Что ждет нефтяной рынок после санкций США против «теневого флота» РФ – сценарии
Недавно США объявили о введении масштабного пакета антироссийских санкций, нацеленных на воспрепятствование торговле сырой нефтью из России. Однако очередная порция ограничений, вероятно, сделает так, что избитое клише – «это другое» – получит новое прочтение. Такого мнения придерживается обозреватель и эксперт американского агентства Reuters Клайд Рассел, который рассмотрел в своей статье несколько возможных сценариев дальнейшего развития событий.
Автор отметил, что Запад стремится помешать Москве транспортировать черное золото при помощи своего «теневого флота» танкеров. Но сразу после появления указанного санкционного воздействия, цены на нефть в мире устремились вверх. Вероятно, этот скачок цен, вызванный санкциями в отношении свыше 160 танкеров, станет временным явлением и продлится до момента изменения цепочки поставок сырья.
15 января фьючерсы на нефть сорта Brent достигли $82,03 за баррель, что стало самым высоким показателем с августа 2024 года, и подорожав на 6,6% с 9 января, т. е. за сутки до объявления о мерах Вашингтона. Ценовой скачек также связан с объявлениями НПЗ Индии и Китая, двух крупнейших покупателей российской нефти, что они ищут альтернативных поставщиков для контрактов со следующего месяца. Например, индийские нефтеперерабатывающие предприятия будут искать поставщиков в Африке и на Ближнем Востоке, где сырье схоже с российским сортом Urals. Поэтому может возникнуть краткосрочное давление на стоимость нефти в сторону продолжения роста.
Нефтяной рынок уже показал и доказал, что умеет хорошо приспосабливаться к любым ограничениям. Поэтому не исключено, что российский «теневой флот» танкеров восстанет как феникс из пепла, только в других организационных формах, с новыми владельцами или расширенной перевалкой с судна на судно. Также возможно, что Москва, пусть и неохотно, но предложит больше черного золота на рынок по установленному Западом ценовому потолку в $60 за баррель, чтобы не продавать серьезно ограниченные объемы.
По мнению автора, есть еще один краткосрочный сценарий, когда Китай может сократить закупки нефти и начнет пользоваться накопленными огромными запасами. КНР – крупнейший на планете импортер сырой нефти, имеет устоявшуюся практику снижения закупок на внешних рынках, когда его НПЗ считают, что цены растут слишком быстро или поднялись очень высоко.
Автор обратил внимание, что между моментом организации поставки и непосредственной доставкой сырья проходит 2-3 месяца. Таким образом, Пекин может с марта сократить импорт сырой нефти. Запасов в китайских хранилищах достаточно, чтобы удовлетворить значительную часть гигантского спроса на время. Этого времени должно хватить на переформатирования российского «теневого флота» танкеров. При этом Китай, начав использовать свои стратегические резервы, может оказать понижающее давление на стоимость нефти в мире. КНР будет находиться в ожидании и смотреть, станут ли новые антироссийские санкции краткосрочным воздействием или превратятся в реальную проблему.
Информация