих «трех топоров», значительно превосходит наши «Гвоздики», «Мста», «Гиацинты» и «Акациями».

    Каждый год 9 мая мы смотрим парад Победы, где дикторы ТВ рассказывали нам, что у нас самая лучшая артиллерия. Выходит на деле, это оказалось враньем. Три года идет СВО, но Коалиция СВ не поступила войска. Саму Коалицию СВ мы делаем больше двадцати лет, вложили в нее очень много денег. Результата НЕТ. Знаю одно во времена Сталина, люди отвечающие за этот проект, ответили бы по полной строгости военного времени.
    1. +5
      9 января 2025 08:52
      Верно! Вон Грабин на какие трудовые и волевые подвиги шел в войну, подсудные и расстрельные, с пушкой зис-3! За 3 месяца её создал и самовольно внедрил на фронт! И не испугался, и помог родине с солдатами , и в результате был положительно оценён Сталиным!
  9. +2
    9 января 2025 08:21
    Надо управляемые снаряды к "Граду" и придать ему средства разведки: РЛС и БПЛА, в том числе для подсветки лазером.
  10. +1
    9 января 2025 12:53
    Для успешной контрбатарейной борьбы нужны две системы: ПРО - для уничтожения разведывательных и навигационных спутников (для вялотекущей СВО достаточно и приличной РЭБ без оглядки на мнение бывших партнёров); и самая дешёвая РСЗО по типу и на основе "Града" (130-мм калибр; Д-50км; снаряды с отделением отработавшего порохового двигателя). А самое главное - политическая воля в центре принятия решений.
  11. Voo
    +3
    9 января 2025 15:39
    Для успешной контрбатарейной борьбы нужны две системы: ПРО - для уничтожения разведывательных и навигационных спутников (для вялотекущей СВО достаточно и приличной РЭБ без оглядки на мнение бывших партнёров); и самая дешёвая РСЗО по типу и на основе "Града" (130-мм калибр; Д-50км; снаряды с отделением отработавшего порохового двигателя). А самое главное - политическая воля в центре принятия решений

    Полагаю, что имея более компетентного президента, патриоты бы сейчас не ломали голову о том, чем укомплектовать собственные ВС. Вот смотрю на Азербайджан и понимаю, что там президент не позволял партнерам вешать лапшу на уши, а четко шел к поставленной цели, в отличии от Армении.
  12. +3
    9 января 2025 15:47
    Как ни странно, весьма эффективным средством контрбатарейной борьбы с ВСУ оказались не другие артиллерийские орудия, а барражирующие боеприпасы семейства «Ланцет». Их дальность действия в 40-70 километров позволяла выслеживать вражеские гаубицы и РСЗО и оперативно поражать, даже когда они двигались на марше или пытались сменить позицию.

    По сути классическая контрбатарейная борьба уходит в прошлое. Засечь орудие за 40 км без воздушной разведки, мягко говоря сложно, а с учетом того что позиции все время меняются, то и это не помогает. А БПЛА может и засечь местоположение и сразу нанести удар.
  13. 0
    9 января 2025 17:18
    Как говорят "те кто понимает",худшее средство огневой поддержки при штурме укрепрайонов -это РСЗО (!)...в частности ,РСЗО "Град" !
  14. +1
    9 января 2025 18:35
    Вспомнил старый,ещё советский,фильм...

    Дядя Петя,ты dypak ?

    Только турак может считать Коксан эффективным контрбатарейным средством !
  15. 0
    10 января 2025 17:10
    Это обеспечивалось за счет широкого применения противником специальных активно-реактивных боеприпасов, да еще и корректируемых

    Автор назовет модели, кроме набившего оскомину «Экскалибура», который оказался говном и сейчас почти не применяется? Серийные и которые дали икс-менам, а не штучные дорогущие с минимумом ВВ, которые свои армии видят, разве что, на полигонах. Про дальности из 39-калиберных артсистем, которые не снились лапотным ванькам, тоже интересно почитать.
    1. 0
      12 января 2025 12:17
      Автор назовет модели, кроме набившего оскомину «Экскалибура», который оказался говном и сейчас почти не применяется?

      А ты сам можешь аргументировать с цифрами на руках, почему он оказался говном?
      Может, он почти не применяется не из-за того, что говно, а из-за высокой стоимости?
  16. 0
    10 января 2025 17:19
    И тут вдруг выяснилось, что дальность поражения из натовских «цезарей», «крабов», «сюзанн», «панцире» и прочих «трех топоров», значительно превосходит наши «Гвоздики», «Мста», «Гиацинты» и «Акациями»

    В основном в манямирке военкурвятника превосходит. Особенно когда в кошелёк падает крипта от куратора из СБУ. У них 39-калиберные Паладины и три топорика на 65 километров бьют. Правда, про это сами производители, наверное, не в курсе, но то такое.
  17. +1
    10 января 2025 21:19
    Цитата: Voo
    Полагаю, что имея более компетентного президента,

    ... Это Вы себя считаете "более компетентным"? Фамилия Ваша не Навальный, часом?
    1. 0
      11 января 2025 14:31
      некромантией попахивает........ bully
  18. +1
    13 января 2025 10:48
    Что вообще происходит, обычный Град с нормальной системой наведения, расчетом с коррекцией БПЛА, решает все задачи по уничтожению всего и задёшево и мобильно, что бы я сделал, так поставил Град на Т-55 и забронировал его корпус от осколков и БПЛА, и терминатор нафиг не нужен, вывел танк на прямую наводку и разнёс нафиг любой опорник бандеровцев am
  19. 0
    Вчера, 16:15
    Где она наша Коалиция СВ ??? Одни разговоры. Спасибо хоть Пион и Малку коммунисты успели сделать.